Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 января 2024 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Карвась В.Д.,
с участием прокурора Деминой В.В.,
представителя административного истца Пчелинцева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-130/2024 по иску муниципального предприятия городского округа Самара «Самараводоканал» к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л:
МП г.о.Самара «Самараводоканал» обратилось в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими пунктов 22321, 22395, 22396 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 со дня его принятия, указывая, что предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежат здание производственно-бытовое ЦЭРТ с кадастровым номером №, здание производственно-бытовое № 2 с кадастровым номером №, здание производственно-бытовое ББВ с кадастровым номером №. Включение объектов недвижимости в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу. Просило заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности Пчелинцев Д.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям, указывая, что на период принятия оспариваемого нормативного правового акта здания не использовались.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку спорные объекты недвижимого имущества имеют наименования, предусматривающие размещение объектов бытового обслуживания, при этом расположены на земельном участке с видом разрешенного использования, предусматривающим размещение торговых объектов, министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни на основании п.4 ст.378.2 НК РФ. В рамках рассмотрения заявления административного истца по вопросу исключения спорных объектов из Перечня на 2022 год, 04.10.2023 был проведен осмотр, в результате которого установить фактическое использование спорных объектов недвижимости не представилось возможным в связи с отсутствием доступа членов комиссии для их осмотра. В 2022 году иных мероприятий по определению фактического использования спорных объектов недвижимости министерством не проводилось, решения об исключении указанных объектов недвижимости из Перечней, в том числе на 2023 год не принимались.
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца.
Суд, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
В вышеуказанный перечень под пунктом 22321 включен объект – здание с кадастровым номером №, наименование: здание производственно-бытовое ЦЭРТ, назначение: нежилое, площадью 249,8 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 1, местоположение: Самарская область, г.Самара, р-н Советский, ул. Двадцать второго Партсъезда, д.б/н,
под пунктом 22395 включено здание с кадастровым номером №, наименование: здание производственно-бытовое ББВ, назначение: нежилое, площадью 372,5 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 1, местоположение: Самарская область, г.Самара, р-н Советский, ул. Двадцать второго Партсъезда, д.б/н,
под пунктом 22396 включено здание с кадастровым номером №, наименование: здание производственно-бытовое № 2, назначение: нежилое, площадью 72,9 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 1, местоположение: Самарская область, г.Самара, р-н Советский, ул. Двадцать второго Партсъезда, д.б/н,
Здания принадлежат на праве хозяйственного ведения МП г.о.Самара «Самараводоканал», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, приказами Департамента управления имуществом г.о.Самара от 14.09.2010 № 3222, от 07.10.2010 № 3572.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащих административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пункт 4 ст.378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, наименование: здание производственно-бытовое № 2, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от 30.11.2023 № КУВИ-001/2023-265628554, в реестровом деле отсутствует технический план в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0324001:587.
В соответствии с техническим паспортом Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», выполненным по состоянию на 10.01.1990, здание включает в себя: подвал: производственное, машинное отделение, 1 этаж: узел управления.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, наименование: здание производственно-бытовое ББВ, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от 30.11.2023 № КУВИ-001/2023-265628577, в реестровом деле отсутствует технический план в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0324001:581.
В соответствии с техническим паспортом Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», выполненным по состоянию на 09.01.1990, здание включает в себя: подвал: склады, коридор, лестничная клетка, 1 этаж: склады, коридор, санузлы, лестничная клетка, кабинеты, 2 этаж: склады, санузел, лестничная клетка. При этом наименование «кабинет» не является тождественным наименованию «офисы».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, наименование: здание производственно-бытовое ЦЭРТ, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Из материалов реестрового дела представлен технический паспорт на здание, составленный Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 08.01.1990, согласно которому здание включает в себя: подвал: склад, лестница, 1 этаж: санузел, коридор, мастерская, лестница, 2 этаж: очистное сооружение, лестница, кабинет.
При этом в зданиях наименование помещений «кабинет» не является тождественным наименованию «офисы».
Здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:34303, категория: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: центральный склад материально-технического снабжения, собственником которого является муниципальное образование г.о.Самара.
Согласно выписки из ЕГРН от 05.12.2022, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:34303 имел вид разрешенного использования: для иных видов использования, характерных для населенных пунктов.
Таким образом, наименование и технические характеристики зданий, а также виды разрешенного использования земельного участка не подпадают безусловно под критерии ст.378.2 НК РФ.
Мероприятий по определению фактического использования зданий на момент формирования и утверждения Перечня административным ответчиком не проводилось.
Суд не принимает во внимание акты осмотра от 04.10.2023, выполненные ГБУ СО «ЦРР», поскольку они изготовлены после принятия оспариваемого нормативного правового акта.
С учетом изложенного, суд полагает, что принадлежащие административному истцу здания не соответствуют ни одному из условий, предусмотренных ст.378.2 НК РФ.
Доказательств фактического использования указанных объектов недвижимости в целях, предусмотренных п.4 ст.378.2 НК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечень спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующим с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск муниципального предприятия городского округа Самара «Самараводоканал» к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в него под пунктом 22321 здания с кадастровым номером №, под пунктом 22395 здания с кадастровым номером №, под пунктом 22396 здания с кадастровым номером №.
Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.01.2024.
Судья: М.А.Панкова