Дело № 2-668/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2016 года г.Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Турковой С.А.,
при секретаре Лысановой И.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Чаусовой Г.С. к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение,
УСТАНОВИЛ:
Чаусова Г.С. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения <адрес> о компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, указав, о том, что она является работником здравоохранения, и работает в ГБУЗ «Саракташская РБ» <адрес>, проживает в сельской местности и пользуется льготами по <данные изъяты>% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденными ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ №. За период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) в счет оплаты за освещение ей было начислено <данные изъяты> рублей, за отопление в указанный период - <данные изъяты> рублей.
Ссылаясь на то, что в соответствии с ч.2 ст.63 Основ врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление - квартир с отоплением и освещением и это право в соответствии с положениями закона за ними сохранено вне зависимости от изменения положений закона в случае наличия трудовых отношений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ просила суд взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в свою пользу в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> за счет средств бюджета субъекта РФ - <адрес>.
Истец Чаусова Г.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, при обращении в суд просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Саракташская РБ» <адрес>, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте был извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, в котором указал, что иск является обоснованным и частично подлежит удовлетворению. Однако в расчете затрат по освещению и отоплению, представленных истцом допущены ошибки, а именно: по освещению неправильно указана сумма затрат за октябрь 2015 года, по отоплению включены затраты по всем месяцам, а не за отопительный период с октября по апрель. С учетом изложенного, просил исковые требования удовлетворить частично.
Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу.
До 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, в силу части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Статья 63 Основ дополнена частями 4, 5, и 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
При этом частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07 февраля 2008 года N 383-О-П, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
В соответствии с ч.2 ст.72 ФЗ от 21.11.2011г. №23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Установленная <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории <адрес>» №1772/301/-11-03 от 12.01.2005г. (с изменениями, внесенными <адрес> от 10.01.2007г. №913/196-1У-03) мера социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (компенсация) в размере 120 рублей, а с 01.01.2007г. - 155 рублей является дополнительнойпо отношению к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников.
Кроме того, анализ вышеуказанных норм свидетельствуют о том, что выплатой денежной компенсации в размере 155 рублей нарушаются права истца, поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно вышеназванного определения Конституционного суда выплаты компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В данном случае идет речь не об общем объеме произведенных выплат ответчиком, а об объеме произведенных выплат конкретному субъекту - получателю льгот.
В соответствии со ст.35 ФЗ №122 от 22.08.2004г. решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В соответствии с Указом губернатора <адрес> от 09.09.2010г. № 184-ук «Об утверждении положения, структуры и предельной численности Министерства здравоохранения <адрес>» Министерство здравоохранения <адрес> является органом, исполнительной власти <адрес>, обеспечивающим проведение в <адрес> государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия РФ в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Деятельность Министерства финансируется за счет средств областного и федерального бюджетов, поступающих в областной бюджет в виде субвенций для осуществления отдельных полномочий РФ в области охраны здоровья граждан, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (п.6). Министерство осуществляет полномочия главного администратора - доходов по средствам, поступающим на счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые Министерству и подведомственным ему государственным учреждениям, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства, оказание услуг в сфере охраны здоровья граждан и реализацию возложенных на Министерство функций (п.12).
Учредителем ГБУЗ «Саракташская РБ» <адрес>, является <адрес>, а функции и полномочия учредителя возложены на Министерство здравоохранения <адрес>.
Судом установлено, что Чаусова Г.С. с ДД.ММ.ГГГГ принята в ГБУЗ «Саракташская РБ» на должность <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> и продолжает работать в настоящее время.
Согласно справке, выданной администрацией <данные изъяты> <адрес>, копии паспорта, Чаусова Г.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и фактически проживает в жилом доме по адресу: <адрес> вместе с членами семьи.
Совместно с Чаусовой Г.С. по указанному адресу проживает <данные изъяты> – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; <данные изъяты> - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; <данные изъяты> – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, поскольку Чаусова Г.С. является медицинским работником, проживающим в сельской местности и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. №5487-1 имела право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, данное право сохранено за ней и в настоящее время.
Из справки, представленной ГБУЗ «Саракташская РБ» следует, что Чаусова Г.С. пользуется денежной компенсацией за частичное возмещение расходов по оплате коммунальных услуг в размере <данные изъяты> рублей в месяц и за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года ей выплачено <данные изъяты> рублей.
Иные компенсационные выплаты Чаусовой Г.С. и членам ее семьи не производились.
Согласно сведениям, представленным ОАО «Оренбургсельэнергосбыт» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чаусовой Г.С. начислено за потребленную электроэнергию <данные изъяты> рублей.
Из справки, представленной <данные изъяты>» о движении начисленных и оплаченных сумм за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года Чаусовой Г.С. начислено <данные изъяты> рублей.
В жилых помещениях, где установлены приборы учета, возмещению подлежат расходы за отопление в отопительный период, установленный органом местного самоуправления.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ срок начала отопительного периода на ДД.ММ.ГГГГ года установлен с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-<данные изъяты> срок окончания отопительного периода установлен с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ срок начала отопительного периода на ДД.ММ.ГГГГ года установлен с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-<данные изъяты> срок окончания отопительного периода установлен с ДД.ММ.ГГГГ года
Таким образом, расходы на отопление, подлежащие возмещению, исходя из отопительного периода, составляют <данные изъяты> рублей.
Разница между стоимостью потребленных Чаусовой Г.С. «коммунальных услуг» в виде отопления и освещения и выплаченной ей компенсацией нарушает права последней, не компенсирует в полном объеме затраты, связанные с оплатой «коммунальных услуг» в виде отопления и освещения, что противоречит позиции Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего «возмещения», формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
С учетом расходов на отопление и освещение, понесенных истицей и подлежащих компенсации в сумме <данные изъяты> (понесенные расходы за отопление за вычетом отопительного сезона) + <данные изъяты> (понесенные расходы за освещение) и выплаченной за спорной период компенсации в возмещение расходов в размере <данные изъяты> рублей, а также с учетом вышеприведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению и взыскивает с Министерства здравоохранения <адрес> в пользу Чаусовой Г.С. в возмещение расходов на отопление и освещение <данные изъяты>).
На основании вышеизложенного, и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чаусовой Г.С. к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в пользу Чаусовой Г.С. компенсацию расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копеек за счет средств бюджета субъекта РФ - <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию Оренбургского областного суда через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна судья
В окончательной форме решение принято 04 февраля 2016 года