Дело № 2-4851/2020 02 декабря 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Фериной Л.Г.,
при секретаре Личутиной М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кычина <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о включении периодов в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, понуждении к назначению пенсии,
установил:
Кычин <данные изъяты> обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (межрайонное) (далее ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске), просил с учетом уточнения требований (л.д. 73) включить периоды работы с 06.07.1981 по 16.10.1981, с 02.01.1984 по 11.01.1984, с 02.09.1985 по 31.03.1990 в АО «ПО «Севмаш», с 19.06.1991 по 22.07.1991 в Северодвинском городском Совете ВДОАМ, с 23.07.1991 по 12.08.1991 в ПО «Северодвинскжилкомхоз», с 13.08.1991 по 31.12.1991 в Северодвинском Спецавтохозяйстве в льготном (полуторном) исчислении в страховой стаж, период работы с 03.04.1990 по 17.06.1991 в кооперативе «Школьник» в страховой стаж в льготном (полуторном) исчислении и в стаж работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении, период работы в войсковой части 77360-И с 01.01.2018 по 27.06.2018 — в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении, назначить пенсию с 28.06.2018, взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 22000 рублей, расходы по оформлению доверенности в размере 2600 рублей.
В обоснование требований указал, что 28.06.2018 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением № 26/5 от 29.08.2018 в назначении пенсии отказано по причине недостаточности страхового стажа. Полагает, периоды его работы с 06.07.1981 по 16.10.1981, с 02.01.1984 по 11.01.1984, с 02.09.1985 по 31.03.1990, с 19.06.1991 по 22.07.1991, с 23.07.1991 по 12.08.1991, с 13.08.1991 по 31.12.1991 необоснованно учтены ответчиком в календарном порядке, также необоснованно период работы с 03.04.1990 по 17.06.1991 в кооперативе «Школьник» не включен в страховой стаж в льготном (полуторном) исчислении и в стаж работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении, период работы в войсковой части 77360-И с 01.01.2018 по 27.06.2018 — в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении.
Истец Кычин <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения, направил в суд своего представителя (л.д. 48).
Представитель истца Виноградова <данные изъяты>. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске Олонцева <данные изъяты>. в судебном заседании и иском не согласилась.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, свидетеля ФИО12 исследовав материалы дела, материалы отказного пенсионного дела истца, наблюдательное дело кооператива «Школьник», суд приходит к следующему.
Как видно из дела, истец является получателем пенсии за выслугу лет с 03.09.2011 в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», при назначении пенсии за выслугу лет истцу учтены периоды с 26.10.1981 по 15.11.1983 и с 27.11.1995 по 02.09.2011.
28.06.2018 истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. В ее назначении было отказано по причине отсутствия страхового стажа.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В пункте 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
На основании части 1 статьи 13 Закона №400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
В силу части 4 статьи 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Частью 8 статьи 13 Закона №400-ФЗ определено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Исходя из решения пенсионного органа № 26/5 от 29.08.2018, имеющегося в пенсионном деле, по состоянию на 31.12.2017 истцу учтен страховой стаж в количестве 15 лет 3 месяца 5 дней (в льготном исчислении – 20 лет 8 месяцев 24 дня), стаж работы в районах Крайнего Севера – 15 лет 2 месяца 15 дней.
Спорные периоды работы с 06.07.1981 по 16.10.1981, с 02.01.1984 по 11.01.1984, с 02.09.1985 по 31.03.1990, с 19.06.1991 по 22.07.1991, с 23.07.1991 по 12.08.1991, с 13.08.1991 по 31.12.1991 включены ответчиком в страховой стаж в календарном исчислении.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагает, что согласно нормам законодательства, действовавшего в спорные периоды работы на Северном машиностроительном предприятии, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывался в страховой стаж для назначения страховой пенсий по старости как один год и шесть месяцев.
Следовательно, истцом выбран вариант подсчёта стажа в целях определения права на страховую пенсию с использованием части 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ, то есть с учётом законодательства, действовавшего в период выполнения работы (деятельности).
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими порядок исчисления стажа работы для назначения пенсий по старости, действовавшими в спорные периоды работы истца, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» не предусматривал возможности включения периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы для назначения пенсий в льготном порядке исчисления.
В свою очередь абзацем вторым пункта 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, предусмотрено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 года засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» определено, что работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, засчитывать при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года. Льготы, предусмотренные настоящей статьёй, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», сокращена с пяти до трёх лет.
Согласно пункту 1 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённой постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 года № 530/П-28 (далее – Инструкция), льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В силу пункта 2 Инструкции льготы, предусмотренные статьями 1, 2, 3, 4 Указа от 10 февраля 1960 года, с учётом изменений и дополнений, внесённых Указом от 26 сентября 1967 года, предоставляются независимо от наличия письменного срочного трудового договора. Льготы, предусмотренные статьёй 5 Указа от 10 февраля 1960 года, предоставляются дополнительно работникам, прибывшим на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана – два года.
С учётом приведённых норм ранее действовавшего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, юридически значимым обстоятельством, которое давало работнику, работавшему в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, право на исчисление трудового стажа в льготном порядке (один год за полтора года), являлось обстоятельство заключения с таким работником срочного трудового договора. При этом также необходимо было, чтобы работник прибыл самостоятельно либо был переведён из другой местности на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности на условиях срочного трудового договора.
В связи с тем, что срочные трудовые договоры истцом суду не представлены и в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие право истца на льготы, установленные статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», суд не усматривает оснований для удовлетворения иска о включении спорных периодов работы с 06.07.1981 по 16.10.1981, с 02.01.1984 по 11.01.1984, с 02.09.1985 по 31.03.1990, с 19.06.1991 по 22.07.1991, с 23.07.1991 по 12.08.1991, с 13.08.1991 по 31.12.1991 в страховой стаж в полуторном исчислении.
Разрешая требования истца о включении периода работы с 03.04.1990 по 17.06.1991 в кооперативе «Школьник» в страховой стаж истца в льготном (полуторном) исчислении и в стаж работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий предусмотрен Правилами подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 (далее – Правила № 1015).
Как указано в пункте 11 Правил № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Выпиской из лицевого счета застрахованного лица Кычина <данные изъяты>. подтверждается, что он зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 06.09.2011.
Поскольку спорный период работы с 03.04.1990 по 17.06.1991 имел место до его регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», то этот период должен подтверждаться документами, выдаваемыми работодателем.
В трудовой книжке истца имеются следующие записи:
г.Северодвинск Арх.обл.
03.04.1990 принят в кооператив «Школьник» плотником 2 разряда, д. № 17,
17.06.1991 уволен по собственному желанию, ст. 31 КЗоТ РСФСР,
Запись заверена подписью председателя и печатью.
Ответчик в отзыве на иск указал, что спорный период не может быть учтен в страховой стаж, т.к. трудовая книжка заполнена с нарушением Инструкции по заполнению трудовых книжек – отсутствует наименование организации, не указаны приказы о приеме и увольнении истца, а в наблюдательном деле имеются записи об удержаниях страховых взносов и перечислениях только с 01.01.1991, за 1990 год сведения отсутствуют.
Документы кооператива «Школьник» на хранение в Северодвинский городской архив по личному составу не поступали.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что записи в трудовой книжке истца не в полной мере соответствуют требованиям инструкции по ее заполнению.
Между тем, работа истца в кооперативе «Школьник» подтверждается показаниями свидетеля ФИО10
Свидетель показал, что знает истца по совместной работе.
Свидетель дал показания о том, что предприятие работало постоянно, простоев в работе не было, заработная плата выплачивалась регулярно.
Факт совместной работы свидетеля с истцом подтверждается копиями их трудовых книжек.
Кроме того, свидетель показал, что до регистрации кооператива «Школьник» 19.09.1990, он уже осуществлял свою работу, при этом доход от выполненной кооперативом работы поступал по его договоренности на счета других предприятий и уже данные предприятия уплачивали страховые взносы за работников кооператива. После регистрации кооператива выплата заработной платы работникам стала осуществляться со счета кооператива.
Оценивая показания допрошенного свидетеля на предмет их достоверности с позиции статьи 67 ГПК РФ, суд принимает во внимание то обстоятельство, что данные показания являются последовательными и непротиворечивыми, соответствуют объяснениям истца. Допрошенный свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у свидетеля нет заинтересованности в исходе дела.
То обстоятельство, что истец лишен возможности предоставить надлежащим образом оформленные уточняющие справки работодателя, не может служить основанием для отказа во включении спорного периода в страховой стаж.
При внесении записей в трудовую книжку соблюдена соответствующая последовательность, записи не содержат каких-либо исправлений, подчисток или иных отступлений, позволяющих сомневаться в их правомерности и достоверности.
Записи заверены подписями уполномоченного лица, печатями.
Незначительные отступления от Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, не опровергают имеющиеся в трудовой книжке записи о работе истца, а также не опровергает факт работы истца в кооперативе «Школьник».
Поскольку трудовая книжка является допустимым доказательством факта работы по трудовому договору, у ответчика отсутствовали основания не принимать её в качестве документа, подтверждающего страховой стаж.
Факт отсутствия в наблюдательном деле кооператива расчётных ведомостей либо иных документов о начислении и уплате страховых взносов за весь спорный период не является прямым свидетельством того, что организация в указанные периоды никакой деятельности не вела и заработную плату работникам не выплачивала.
Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объёме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учёта, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложена на страхователя. В связи с этим, на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Такая правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учёта страховых взносов, включаемых в расчётный пенсионный капитал, согласно которой неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объёме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц, в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объёме получать трудовую пенсию.
В связи с этим, на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Между тем суд учитывает то обстоятельство, что согласно решению Северодвинского городского совета народных депутатов от 19.09.1990 № 15/104 кооператив «Школьник» был зарегистрирован только 19.09.1990, а также показания свидетеля о том, что до его регистрации заработная плата работникам начислялась с использованием счетов других предприятий, в связи с чем, период работы истца в кооперативе, а именно с 03.04.1990 по 18.09.1990 обоснованно не включен ответчиком в подсчёт стажа работы истца.
Следовательно, в страховой стаж истца подлежит включению только период работы истца с 19.09.1990 по 17.06.1991.
Поскольку в данный период истец работал не по срочному трудовому договору и в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие право истца на льготы, установленные статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», период работы истца с 19.09.1990 по 17.06.1991 подлежит включению в страховой стаж в календарном исчислении. Требования истца в данной части подлежат удовлетворению.
В удовлетворении требований истца об исчислении периода работы с 19.09.1990 по 17.06.1991 в льготном (полуторном) исчислении суд отказывает.
Поскольку из дела видно, что кооператив «Школьник» осуществлял деятельность на территории города Северодвинска, который согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с изменениями и дополнениями), отнесен к районам Крайнего Севера, период работы истца с 19.09.1990 по 17.06.1991 также следует учитывать в стаж работы истца в районах Крайнего Севера. Требования истца в данной части подлежат удовлетворению.
В удовлетворении требований истца о включении в страховой стаж в льготном (полуторном) исчислении и в стаж работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении периода работы с 03.04.1990 по 18.09.1990 суд отказывает.
Исключая период работы истца с 01.01.2018 по 27.06.2018 из специального стажа, сторона ответчика ссылается на отсутствие в персонифицированном учете сведений о работе истца в данный период.
В силу ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно материалам дела истец в данный период работал водителем пожарной команды в войсковой части 77360-И.
В настоящее время работодателем истца за вышеуказанный период начислены и уплачены страховые взносы, переданы сведения с указанием кода территориальных условий «РКС».
Учитывая, что в данный период истец работал в районе Крайнего Севера, страховые взносы работодателем уплачены, данный период подлежит включению в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Отсутствие сведений в персонифицированном учете на момент обращения истца за назначением пенсии не опровергает факта работы истца в спорный период.
Более того, пенсионным органом при оценке пенсионных прав истцу не предлагалось представить по данному периоду какие-либо дополнительные документы, что подтверждается материалами отказного пенсионного дела истца.
В то же время истцом была представлена ответчику трудовая книжка, подтверждающая факт работы истца на момент обращения в пенсионный орган.
При таких обстоятельствах суд считает, что истцом при обращении за назначением пенсии были представлены необходимые документы, подтверждающие факт его работы в спорный период с 01.01.2018 по 27.06.2018.
При этом суд обращает внимание, что в силу ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по передаче сведений в персонифицированный учет страхователь обязан исполнить не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом. Иными словами, за 2018 год работодатель истца обязан передать сведения за нее не позднее 01.03.2019. К моменту обращения за назначением пенсии (28.06.2018) исполнение обязанности у работодателя не наступило.
Исходя из положений вышеуказанной статьи сведения о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.
В данном случае истец к работодателю за предоставлением таких сведений не обращалась. Однако согласно п. 22, 23, 31 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н (ред. от 14.06.2016), на территориальный орган Пенсионного фонда РФ возложена обязанность разъяснять необходимость предоставления недостающих документов, а при рассмотрении документов, предоставленных для установления пенсии, проверять обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Следовательно, пенсионный орган обязан был разъяснить истцу его право на обращение к работодателю, чего в данном случае сделано не было. При наличии справки, содержащей сведения о работе истца в льготной должности в спорный период, но отсутствии таких сведений в персонифицированном учете пенсионный орган в соответствии с вышеуказанными Правилами был вправе приостановить срок рассмотрения заявления истца о назначении пенсии, предложить истцу обратиться к работодателю за предоставлением сведений о работе за период с 01.01.2018 по 27.06.2018. Непринятие должных мер по оказанию содействия истцу в реализации его пенсионных прав привело к обращению истца в суд за защитой пенсионных прав.
Таким образом, период работы истца в войсковой части 77360-И с 01.01.2018 по 27.06.2018 подлежит включению в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии со ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включения в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов с 19.09.1990 по 17.06.1991 и с 01.01.2018 по 27.06.2018 страховой стаж истца составит в льготном исчислении менее требуемых 25 лет.
Таким образом, у истца право на назначение пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 28.06.2018 не возникло.
По этим основаниям суд отказывает истцу в удовлетворении требований о понуждении назначить страховую пенсию по старости с 28.06.2018.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Расходы истца на оплату услуг представителя составили 22000 рублей (л.д. 66-68).
Принимая во внимание характер спора, конкретные обстоятельства рассмотренного дела, которое не представляло большой сложности и не требовало значительных временных затрат представителя исходя из заявленных требований, объем выполненной представителем работы, частичное удовлетворение исковых требований, заявленные ответчиком возражения относительно понесенных истцом расходов, суд считает заявленную истцом сумму расходов на оплату услуг представителя в размере 22000 рублей, не обеспечивающей соблюдение разумного баланса прав и обязанностей сторон, поэтому, исходя из принципа разумности, полагает необходимым уменьшить ее до 20000 рублей.
Кроме того, истец понес расходы по оформлению доверенности, которая выдана на участие представителя по настоящему гражданскому делу, в размере 2600 рублей (л.д. 67).
Указанные расходы относятся к судебным издержкам, понесены в связи с рассмотрением настоящего спора, в связи с чем, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кычина <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о включении периодов в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, понуждении к назначению пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) включить в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера Кычина <данные изъяты> в календарном исчислении периоды работы с 19.09.1990 по 17.06.1991, с 01.01.2018 по 27.06.2018.
В удовлетворении исковых требований Кычина <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о включении в страховой стаж в льготном (полуторном) исчислении периодов работы с 06.07.1981 по 16.10.1981, с 02.01.1984 по 11.01.1984, с 02.09.1985 по 31.03.1990, с 19.06.1991 по 22.07.1991, с 23.07.1991 по 12.08.1991, с 13.08.1991 по 31.12.1991, в страховой стаж в льготном (полуторном) исчислении и в стаж работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении периода работы с 03.04.1990 по 18.09.1990, исчислении периода работы с 19.09.1990 по 17.06.1991 в льготном (полуторном) исчислении, назначении пенсии с 28.06.2018 отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) в пользу Кычина <данные изъяты> расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 рублей, расходы по оформлению доверенности в размере 2600 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, всего 22900 (двадцать две тысячи девятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.Г. Ферина
Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2020 года.