Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-5434/2021 от 15.04.2021

Судья: Артемьева Л.В. Гр. дело № 33-5434/2021

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-2430/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 мая 2021 года                              г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего судьи Хаировой А.Х.,

судей: Пинчук С.В., Ефремовой Л.Н.,

при секретаре Петровой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тарасова В.Н. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 19 октября 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования Тарасова В.Н. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении выплат, об обязании назначить и выплатить единовременные денежные выплаты - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., пояснения истца Тарасова В.Н. и его представителя по доверенности Пушкина В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) – Гоголевой Е.Ю. (по доверенности), судебная коллегия

установила:

Истец Тарасов В.Н. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) (далее по тексту - Управление), мотивируя тем, что он состоит на пенсионном обеспечении в Управлении ФСБ России по Самарской области, получает пенсию по выслуге лет с 11.08.1991 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». Тарасов В.Н. является инвалидом * группы бессрочно. Также истец имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Указанный статус был присвоен истцу на основании того, что он принимал участие в боевых действиях в районе острова Даманский в марте 1969 года. Участие в боевых действиях в районе острова Даманский в марте 1969 года было напрямую связано с охраной государственной границы СССР, сохранением территориальной целостности. В соответствии с Указом Президента РФ от 24.04.2019 года № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы», Указом Президента РФ от 07.02.2020 года № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» установлены выплаты ко Дню Победы. В целях назначения выплат истец обратился с заявлением к ответчику, предоставив все необходимые документы, подтверждающие право на указанные выплаты. Однако, решением № 01-1532 от 11.08.2020 года, Управление в выплате отказало.

Ссылаясь на указанные обстоятельства Тарасов В.Н. просил суд признать незаконным решение Управления № 01-1532 от 11.08.2020 года об отказе в осуществлении выплат в соответствии с Указом Президента РФ от 24.04.2019 года № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы», Указом Президента РФ от 07.02.2020 года № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и обязать Управление назначить и выплатить единовременные денежные выплаты, предусмотренные указанными Указами Президента РФ.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Тарасов В.Н. просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, заслушав пояснения истца, представителя истца и представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Тарасов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на пенсионном обеспечении в Управлении ФСБ России по Самарской области, получает пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с 11.08.1991 года, что подтверждается справкой УФСБ РФ по Самарской области от 26.06.2020 года .

Тарасов В.Н. является инвалидом * группы бессрочно по общему заболеванию, что подтверждается справкой Филиала № 13 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области серия МСЭ-2004 от 20.05.2005 года.

Истец Тарасов В.Н. является участником боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года.

В октябре 2000 года Тарасову В.Н. выдано удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны серия ВВ , согласно которому он имеет право на льготы, установленные ст. 14 ФЗ «О ветеранах». Также Тарасов В.Н. является получателем страховой пенсии по старости.

В удовлетворении заявления Тарасова В.Н. о назначении и выплате ему выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.04.2019 года № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы», Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2020 г. № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» отказано.

Разрешая спор, и отказывая Тарасову В.Н. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 года, не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 г. по 1945 г.). Тарасов В.Н. права на получение единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.04.2019 г. № 186 и Указом Президента РФ от 07.02.2020 г. № 100 не имеет, поскольку не относится к категории лиц, перечисленных в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Федеральный закон «О ветеранах» относит лиц, принимавших участие в боевых действиях, к ветеранам Великой Отечественной войны, но не к участникам Великой Отечественной войны.

Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.

Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).

В силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.

Статьей 3 Федерального закона "О ветеранах" установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 закона "О ветеранах").

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.

В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены в том числе боевые действия в районе острова Даманского: март 1969 г.

Между тем боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 г., не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 апреля 2006 г. N 89-О указал, что Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2.

При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 390-О и N 398-О, от 12 ноября 2008 г. N 1051-О-О и другие).

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 24.04.2019 года № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы» (далее Указ Президента Российской Федерации от 24.04.2019 года № 186) постановлено установить, что начиная с 2019 года гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", производится ежегодная денежная выплата в размере 10 тыс. рублей. Названная выплата приурочивается к Дню Победы.

Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, в том числе расходов на доставку ежегодной денежной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты.

Указом Президента Российской Федерации от 24.04.2019 года N 186 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации данного Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.

Подпунктом «а» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" постановлено произвести в апреле - мае 2020 г. единовременную выплату следующим категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике: инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны - в размере 75 000 рублей.

Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного Указа, в том числе расходов на доставку единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N 100).

Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года N 100 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны из категорий, поименованных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которыми в рамках реализации этого Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.

Таким образом, положения Указов Президента Российской Федерации от 24.04.2019 года N 186 и от 07.02.2020 года N 100, имеющих своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном указе.

Поскольку период участия Тарасова В.Н. в боевых действиях в районе острова Даманского в марте 1969 года не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации названных Указов Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, право Тарасова В.Н. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями названных Указов Президента Российской Федерации.

Ввиду того, что положениями Указов Президента Российской Федерации от 24.04.2019 года N 186 и от 07.02.2020 года N 100, не предусмотрены иные категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону "О ветеранах", вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Тарасова В.Н. является верным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Доводы апелляционной жалобы Тарасова В.Н. о наличии у него оснований для получения выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.04.2019 г. № 186 и Указом Президента РФ от 07.02.2020 г. № 100, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем являются основанием к отмене правильного по существу решения суда.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

определила:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 19 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасова В.Н. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

33-5434/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тарасов В.Н.
Ответчики
ГУ УПФР в г.Сызрань
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
15.04.2021[Гр.] Передача дела судье
11.05.2021[Гр.] Судебное заседание
24.05.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее