Судья Юртаева О.А.
Дело № 12-198/2022 (№ 71-79/2022)
РЕШЕНИЕ
02 июня 2022 г. г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Гавриков И.В., рассмотрев жалобу защитника Балобанова И.А. на постановление должностного лица административного органа от 14.02.2022, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 13.04.2022, вынесенные в отношении Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО С. от 14.02.2022 Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области (далее - УФСИН России по ЕАО) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи районного суда от 13.04.2022 постановление должностного лица административного органа от 14.02.2022 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в суд Еврейской автономной области, защитник Балобанов И.А. просит отменить решение суда.
Мотивируя жалобу, указывает, что неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера обусловлено неоднократным внесением существенных изменений в федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)», утверждённую постановлением Правительства РФ от 06.04.2018 № 420, в части срока окончания работ по объекту «Строительство склада хранения вооружения ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО». В настоящее время строительство склада перенесено на 2030 год. Доведённые в 2019 году лимиты бюджетных ассигнований в размере <...> рублей направлены на осуществление разработки проектно-сметной документации. В настоящее время выполнение данных работ приостановлено в связи с получением отрицательного заключения государственной экспертизы.
Считает, что допущенное УФСИН России по ЕАО правонарушение является малозначительным, так как управлением предприняты все возможные меры для исполнения решения суда, но склад хранения вооружения не построен по независящим от юридического лица причинам.
Просит учесть, что правонарушение не повлекло негативных последствий, а также угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, поскольку взрывчатые вещества и средства были переданы на хранение в УФСИН России по Амурской области.
В судебном заседании защитник Ница М.В., доводы жалобы поддержал, просил отменить решение судьи районного суда от 13.04.2022.
Старший помощник прокурора области Кишкунова Л.Е. возражала против удовлетворения жалобы.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела следует, что 10.02.2022 судебным приставом- исполнителем ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО С. в отношении УФСИН России по ЕАО составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, за неисполнение требований неимущественного характера по исполнительному производству № <...>-ИП от 19.04.2021, предмет исполнения: обязать ФКУ «Управление строительства № 101 Федеральной службы исполнения наказаний» и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области в срок до 01.01.2019 создать путём строительства склад для хранения вооружения, боеприпасов и спецсредств в соответствии с требованиями Наставления по организации снабжения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 28.04.2006 № 211.
Постановлением должностного лица административного органа от 14.02.2022 УФСИН России по ЕАО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Проверяя законность вынесенного постановления, судья районного суда с выводами должностного лица и принятым им решением согласился.
Однако состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя ввиду следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьёй 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с названной нормой права в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем событие вмененного УФСИН России по ЕАО административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о наложении административного штрафа требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.
При этом неисполнение должником соответствующих требований во вновь установленный срок после вынесения постановления о наложении административного штрафа является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
При описании события административного правонарушения, совершение которого вменено УФСИН России по ЕАО, должностное лицо административного органа, составившее протокол по делу об административном правонарушении, фактически ограничилось указанием на неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, и перечислением действий, которые совершались по отношению к должнику в рамках исполнительного производства. Обстоятельства совершённого административного правонарушения в протоколе не отражены, указание на наличие названного квалифицирующего признака отсутствует.
Исходя из диспозиции части 2 статьи 17.15 КоАП РФ событие указанного административного правонарушения наступает по истечении нового срока, установленного судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Как следует из материалов исполнительного производства от 19.04.2021 № <...>-ИП постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО от 15.09.2021 УФСИН России по ЕАО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО от 15.09.2021 назначен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30.09.2021.
Во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок после наложения административного штрафа требования исполнительного документа исполнены не были.
Вместе с тем, должностным лицом административного органа место и время совершения административного правонарушения, которые относятся к событию административного правонарушения, входят в предмет доказывания и являются обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения дела, в протоколе об административном правонарушении от 10.02.2021 (л.д. 83) не установлены.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Следует также отметить, что, исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении ненадлежащее описание события административного правонарушения влечёт нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу административного правонарушения.
Указанные выше нарушения также допущены при вынесении постановления должностным лицом административного органа и решения судьёй районного суда.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 30.7 КоАП РФ такое решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на полноту и объективность рассмотрения дела, а также на законность решений, принятых должностным лицом административного органа и судьей, которыми эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статьей 24.1, 26.1 КоАП РФ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ при существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решения об отмене не вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение в том числе должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения и на момент рассмотрения настоящего дела не истёк.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа от 14.02.2022, решение судьи районного суда от 13.04.2022 не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Биробиджану № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 14.02.2022, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 13.04.2022, вынесенные в отношении Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить начальнику отделения - старшему судебному приставу отделения судебных приставов по г. Биробиджану № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на новое рассмотрение.
Жалобу защитника Балобанова И.А. считать удовлетворённой частично.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба, принесён протест в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья И.В. Гавриков