РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Большие Уки Омская область 22 ноября 2023 года
Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Коршуна В.Н., при секретаре судебного заседания Зибировой И.А., с участием помощника прокурора Большеуковского района Омской области Клок Д.С., представителя ответчика Мельничкина А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Большеуковского района Омской области, поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Становского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области о возложении обязанности принять предусмотренные законом меры по организации текущего технического учета дорог местного значения,
установил:
прокурор Большеуковского района Омской области обратился в суд с вышеназванным иском, в обосновании которого с учетом уточнений указал, что прокуратурой района проведена проверка в отношении Администрации Становского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области, в ходе которой установлено, что Администрация сельского поселения в нарушение требований Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», утвержденного приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1004-ст, в 2022 году и истекшем периоде 2023 года не организовала мероприятия по текущему техническому учету дорог местного значения, расположенных в пределах Становского сельского поселения по адресу: с. Становка, ул. Совхозная; с. Становка, ул. Школьная; с. Становка, ул. Солнечная; с. Становка, ул. Пролетарская; с. Становка, ул. Зеленая; с. Становка, ул. Набережная; с. Становка, ул. Мира; с. Становка, ул. Береговая; с. Становка, ул. Заречная. По данному факту прокуратурой района главе сельского поселения внесено представление, однако мер к устранению нарушений не принято. Не проведение Администрацией сельского поселения данных мероприятий нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам местного значения. Просит обязать Администрацию Становского сельского поселения в срок до 01.05.2024 организовать мероприятия по текущему техническому учету вышеуказанных дорог местного значения в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015.
В судебном заседании помощник прокурора Большеуковского района Омской области Клок Д.С. уточненные исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Мельничкин А.С. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив их совокупность с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности поселения.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с подп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402, в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог устанавливаются ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» (далее - ГОСТ 33388-2015).
Паспортизация автомобильных дорог - учет автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с составлением технического паспорта и формированием базы дорожных данных. Технический паспорт автомобильной дороги - технический документ, содержащий данные о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, полученные в результате проведения технического учета дороги. Технический учет автомобильной дороги - систематический сбор данных о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги для составления и ведения технического паспорта автомобильной дороги (3.8-3.10 ГОСТ 33388-2015).
Паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог (4.2.1 ГОСТ 33388-2015).
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.
Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги (4.2.2 ГОСТ 33388-2015).
В соответствии с п. 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 различают первичный, повторный и текущий технический учет и паспортизацию автомобильных дорог. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов. Вновь построенные, реконструированные и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги подлежат техническому учету и паспортизации после утверждения Государственной комиссией актов приемки дороги в эксплуатацию. Технический учет в этом случае должен проводиться не позднее, чем через шесть месяцев после приемки дороги в эксплуатацию. Повторный технический учет проводится на существующих дорогах, имеющих паспорта, но содержащих сведения не в полном объеме. Текущий технический учет производится ежегодно по специальной программе, которая составляется по результатам анализа информации существующего технического паспорта дороги с обоснованием необходимости измерения отдельных переменных параметров дороги (прочность, ровность, сцепные качества покрытия и т.п.). По данным текущего учета один раз в год по состоянию на 1 января вносят изменения в паспорт дороги.
В силу п. 6.1 ГОСТ 33388-2015 работы по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог выполняются поэтапно: подготовительные работы и сбор исходной информации; полевые работы; камеральная обработка полученных результатов; оформление паспорта дороги на основе результатов технического учета.
Результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета. Паспорт дороги (участка) должен ежегодно обновляться по результатам обследований (п. 9.1 ГОСТ 33388-2015).
Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка по соблюдению Администрацией Становского сельского поселения вышеуказанного законодательства, по результатам которой установлено, что в собственности Становского сельского поселения находятся автомобильные дороги общего пользования, расположенные в пределах границ сельского поселения по адресу: с. Становка, ул. Совхозная; с. Становка, ул. Школьная; с. Становка, ул. Солнечная; с. Становка, ул. Пролетарская; с. Становка, ул. Зеленая; с. Становка, ул. Набережная; с. Становка, ул. Мира; с. Становка, ул. Береговая; с. Становка, ул. Заречная, в отношении которых имеются технические паспорта, составленные в 2021 году, при этом в нарушение вышеуказанных требований законодательства текущий технический учет дорог в 2022 году и в истекшем периоде 2023 года не проводился.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района главе сельского поселения внесено представление, однако мер к устранению нарушений ответчиком принято не было.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела представлением прокурора района от 26.09.2023 (л.д. 5-6), ответом главы Администрации Становского сельского поселения от 23.10.2023 (л.д. 7); перечнем автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Становского сельского поселения, техническими паспортами, вышеуказанных автомобильных дорог, по состоянию на 2021 год, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, по делу бесспорно установлено, что вышеуказанные автомобильные дороги, расположенные в пределах Становского сельского поселения, являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения, расположены в границах муниципального образования и являются его собственностью, на которые имеются технические паспорта.
Однако, ответчиком в нарушение требований п.п. 4.2.3, 9.1 ГОСТ 33388-2015 в 2022 году и истекшем периоде 2023 года текущий технический учет названных дорог местного значения не проводился, вследствие чего технические паспорта на автомобильные дороги не обновлялись.
Отсутствие надлежащей технической документации на данные автомобильные дороги Становского сельского поселения находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, поскольку препятствует рациональному планированию работ по дальнейшему развитию дорожной сети, реконструкции, ремонту и содержанию дорог, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц – пользователей автомобильными дорогами.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд признает требования прокурора о возложении на Администрацию Становского сельского поселения обязанности по проведению текущего технического учета вышеназванных дорог местного значения в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015 законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Указанный прокурором срок исполнения заявленных требований – до 01.05.2024, суд находит разумным и достаточным.
На основании вышеуказанного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Большеуковского района Омской области к Администрации Становского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Становского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области в срок до 01.05.2024 организовать мероприятия по текущему техническому учету автомобильных дорог местного значения, расположенных по адресу: Омская область, Большеуковский район, с. Становка, ул. Совхозная; Омская область, Большеуковский район, с. Становка, ул. Школьная; Омская область, Большеуковский район, с. Становка, ул. Солнечная; Омская область, Большеуковский район, с. Становка, ул. Пролетарская; Омская область, Большеуковский район, с. Становка, ул. Зеленая; Омская область, Большеуковский район, с. Становка, ул. Набережная; Омская область, Большеуковский район, с. Становка, ул. Мира; Омская область, Большеуковский район, с. Становка, ул. Береговая; Омская область, Большеуковский район, с. Становка, ул. Заречная, в соответствии с требованиями «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», утвержденного приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1004-ст.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем принесения жалобы через Большеуковский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Н. Коршун
Мотивированное решение составлено 22.11.2023