Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-161/2023 (2-6140/2022;) ~ М-6581/2022 от 26.10.2022

    гражданское дело

УИД 27RS0-03

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    20 января 2023 года    <адрес>

Индустриальный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Казак М.П.,

при секретаре ФИО5,

с участием:

представителя истца-ФИО6, действующей на основании ордера

    представителя ответчика Администрации г. ФИО7, действующей на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации <адрес> о признании права на предоставление в собственность земельного участка по цене 3% от кадастровой стоимости

У С Т А Н О В И Л :

Истцы обратились в суд с иском к Администрации <адрес> о признании права на предоставление в собственность земельного участка по цене 3% от кадастровой стоимости, в обосновании иска указали, что они являются сособственниками домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе ФИО2 в размере 7/12 доли, право собственности зарегистрировано 14.101.2016 г.,    ФИО3 в размере 1/12 доли, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в размере 1/3 доли собственности, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Домовладение находится на земельном участке с юридическим адресом: <адрес>, кадастровый номер земельного участка 27:23:0051501:46, общая площадь земельного участка 1 480 кв. м., назначение земельного участка: «земли населенных пунктов». Согласно Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , произведено предварительное согласование предоставления земельного участка истцам под индивидуальный жилой дом в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка по цене 3% от кадастровой стоимости. Согласно ответа Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в выкупе земельного участка по цене 3% от кадастровой стоимости отказано. Истцы полагают отказ ответчика незаконным, ссылаясь на то, что согласно Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр «Об утверждении порядка определения цены земельного участка, находящегося в собственности <адрес>, и земельные участки, собственность на которые не разграничена на территории <адрес>, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов» следует, что данным постановлением утвержден порядок определения цены земельного участка. Согласно п. 4 утвержденного Порядка определения выкупной цены следует, что испрашиваемый земельный участок должен отвечать определенным критериям, в том числе: наличие на указанном земельном участке домовладения, находящегося в собственности заявителя, определение кадастровой стоимости земельного участка, нахождение домовладения в границах населенных пунктов. Истцы полагают, что каких-либо дополнительных требований данное постановление и порядок не содержит. Домовладение находится в собственности истцов. Земельный участок имеет кадастровый , кадастровую стоимость в размере 822 444 рубля. Земельный участок находится в границах земель: «земли населенных пунктов». Иными способами разрешить данный спор не представляется возможным, в связи, с чем просили признать за истцами право на предоставление земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> по цене 3% от кадастровой стоимости.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном заседании не присутствовали, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя ФИО6

В судебном заседании представитель истцов ФИО6 требования истцов поддержала о доводам, изложенным в исковом заявлении, которые просила удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. ФИО7 с требованиями истцов не согласились по доводам, изложенным в письменных возражениях ответчика. Дополнительно пояснила, что истцами не представлено документов, подтверждающих, что земельный участок с кадастровым номером площадью 1549 кв.м, расположенный по <адрес> предоставлялся для индивидуального жилищного строительства. По сведениям из Единого ЕГРН вид разрешенного использования спорного земельного участка: «под индивидуальный жилой дом». Для приобретения спорного земельного участка в собственность по льготной цене в размере 3,0 процентов от кадастровой стоимости участка недостаточно иметь нахождения на этом земельном участке жилого дома без учета порядка применения льготы при определении выкупной цены, предусмотренного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес> режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Разрешенное использование - это одна из основных характеристик земельного участка, которая влияет на определение правового режим пользования земли, и которая должна быть отражена в данных ЕГРН. Согласно выписке из ЕГРН вид разрешенного использования спорного земельного участка «под индивидуальный жилой дом». Целевое назначение земельного участка не изменено. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр законодатель установил исчерпывающий перечень оснований для определения цены при продаже земельного участка в размере 3,0 процентов его кадастровой стоимости, который не подлежит расширительному толкованию, чтобы не узаконивать, в том числе, и самовольное строительство. При ином толковании возможно узаконивайте самовольного строительства без разрешительной документации с последующим льготным выкупом земельного участка, что повлечет за собой ущемление прав добросовестных застройщиков, которые прошли необходимую процедуру получения разрешительной документации. Просила в удовлетворении требований истцов отказать.

Суд определил дело рассмотреть в отсутствие истцов в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав представителей сторон, суд считает требования истцов подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений пунктов "в", "к" ч.1 ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч.2 ст.76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В ходе рассмотрения делам судом установлено, что истцы являются сособственниками домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. ФИО2 в размере 7/12 доли, право собственности зарегистрировано 14.101.2016 г.,    ФИО3 в размере 1/12 доли, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в размере 1/3 доли собственности, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ

Домовладение находится на земельном участке с юридическим адресом: <адрес>, кадастровый номер земельного участка общая площадь земельного участка 1 480 кв. м., назначение земельного участка: «земли населенных пунктов».

Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , произведено предварительное согласование предоставления земельного участка истцам под индивидуальный жилой дом в <адрес>.

По заявлению истцов от ДД.ММ.ГГГГ, поданного на основании пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 1549 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Департаментом был подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка и выдан для ознакомления и подписания истцам ДД.ММ.ГГГГ.

Кадастровая стоимость земельного участка определена на момент обращения истцов с заявлением на выкуп и равна 822 444,9 руб.

Заявление истцов о пересмотре выкупной стоимости земельного участка было отклонено департаментом письмом от ДД.ММ.ГГГГ

Так, согласно ст. 10 Земельного кодекса РФ субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ, а также осуществляют иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 25 ч. 1 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков ; резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд (п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ).

Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участкам объекты следуют судьбе земельных участков, действующим Земельным кодексом провозглашено в качестве одного из принципов земельного законодательства (подп.5 п.1 ст.1) и отражено в ч.1 ст.35 Земельного кодекса РФ.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса РФ, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1).

Право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. При этом право собственника строения на приобретение в собственность земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок.

В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Согласно ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа - земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ (пункт 2 пп. 6).

В силу ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другими федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Приведенные законоположения направлены на обеспечение реализации основного принципа земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а так же на защиту прав и законных интересов собственников зданий и сооружений.

В соответствии со ст. 1 ч. 4 Закона от 23.12.1992г. «О праве граждан Российской Федерации на получении в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ, следовало, что граждане, имеющие на момент вступления в силу настоящего Закона земельные участки, размеры которых превышают предельные нормы, во всех случаях сохраняют право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей установленные нормы. При этом предоставить право гражданам приобретать данную часть земельного участка в частную собственность по договорной цене у местного Совета народных депутатов.

В соответствии с пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

В силу п.21 ч.5 ст.8 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости адрес участка относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, а не является одним из основных.

Спорный земельный участок был поставлен на Государственный кадастровый учет в 1990 году, что подтверждается сведениями с официального сайта Росреестра вид разрешенного использования спорного земельного участка "под индивидуальный жилой дом".

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно <адрес> «О <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом по утверждению порядка определения выкупной стоимости земельных участков на территории <адрес> является <адрес>.

Порядок определения цены земельного участка, находящегося в собственности <адрес>, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории <адрес>, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр.

В п. 4 данного Постановления указано, что цена земельного участка определяется в размере 3,0 процентов его кадастровой стоимости при продаже земельного участка гражданам, являющимся собственниками зданий, сооружений, за исключением указанных в подпунктах 4, 5 пункта 5 настоящего Порядка, расположенных на земельных участках, предоставленных и (или) имеющих разрешенный вид использования для индивидуального жилищного строительства, блокированной жилой застройки, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, предоставленных для садоводства и дачного хозяйства (пункт изменен Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр).

Таким образом, для приобретения собственником жилого дома земельного участка по льготной цене, установленной п. 4 названного Постановления необходимо чтобы земельный участок был в целях индивидуального жилищного строительства либо имеет разрешенный вид использования для индивидуального жилищного строительства.

По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) вид разрешенного использования спорного земельного установлен «под индивидуальный жилой дом».

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В иерархии нормативно-правовых актов Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2-14 стоит выше Постановления <адрес> -пр от ДД.ММ.ГГГГ (п.7 ст.3 ГК РФ, ч.2 ст.2 ЗК РФ), следовательно, положения Постановления <адрес> не должны противоречить положениям правовых актов Министерства экономического развития РФ.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 540 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Данным Классификатором предусмотрены такие виды разрешенного использования как жилая застройка и застройка для индивидуального жилищного строительства.

Содержание вида разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства " (п.2.1) включает в себя размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.

В ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение, что спорный участок истец фактически пользует под индивидуальный жилой дом, что соответствует содержанию вида разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства».

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 340-ФЗ понятия «объект индивидуального жилищного строительства» и «индивидуальный жилой дом» является одним значением, суд приходит к выводу, что у истцов имеется право на приобретение спорного земельного участка с применением льготы в размере 3 %, в соответствии с Постановлением <адрес> от 28.10.2015г. -пр.

            Доводы представителя ответчика о том, что в силу п.4 Порядка утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр, льгота в размере 3 % кадастровой стоимости предоставляется в случае, если земельный участок был предоставлен под строительство жилого дома, а истцами не предоставлены доказательства предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Вид разрешенного использования под существующий жилой дом не является идентичным виду разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, в связи, с чем отказ в пересмотре выкупной стоимости является законным и обоснованным, суд находит не состоятельными, поскольку спорным участком истцы фактически пользуются длительное время под жилой дом, что соответствует содержанию вида его разрешенного использования. Нахождение на этом земельном участке, жилого дома свидетельствует об использовании земельного участка по его назначению. Именно в силу изложенного истцы на дату обращения к ответчику обладали правом приобретения испрашиваемого земельного участка по цене равной 3 % от кадастровой стоимости участка.

Таким образом, проанализировав представленные сторонами доказательства, каждое в отдельности и в его совокупности, суд приходит к выводу, что у истцов имеется право на приобретение спорного земельного участка с применением льготы в размере 3%, в соответствии с Постановлением <адрес> от 28.10.2015г. -пр.

При указанных обстоятельствах решение Департамента муниципальной собственности об отказе в пересмотре выкупной цены земельного участка является не основанным на законе, а требования истца обоснованными подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, – удовлетворить.

Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3 право на предоставление земельного участка с кадастровым номером 27:23:0051501:46, расположенного по адресу: <адрес> по цене 3 % от кадастровой стоимости.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Индустриальный районный суд <адрес>.

    Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                        М.П. Казак

2-161/2023 (2-6140/2022;) ~ М-6581/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Козаченко Сергей Юрьевич
Козаченко Галина Владимировна
Козаченко Юрий Владимирович
Ответчики
Администрация г. Хабаровска
Суд
Индустриальный районный суд г. Хабаровска
Судья
Казак М.П.
Дело на странице суда
industrialny--hbr.sudrf.ru
26.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2022Передача материалов судье
31.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2022Подготовка дела (собеседование)
15.11.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.11.2022Предварительное судебное заседание
22.12.2022Предварительное судебное заседание
20.01.2023Судебное заседание
27.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2024Дело оформлено
14.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее