Дело № 2-2242/20
УИД 52RS0012-01-2020-002241-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Веселовой Т.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Забелиной М.В., с участием представителя истца по доверенности Лукьяновой Н.Ю., представителя ответчика по доверенности Стукалиной Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каатоновой Н.Д. к администрации городского округа город Бор Нижегородской области о включении имущества в наследственную массу, установлении факта принятия наследства, признании права собственности по праву наследования на гараж,
УСТАНОВИЛ:
Каратонова Н.Д. обратилась в суд с иском к администрации городского округа город Бор Нижегородской области о признании права собственности по праву наследования на гараж. В обоснование заявленных требований указала следующее.
Отцу истца С.Д.В. как работнику Борского Ремонтно-строительного управления в 1987 году выделен земельный участок под строительство гаража в массиве гаражей «Гогрэс». На отведенном участке им построен одноэтажный кирпичный гараж №, общей площадью 29,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, массив гаражей «Гогрэс».
С момента постройки гаража семья истца использовала его по назначению, там стоял автомобиль, в погребе хранили овощи.
При жизни отец истца принадлежащий ему гараж в надлежащем порядке не зарегистрировал, однако владел им на законных основаниях.
ДД.ММ.ГГГГ отец истца умер.
Истец совместно с отцом на момент его смерти на регистрационном учете не состояла, однако вступила в управление наследственным имуществом фактическим путем.
Истец Каратонова (до брака – С.) Н.Д., как дочь, является единственной наследницей к имуществу отца С.Д.В.. Брак отца с матерью истца С.Е.В. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. Других наследников не имеется.
Истец считает себя собственником указанной недвижимости после смерти отца, открыто и добросовестно использует ее по назначению, несет бремя его содержания, хранит в гараже свое имущество. Никто и никогда не оспаривал право собственности истца на гараж.
ДД.ММ.ГГГГ за счет истца ООО «Альтернатива-Плюс» г. Бор изготовлен технический отчет на гараж, в котором отражены все технические характеристики: общая площадь 29,8 кв.м., застроенная площадь 34,9 кв.м., инвентаризационная стоимость гаража составила 73 782 рубля.
Права и интересы соседей не нарушены, каких-либо претензий по поводу строительства гаража от администрации городского округа город Бор не поступало. Данная постройка не нарушает права и законные интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При указанных обстоятельствах истец обратилась в суд и просила: включить в состав наследства С.Д.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, гараж общей площадью 29,8 кв.м., площадью застройки 34,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, массив гаражей «Гогрэс», гараж №; установить факт принятия наследства Каатоновой Н.Д. после смерти С.Д.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ; признать за Каатоновой Н.Д. в порядке наследования от С.Д.В., право собственности на гараж общей площадью 29,8 кв.м., площадью застройки 34,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, массив гаражей «Гогрэс», гараж №.
В судебное заседание истец Каратонова Н.Д. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца по доверенности Лукьянова Н.Ю. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Стукалина Ю.Ю. не возражала против удовлетворения заявленного иска.
Представитель ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Для включения имущества в состав наследства обязательным условием является наличие правоподтверждающих или правоустанавливающих документов о праве собственности наследодателя.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умер С.Д.В., что подтверждается свидетельством о смерти II-ТН № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
После смерти С.Д.В. осталось следующее наследственное имущество: гараж, расположенный по адресу: <адрес>, массив гаражей «Гогрэс», гараж №.
В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
На основании п. 59 вышеуказанного Постановления, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Право собственности на указанное недвижимое имущество за С.Д.В. в установленном законом порядке не зарегистрировано.
С.Д.В. как работнику Борского Ремонтно-строительного управления в 1989 году выделен земельный участок под строительство гаража в массиве гаражей «Гогрэс».
Указанное обстоятельство подтверждается архивной выпиской из решения исполнительного комитета Борского совета народных депутатов № п. 1 от ДД.ММ.ГГГГ.
На указанном земельном участке С.Д.В. своими силами и за счет собственных средств возвел гараж, что подтверждается справкой и квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ, а также актом приемки выполненных- строительно-монтажных работ.
Согласно техническому отчету на нежилое здание от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленному ООО «Альтернатива-Плюс», гараж расположен по адресу: <адрес>, массив гаражей «Гогрэс», гараж №, представляет собой одноэтажное нежилое здание, 1988 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 29,8 кв.м., основной площадью 29,8 кв.м., застроенной площадью 34,9 кв.м. (л.д. 10-11).
При жизни С.Д.В. использовал указанный гараж для стоянки автомобиля, а также хранения овощей.
Создание гаража имело место на основании соответствующей разрешительной документации и на выделенном для этих целей земельном участке; требований о сносе этого строения или его изъятии никем не заявлялось. Каких-либо претензий со стороны третьих лиц относительно использования спорного гаража не поступало.
Согласно техническому плану здания гараж расположен в граница-х кадастрового квартала 52:19:0209030, в охранной зоне ВЛ 110Кв «Борская-2». Площадь здания составляет 29,8 кв.м.
В соответствии с ответом на запрос суда № от ДД.ММ.ГГГГ, представленным Комитетом архитектуры и градостроительства администрации городского округа <адрес>, спорный гараж расположен согласно Правилам землепользования и застройки городского округа <адрес>, утвержденным решением Совета депутатов г.о.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в территориальной зоне Ж-1Б – Зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами. Нарушений строительных правил и градостроительных нормативов, препятствующих эксплуатации гаража, не выявлено.
В соответствии с ответом на запрос суда № от ДД.ММ.ГГГГ, представленным Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.<адрес>, гараж расположен на месте прокладки и эксплуатации воздушных линий электропередачи над горючей кровлей.
Вместе с тем судом установлено, что охранная зона на земельном участке под спорным гаражом установлена гораздо позднее строительства гаража, в связи с чем наличие охранной зоны не может являться препятствием для признания права собственности на данный объект.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что С.Д.В. на законных основаниях приобрел право собственности на гараж, расположенный по адресу: <адрес>, массив гаражей «Гогрэс», гараж №, а потому спорный гараж подлежит включению в наследственную массу после смерти С.Д.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из искового заявления следует, что Каратонова Н.Д., являющаяся наследником первой очереди на имущество, открывшееся после смерти С.Д.В., к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону не обращалась.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Таким образом, обстоятельством, имеющим существенное значение для установления факта принятия наследства, является совершение наследниками действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Каратонова Н.Д. в течение шести месяцев фактическим путем вступила в права наследства после смерти С.Д.В., пользуется вещами умершего, с момента достижения совершеннолетия несет бремя содержания наследственного имущества.
Указанное обстоятельство в процессе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
Иных наследников первой очереди к имуществу С.Д.В. не имеется.
В соответствии со свидетельством о расторжении брака I-ТН № от ДД.ММ.ГГГГ брак между С.Д.В. и С.Е.В. прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи участка № <адрес>.
Следовательно, С.Е.В. наследником к имуществу С.Д.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, не является, поскольку брак между ними расторгнут задолго до смерти наследодателя.
Таким образом, единственным наследником к имуществу С.Д.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, является его дочь Каратонова Н.Д..
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об установлении факта принятия наследства, поскольку после смерти наследодателя истец приняла его личные вещи, которыми она до настоящего времени владеет и пользуется, несет бремя содержания наследственного имущества, т.е. совершает в отношении наследственного имущества действия, свойственные собственнику имущества.
Поскольку требования о признании права собственности в наследственном имуществе, производны от требования об установлении факта принятия истцом наследства после смерти отца, которые судом удовлетворены, то суд приходит к выводу об удовлетворении указанной части заявленных исковых требований.
При этом, принимая во внимание, что в настоящее время гараж расположен в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства, суд считает необходимым установить соответствующее ограничение по использованию гаража.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Каатоновой Н.Д. к администрации городского округа город Бор Нижегородской области о включении имущества в наследственную массу, установлении факта принятия наследства, признании права собственности по праву наследования на гараж – удовлетворить.
Включить в состав наследства С.Д.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, гараж общей площадью 29,8 кв.м., площадью застройки 34,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, массив гаражей «Гогрэс», гараж №.
Установить факт принятия наследства Каатоновой Н.Д. после смерти С.Д.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Каатоновой Н.Д. в порядке наследования от С.Д.В., право собственности на гараж общей площадью 29,8 кв.м., площадью застройки 34,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, массив гаражей «Гогрэс», гараж №.
Установить ограничение по использованию и эксплуатации гаража, расположенного по адресу: <адрес>, массив гаражей «Гогрэс», гараж №, в виде охранной зоны воздушной линии электропередачи ВЛ-110 кВ «Борская-2».
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Борский городской суд Нижегородской области.
Судья Т.Ю. Веселова