Дело № 2-498/2024 (2-10006/2023)
УИД 35RS0010-01-2023-010719-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 05 февраля 2024 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Цветковой А.В., при секретаре Галаховой П.Д., с участием истца Асташенко С.П., представителя истца Флегонтовой О.П., представителя Администрации г. Вологды по доверенности Журавлевой Э.А., представителя ООО «УК РЭС-12» по доверенности Фоменко Т.В., представителя Государственной жилищной инспекции Вологодской области по доверенности Желтухина П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Асташенко С. П. к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Региональные эксплуатационные системы-12», Государственной жилищной инспекции Вологодской области, Администрации г. Вологды об обязании представить копию акта обследования квартиры, провести обследование по факту перепланировки и (или) переустройства жилого помещения,
установил:
Асташенко С.П. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Региональные эксплуатационные системы-12» (далее - ООО УК «РЭС-12»), Государственной жилищной инспекции Вологодской области (далее – ГЖИ Вологодской области), в обоснование которого указала, что является собственником квартиры <адрес> В феврале 2023 года в данном доме квартиру № купила ФИО1 и начала делать ремонт, в том числе без разрешения собственников данного МКД и управляющей компании заменила общедомовое имущество - стояки отопления и водоотведения, которые и так уже были заменены ООО УК «РЭС-12». 13.06.2023 она (Асташенко С.П.) обратилась в ООО УК «РЭС-12» с заявлением о проведении проверки по факту выявления возможных нарушений при осуществлении ремонта ФИО1 28.06.2023 обследование было проведено, однако копия акта обследования ей выдана не была. Она была вынуждена обратиться в ГЖИ ВО по факту непредоставления копии акта. ГЖИ Вологодской области с обследованием не выходило. Кроме стояков горячего водоснабжения и водоотведения в квартире № ФИО1 залила новый теплый пол, использовав для его нагрева систему отопления МКД № Ранее ФИО1 уже заливала истца. Поскольку имущество было застраховано, она получила страховое возмещение. Ни одна из организаций, осуществляющих контроль за соблюдением жилищных прав граждан, не вышла с осмотром и обследованием квартиры ФИО1, все ответы на заявления предоставлялись на основании акта управляющей компании, которая ввела всех в заблуждение. Просила суд обязать ООО УК «РЭС-12» представить копию акта обследования <адрес>, обязать ГЖИ Вологодской области провести обследование <адрес> по факту перепланировки и (или) переустройства жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела по существу к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г. Вологды.
В ходе рассмотрения дела по существу исковые требования были изменены, истец также просила обязать Административный департамент Администрации г. Вологды провести обследование <адрес> по факту перепланировки и (или) переустройства жилого помещения.
В судебном заседании истец Асташенко С.П. исковые требования поддержала в полном объеме, представитель истца по устному заявлению Флегонтова О.П. представила дополнение к правовой позиции, в соответствии с которым согласно п. 34 Постановления Правительства РФ от 27.03.2018 № 331 управляющая организация по запросу собственника предоставляет, в том числе, иную информацию, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией предусмотрена законодательством РФ. Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 управляющая организация по требованию собственников помещений в МКД обязаны предоставить акт обследования технического состояния МКД и иные документы, в которых содержатся сведения о выявленных дефектах, неисправностях, повреждениях.
В судебном заседании представитель ответчика ГЖИ Вологодской области по доверенности Желтухин П.В. пояснил, что ГЖИ Вологодской области исковые требования не признает. Перенос системы отопления или изменение ее конфигурации не требует внесения изменений в технический паспорт и не может рассматриваться как переустройство жилого помещения. Любые несанкционированные изменения, связанные с изменением конфигурации системы отопления в многоквартирном доме, следует рассматривать как повреждение (порчу) общего имущества МКД. Обязанность устранения таких повреждений возлагается на управляющую организацию. Полномочия по осмотру специалистами инспекции квартиры № целью установления фактов нарушения в работе системы отопления и водоотведения отсутствуют, поскольку указанное мероприятие должно проводиться в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Кроме того, в соответствии со ст. 76 ч. 4 ФЗ-248 процедура осмотра не может производиться в отношении жилого помещения. ГЖИ Вологодской области является ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании представитель ответчика ООО УК «РЭС-12» по доверенности Фоменко Т.В. пояснила, что ООО УК «РЭС-12» исковые требования не признает. 13.06.2023 истец обратилась с заявлением о проведении обследования квартиры № на предмет устройства системы «теплый пол» от системы ГВС или отопления. При этом на дату подачи заявления истцу со стороны собственника квартиры № не причинен какой-либо материальный ущерб. В результате обследования жилого помещения 28.06.2023 самовольного переустройства в квартире не выявлено, о чем заявитель поставлен в известность. Поскольку результат обследования квартиры № никак не затрагивает личные имущественные интересы истца и отсутствует опасность реальной угрозы нарушения права собственности, управляющей компанией было отказано в предоставлении результатов обследования. 08.11.2023 был осуществлен дополнительный выход в жилое помещение №. Факт самовольного переустройства не нашел своего подтверждения. Управляющая организация обязана предоставить общую информацию об МКД в силу п. 34 Правил №, объем информации, подлежащей раскрытию, определен пунктом 31 Постановления. Ни в одной из приведенных истцом правовых норм не содержится обязанности управляющей компании по предоставлению информации о проведенном обследовании не принадлежащего подателю запросы индивидуального помещения.
В судебном заседании представитель Администрации г. Вологды по доверенности Журавлева Э.А. пояснила, что в отсутствие сведений о причинении вреда или об угрозе причинения вреда осмотры жилых помещений по обращениям других собственников не проводятся.
Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Судом установлено, что Асташенко С.П. является собственником <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.04.2006.
Согласно выписке из ЕГРН собственником жилого помещения <адрес> 09.02.2023 является ФИО1
Управление домом осуществляет ООО УК «РЭС-12».
26.06.2023 произошел залив квартиры истца. ПАО СК «Росгосстрах» признало случай страховым по договору серии № со сроком действия с 21.03.2023 по 20.06.2024, выплатило Асташенко С.П. страховое возмещение в размере 39 250 руб. 64 коп.
26.07.2023 Асташенко С.П. обратилась в прокуратуру г. Вологды
В ответе № от 31.07.2023 прокуратура г. Вологде сообщила Асташенко С.П., что согласно информации, изложенной в ее обращении, ремонтные работы, производимые собственником <адрес>, не затрагивает общего имущества собственников помещения многоквартирного дома. Копия обращения направлена в адрес Департамента городского хозяйства Администрации г. Вологды и ГЖИ Вологодской области.
Из ответа от 31.07.2023 № Департамента городского хозяйства Администрации г. Вологды на обращение Асташенко С.П. следует, что в ходе обследования 25.07.2023 <адрес> нарушения норм и правил эксплуатации на сетях отопления, водоснабжения и водоотведения, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, не выявлено, что подтверждается соответствующим актом. У Департамента отсутствуют основания для проведения контрольных мероприятий в отношении ООО УК «РЭС-12».
ГЖИ Вологодской области в ответе № № от 09.08.2023 сообщило Асташенко С.П., что по информации Управления архитектуры Администрации г. Вологды от 27.07.2023 документы о согласовании перепланировки и (или) переустройства жилого помещения отсутствуют. По информации ООО УК «РЭС-12» в ходе обследования жилого помещения 28.06.2023 и 25.07.2023 устройства «теплых полов» от системы теплоснабжения не выявлено, факта перепланировки и переустройства инженерных сетей не установлено. Квартира приобретена в собственность в феврале 2023 года, проводится косметический ремонт. Инспекцией вынесено мотивированное представление об отсутствии оснований для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении собственника <адрес>.
28.08.2023 ООО УК «РЭС-12» предоставило Асташенко С.П. ответ, что в результате обследования квартиры № произведен ремонт, несущие конструкции без изменений, системы водоснабжения и теплоснабжения находятся в исходном состоянии. Акт обследования квартиры № выдать не представляется возможным, он может быть выдан по запросу контролирующих органов или по судебному запросу.
08.11.2023 ООО УК «РЭС-12» составлен акт № №, согласно которому при обследовании в присутствии собственника <адрес> установлено, что внутриквартирные инженерные сети (стояки ХГВС, канализация, отопление) находятся рабочем состоянии. Самовольного переустройства и/или перепланировки жилого помещения не установлено. В квартире проводится косметический ремонт, нарушений норм и правил эксплуатации, в том числе общего имущества МКД не выявлено.
Разрешая гражданское дело по существу заявленных требований, суд не находит оснований для их удовлетворения, при этом исходит из следующего.
Как указано в ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Частью 4 ст. 17 ЖК РФ установлено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как указано в ч.ч. 1, 4 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Предметом государственного жилищного надзора является, в том числе, соблюдение гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (пп. 1 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).
В силу п. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации). Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абзац 3 пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170).
Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения (часть 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Право надзорных органов проводить контрольные (надзорные) мероприятия и выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в ходе в государственного жилищного надзора предусмотрена ст. 20 ЖК Российской Федерации, ст. 27 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Как указано в п. 1 ст. 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ, основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает, в том числе при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций (п. 1 ст. 58 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ).
При рассмотрении таких обращений должностным лицом контрольного (надзорного) органа проводится оценка их достоверности (п. 2 ст. 58 указанного закона).
Согласно п. 3 ст. 58 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ в целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа при необходимости: 1) запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации; 2) запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений, однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным; 3) обеспечивает, в том числе по решению уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа, проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия.
Принимая во внимание, что управляющей компаний при обследовании жилого помещения <адрес> не установлено нарушения норм и правил эксплуатации на сетях отопления, водоснабжения и водоотведения, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, оснований для возложения обязанности о проведении контрольных (надзорных) мероприятий у суда не имеется.
Как указано в п. 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. (п. 13 Правил № 491).
Осмотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные (п. 13.1 Правил).
Текущие осмотры могут быть общие, в ходе которых проводится осмотр всего общего имущества, и частичные, в ходе которых осуществляется осмотр элементов общего имущества.
Как указано в п. 14 Правил, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения требования Асташенко С.П. об обязании управляющей компании представить копию акта обследования <адрес>.
Руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Асташенко С. П. к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Региональные эксплуатационные системы-12», Государственной жилищной инспекции Вологодской области, Администрации г. Вологды об обязании представить копию акта обследования квартиры, провести обследование по факту перепланировки и (или) переустройства жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В. Цветкова
Мотивированное решение составлено 12.02.2024.