УИД 74RS0028-01-2023-000665-23
Дело № 2-930/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2023 года Копейский городской суд Челябинской области в составе председательствующего Цивилевой Е.С.
при секретаре Шеломенцевой Т.О.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Михайловой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Копейска Челябинской области Чеурина С.П. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Копейска Челябинской области Чеурин С.П. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее по тексту - администрация Копейского городского округа) о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО). В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации обращения с ТКО, в ходе которой выявлены многочисленные факты нарушений в деятельности администрации Копейского городского округа. Постановлением администрации Копейского городского округа № 2998-п от 29 декабря 2020 года утверждена схема и реестр существующих мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Копейского городского округа. Согласно утвержденной схеме, на территории Копейского городского округа закреплено место (площадка) накопления ТКО № 246 около д. 2 по ул. Бабушкина в г. Копейске Челябинской области. 04 октября 2022 года в ходе выездной проверки прокуратуры города установлено, что вышеуказанная площадка не в полной мере соответствует требованиям п. 3 СанПин 2.1.3684-21, так как не имеет подъездного пути, твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Ранее, 13 июня 2019 года, заместителем прокурора города внесено представление временно исполняющему обязанности главы Копейского городского округа об устранении нарушений требований законодательства об обращении с ТКО, в котором указано о необходимости привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления ТКО на территории Копейского городского округа. Непринятие администрацией Копейского городского округа мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест (площадок) накопления ТКО влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие. Просит возложить на администрацию Копейского городского округа обязанность по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства место (площадку) накопления ТКО № 246, расположенное около д. 2 по ул. Бабушкина в г. Копейске Челябинской области, а именно: оборудовать площадку подъездным путем, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в срок до 01 октября 2023 года (л.д. 4-7).
Представитель истца - помощник прокурор Михайлова Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Копейского городского округа Иванова А.М. в судебное заседание не явилась, извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 69, 23 оборот). Представила отзыв на иск, в котором указала, что муниципальной программой предусмотрены мероприятия по созданию и содержанию мест (площадок) ТКО, а именно заключение в установленном законом порядке муниципальных контрактов на поставку контейнером ТКО и на обустройство в кварталах индивидуальной жилой застройки контейнерных площадок (устройство основания, ограждения). Срок и этапы реализации муниципальной программы 2023-2025 годы. Мероприятия выполняются планомерно, в установленные программой сроки, с учетом поступления денежных средств из бюджета города. Муниципальное казенное учреждение Копейского городского округа "Управление благоустройства" (далее по тексту - МКУ КГО "ГСЗ") является ответственным исполнителем данных мероприятий. С учетом финансирования в 2023 году подлежит благоустройству 39 контейнерных площадок и 116 контейнерных площадок реконструкции (восстановление основания, ограждения). При этом обустройство места (площадки) накопления ТКО возле д. 2 по ул. Бабушкина в г. Копейске Челябинской области не включено в перечень мест (площадок) накопления ТКО, подлежащих оборудованию в 2023 году в рамках соглашения № 27-2023/ОБ от 14 февраля 2023 года о предоставлении иного межбюджетного трансферта и муниципального контракта № 2023.20 от 29 марта 2023 года. Данное место (площадка) накопления ТКО будет включено в перечень в 2024 году. Просит заявленные прокурором г. Копейска Челябинской области исковые требования рассмотреть с учетом требований действующего законодательства и реальных сроков исполнения обязательств по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления ТКО № 246 возле д. 2 по ул. Бабушкина в г. Копейске Челябинской области, а именно, предоставив срок исполнения решения суда до 01 октября 2024 года (л.д. 21-23).
Представители третьих лица МКУ КГО "Управление благоустройства", МУ КГО "Городская служба заказчика" в судебное заседание не явились, извещены (л.д. 70, 71).
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав представителя истца - помощника прокурора Михайлову Т.С., исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст.ст. 12, 132 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1039 от 31 августа 2018 года, органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Правовые нормы Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов.
СанПиН 42-128-4690-88 содержат основные положения, которые обеспечивают санитарное состояние территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых зданий.
В соответствии с положениями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно подпрограмме "Организация системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области", утвержденной в рамках государственной программы Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2018-2025 годы, ответственным исполнителем программы является Министерство экологии, органы местного управления являются соисполнителями. Срок реализации программы установлен 2018-2025 годы. Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, средств бюджетов городских округов и муниципальных районов Челябинской области.
Ежегодное финансирование мероприятий подпрограммы из областного бюджета осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий год и на плановый период.
В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 6 Устава муниципального образования "Копейский городской округ", к вопросам местного значения отнесена организация сбора, вывоза, утилизация и переработки бытовых и промышленных отходов (л.д. 38-41).
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Копейского городского округа № 2998-п от 29 декабря 2020 года утверждена схема и реестр существующих мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Копейского городского округа (л.д. 11).
Согласно утвержденной схеме и реестру существующих мест (площадок) накопления ТКО, на территории Копейского городского округа закреплено место (площадка) накопления ТКО возле д. 2 по ул. Бабушкина в г. Копейске Челябинской области (л.д. 12).
13 июня 2019 года по результатам проверки заместителем прокурора г. Копейска Челябинской области Хабибуллиным М.Р. в адрес администрации Копейского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами. В ходе выборочной проверки, проведенной прокуратурой г. Копейска, выявлено несоответствие мест (площадок) накопления ТКО, включенных в схему и реестр, требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, что свидетельствует о фактическим неисполнении требований санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией Копейского городского округа, а также обязанностей органа местного самоуправления по обустройству мест (площадок) накопления ТКО (л.д. 13-14).
Из ответа главы Копейского городского округа Фалейчика А.М. на представление заместителя прокурора г. Копейска Челябинской области Хабибуллина М.Р. следует, что в настоящее время администрацией Копейского городского округа формируется заявка в адрес Министерства экологии Челябинской области на приобретение контейнеров для накопления ТКО. Также внесены изменения в муниципальную программу "Охрана окружающей среды в Копейском городском округе" постановлением № 1415-п от 06 июня 2019 года в части создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО. После получения межбюджетных трансфертов из областного бюджета планируется провести мероприятия по приобретению контейнеров и определению подрядной организации на выполнение работ по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО (л.д. 15).
В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Копейска Челябинской области 04 октября 2022 года, установлено, что место (площадка) накопления ТКО, расположенное около д. 2 по ул. Бабушкина в г. Копейске Челябинской области, не имеет подъездного пути, твердого покрытия с уклоном и ограждения (л.д. 8-10).
Несоответствие мест (площадок) накопления ТКО требованиям и нормам санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права жителей Копейского городского округа Челябинской области на санитарно-эпидемиологическое благополучие, подвергает угрозе их жизнь и здоровье, а также ограничивает в доступности получения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку к полномочиям администрации Копейского городского округа относится участие в организации мероприятий по охране окружающей среды на территории города, в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, суд приходит к выводу о наличии у администрации Копейского городского округа в силу закона обязанности привести в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Копейского городского округа.
Из ответа на запрос от 14 марта 2023 года следует, что место (площадка) накопления ТКО № 246 будет включена в перечень контейнерных площадок, подлежащих благоустройству, в 2024 года (л.д. 46).
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерством экологии как получателем средств бюджета Челябинской области в рамках подпрограммы "Организация системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области", принимая во внимание объем работ, который необходимо выполнить для приведения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства: оборудование площадки для установки контейнеров бетонным или асфальтовым покрытием, высадка зеленых насаждений, время года, в течение которого возможно проведение указанных работ, а, также соблюдая права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду, с учетом обстоятельств дела, суд считает возможным установить срок для выполнения указанных работ по 15 апреля 2024 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Копейска Челябинской области Чеурина С.П. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Возложить на администрацию Копейского городского округа Челябинской области обязанность по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов возле дома 2 по ул. Бабушкина в г. Копейске Челябинской области, а именно: оборудовать площадку подъездным путем, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в срок по 15 апреля 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Копейский городской суд Челябинской области.
Председательствующий: