Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-10/2019 от 11.01.2019

Судья Согданова Е.Е. № 7-15/2019

РЕШЕНИЕ

31 января 2019 г. г. Элиста

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Панасенко Г.В.,

при секретаре Манжиковой А.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Калмыкия» Андреева А.В.на постановление и.о. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте от 22 октября 2018 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 декабря 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Калмыкия» Андреева А.В.,

у с т а н о в и л:

постановлением и.о. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте М. от 22 октября 2018 г. генеральный директор Открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Калмыкия» (далее – ОАО «АИЖК РК») Андреев А.В.признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 декабря 2018 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба генерального директора ОАО «АИЖК РК» Андреева А.В.– без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, генеральный директор ОАО «АИЖК РК» Андреев А.В., выражая несогласие с названными постановлением и судебным решением, просит их отменить и производство по делу прекратить. Указывает на отсутствие у должностного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 КоАП РФ, а также неизвещение его о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что является существенным нарушением норм закона, влекущим безусловную отмену обжалуемых актов.

Выслушав объяснения генерального директора ОАО «АИЖК РК» Андреева А.В., старшего государственного налогового инспектора Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте Г., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 5 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение руководителем юридического лица обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Из материалов дела усматривается, что 12 октября 2018 г. старшим государственным налоговым инспектором Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте А. в отношении генерального директора ОАО «АИЖК РК» Андреева А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 КоАП РФ.

Согласно данному протоколу об административном правонарушении, Андрееву А.В. вменяется в вину то, что он, являясь директором ОАО «АИЖК РК», в нарушение статьи 9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не исполнил обязанность по подаче в арбитражный суд заявления о признании названного юридического лица банкротом. Так, в соответствии с требованием Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте ОАО «АИЖК РК» было обязано добровольно уплатить задолженность по налогам и пеням в общей сумме 799817 руб. 81 коп. в срок до 28 февраля 2018 г., а поскольку она не была погашена, Андреев А.В. был обязан в срок по 29 июня 2018 г. (3 мес. + 1 мес.) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ОАО «АИЖК РК» банкротом, однако он не исполнил данную обязанность.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора ОАО «АИЖК РК» Андреева А.В. к административной ответственности по части 5 статьи 14.13 КоАП РФ.

Однако состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи законными признать нельзя.

Статьей 24.1 КоАП РФ об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.

По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Как видно из протокола об административном правонарушении, он был составлен должностным лицом административного органа в отношении генерального директора ОАО «АИЖК РК» Андреева А.В. 12 октября 2018 г. без участия последнего.

Каких-либо сведений, подтверждающих извещение названного лица о составлении протокола об административном правонарушении 12 октября 2018 г., в материалах дела не имеется. Также отсутствуют доказательства направления Андрееву А.В. копии протокола об административном правонарушении.

В ходе производства по делу Андреев А.В. оспаривал правомерность привлечения его к административной ответственности, последовательно заявляя в поданных в суд жалобах о том, что протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие при том, что он не был извещен о месте и времени его составления.

В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ эти доводы оставлены без надлежащей правовой оценки нижестоящей судебной инстанцией.

Согласно имеющемуся в деле уведомлению о месте и времени составления протокола об административном правонарушении – 12 октября 2018 г., оно было направлено генеральному директору ОАО «АИЖК РК» Андрееву А.В. 02 октября 2018 г. за исх. № 10-07/22530 по месту его жительства: (данные изъяты).

Имеющиеся в деле почтовые идентификаторы, в частности, № (данные изъяты), свидетельствуют лишь о том, что на дату составления протокола об административном правонарушении административный орган располагал лишь данными о неудачной попытке вручения корреспонденции адресату 04 октября 2018 г., что с учетом положений Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. № 234, не могло расцениваться как надлежащее извещение лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Так, в силу пункта 34 названных Правил оказания услуг почтовой связи письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи.

По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.

К моменту составления протокола об административном правонарушении предусмотренный пунктом 34 Правил оказания услуг почтовой связи 30-тидневный срок хранения почтовой корреспонденции не истёк.

Данные факты подтверждают то обстоятельство, что на момент составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела Андреев А.В. не был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, и это лишило его возможности реализовать права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, в том числе право давать объяснения, представлять доказательства. Указанное свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Поскольку протокол об административном правонарушении, представляющий собой основополагающий процессуальный документ, фиксирующий событие административного правонарушения, получен с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, он является недопустимым доказательством и соответственно не может использоваться по делу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Из пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ следует, что на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

Такая возможность в настоящий момент утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

При изложенных обстоятельствах постановление и.о. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте от 22 октября 2018 г. и решение судьи Элистинского городского суда от 18 декабря 2018 г. подлежат отмене, а производство по данному делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Калмыкия

р е ш и л:

жалобу генерального директора Открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Калмыкия» Андреева А.В. удовлетворить.

Постановление и.о. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте от 22 октября 2018 г., решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 декабря 2018 г., вынесенные в отношении генерального директора Открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Калмыкия» Андреева А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить.

Судья Г.В. Панасенко

21-10/2019

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Андреев Алексей Васильевич
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Панасенко Галина Владимировна
Статьи

ст. 14.13 ч.5 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--kalm.sudrf.ru
11.01.2019Материалы переданы в производство судье
31.01.2019Судебное заседание
01.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2019Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее