Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2022 года
Дело № 2-814/2022 УИД 76RS0021-01-2022-000971-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2022 года г. Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Голубевой А.Е.,
при секретаре Устиновой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, ГКУ Ярославской области «ЯРДОРСЛУЖБА» о возложении обязанности,
установил:
Тутаевский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения обратился с иском к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, ГКУ Ярославской области «ЯРДОРСЛУЖБА», просил обязать ответчиков в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу «<адрес>» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, а именно устранить дефекты дорожного покрытия в виде выбоин просадок и проломов: <адрес>, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать загрязнение дорожного покрытия проезжей части на следующих участках: от <адрес>. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге «<адрес>» Тутаевского муниципального района автомобильная дорога «<адрес>» имеет сплошное разрушение дорожного покрытия, допущены повреждения в виде отдельных выбоин, сетки трещин, неровностей ямочного ремонта (завышений, занижений), проломов, просадок, кроме того, на автомобильной дороге «<адрес>» допущено загрязнение дорожного покрытия проезжей части от <адрес>, выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии проезжей части угрожают безопасности дорожного движения, что свидетельствует о ненадлежащем содержании ответчиками автодорог межмуниципального значения на территории Тутаевского муниципального района Ярославской области. Последствиями ненадлежащего состояния дороги могут стать причинение вреда жизни здоровью граждан и ущерба имуществу граждан и юридических лиц.
В судебном заседании участвующая в деле старший помощник прокурора ГавриловаЕ.А. исковые требования уточнила, просила обязать ответчиков Департамент дорожного хозяйства Ярославской области, ГКУ Ярославской области «ЯРДОРСЛУЖБА» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу «Тутаев-Богдановка» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, а именно устранить дефекты дорожного покрытия в виде выбоин просадок и проломов от <адрес> до <адрес>, в границах <адрес>, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать загрязнение дорожного покрытия проезжей части на следующих участках: <адрес> до <адрес>, доводы, изложенные в иске, поддержала в полном объеме, указала, что в иной части исковые требования в настоящее время исполнены ответчиком.
Представитель ответчика Департамента дорожного хозяйства Ярославской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство, в котором указал, что согласно постановления от 12 марта 2008 года № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «<адрес>» находится в собственности Ярославской области, протяженность данной автодороги 34,091 км. Согласно положению о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, департамент не осуществляет работы по содержанию автомобильных дорог в смысле п.12 ст.2 ФЗ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, департамент не являясь собственником автодороги, лишь осуществляет функции главного администратора доходов областного бюджета и функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию полномочий в сфере дорожной деятельности. В соответствии с постановление Правительства Ярославской области от 8 апреля 2009 года № 337-п с учетом изменений в постановление от 3 октября 2001 года № 141 ГУ «Ярославская областная дорожная служба» переданы функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, а также технические функции. В соответствии с уставом ГКУ ЯО «Ярдорслужба» одной из целей деятельности учреждения является обеспечение содержания автомобильных дорог регионально межмуниципального значения. Непосредственное содержание автомобильных дорог – выполнение комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дорооги осуществляют подрядные дорожные предприятия, с которыми государственный заказчик – ГКУ ЯО «Ярдорслужба» заключает государственный контракт. 22 июня 2022 года государственным заказчиком заключен новый государственный контракт между ГКУ «Ярдорслужба» и АО ЯРДОРМОСТ на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них. Провести ремонтные работы в срок, запрашиваемый истцом для исполнения требований, не представляется возможным в связи с тем, что ГКУ ЯО «Ярдорслужба» будет необходимо соблюдение процедур и сроков, предусмотренных ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, то есть необходимо будет проведение аукционов для заключения государственного контракта на выполнение присужденных работ. В связи с недостаточным финансированием департаментом не исполнено до настоящего времени большое количество судебных решений, объем бюджетных ассигнований дорожного фонда на 2022 год был утвержден в конце 2021 года, проведение ремонтных работ минуя требования норм ФЗ № 44-ФЗ недопустимо, включение автодорог «<адрес>» в планируемые мероприятия по организации ремонтных работ капитального характера возможно не ранее чем на 2023 год, при этом первым этапом необходимо проведение аукциона на изготовление проектно-сметной документации, вторым этапом проведение аукциона на выбор подрядной организации по проведению ремонтных работ, в общей сложности оба этапа затягивают исполнение решения на срок около 3-х лет. Реализация данного объекта в рамках ведомственной целевой программы «Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области» на 2022 года и плановый период 2023 года не предусмотрена.
Представитель ответчика ГКУ Ярославской области «Ярдорслужба» в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление, где просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что на протяжении всей автодороги «<адрес>» в настоящее время проводится ямочный ремонт, в рамках дополнительного контракта на содержание до октября 2022 года планируется к выполнению восстановление асфальтобетонного покрытия в районе поворота на н.<адрес> до <адрес> с км 33+866 по км. 34+483 протяженностью 1490 м., карта с км.17+ 543 по км 18+926 (участок с км 17 до д.<адрес>), карта с км 23+000 по км 24+491 (в районе <адрес>), в границах д.<адрес> выполнены работы по подсыпке асфальтовой крошкой и ямочному ремонту покрытия автодороги. Загрязнения на асфальтобетонном покрытии появляется вследствие работы сельхозтехники СПК «<данные изъяты>», которая работает в полях, загрязнения систематически убираются силами и техникой СПК «<данные изъяты>». Устранить оставшиеся дефекты покрытия на указанных в исковом заявлении участках дороги в рамках средств содержания не представляется возможным, требуется ремонт. Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах областной собственности реализуются в рамках исполнения ведомственной целевой программы «Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области», решение вопроса о включении объектов в программные мероприятия рассматривает Департамент дорожного хозяйства Ярославской области. При условии внесения в программные мероприятия указанные выше виды работ потребуется соблюдение ряда процедур и сроков, то есть необходимо будет проведение аукционов для заключения государственного контракта на изготовление проектной документации и для заключения соответствующих контрактов на выполнение присужденных работ, соблюдение установленных законодательством процедур влияет на сроки исполнения решения суда, иного механизма по исполнению решений судов действующим законодательством не предусмотрено.
Представители третьих лиц МБУ «Управление комплексного содержания территории ТМР», ОГИБДД МО МВД России «Тутаевский», АО «ЯРДОРМОСТ», СПК «Богдановка» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно Перечню автомобильных дорог, утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 12 марта 2008 года № 83-п, автомобильная дорог «<адрес>» Тутаевского муниципального района является дорогой общего пользования регионального значения (№718), имеет протяженность 34,091 км. и относится к собственности Ярославской области.
В соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и ГОСТа 33220-2015 Межгосударственный стандарт. «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 11 октября 2022 года, составленному старшим государственным инспектором ОГИБДД МО МВД России «Тутаевский» Хабаровым Д.А., на автомобильной дороге «<адрес>» общего пользования государственной собственности Ярославской области выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги - в нарушение нормативных требований пункта 5.2.4. ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», а также пункта 7.2 ГОСТ 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания» автомобильная дорога «<адрес> имеет сплошное разрушение дорожного покрытия; допущены повреждения в виде отдельных выбоин, сетки трещин, неровностей ямочного ремонта (завышений, занижений), проломов, просадок на следующих участках: от <адрес> до д.<адрес>, повреждения составляют более половины от общей площади обследуемого участка. В нарушение нормативных требований пункта 5.1.2 ГОСТ 33220-2015 на автомобильной дороге «<адрес>» допущено загрязнение дорожного покрытия проезжей части на следующих участках: от д.<адрес> до д. <адрес>.
Выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии проезжей части согласно выводам акта угрожают безопасности дорожного движения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на автодороге «<адрес>», а именно на участках: от д.<адрес> до д.<адрес> имеются несоответствия технического состояния автодороги требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений ст.ст.11, 12, 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог отнесено к компетенции органов государственной власти и сметного самоуправления в зависимости от категории дороги.
В соответствии с п.п.1,6 ст.12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и осуществление дорожной деятельности в отношении данных автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требованиями Государственных стандартов Российской Федерации, предусмотрено, что стандарты устанавливают перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорого городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Наличие на указанных участках дороги перечисленных дефектов нарушают права граждан на безопасность дорожного движения и могут повлечь причинение вреда их жизни и здоровью и ущерба имуществу граждан и юридических лиц.
При этом суд учитывает, что требования указанного государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Суд полагает достаточным определенные прокурором сроки для производства работ по устранению вышеуказанных дефектов дорожного покрытия.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита нарушенного права неопределенного круга лиц, пользующихся указанной автомобильной дорогой, осуществляется путем возложения соответствующей обязанности.
В соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 28 марта 2018 года № 195-п «Об утверждении Положения о Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области» органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области является Департамент дорожного хозяйства Ярославской области.
Согласно п.п.2.2, 2.3 и 2.4 Положения о Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области от 28 марта 2018 года № 195-п, департамент осуществляет полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении региональных автомобильных дорог и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на них, а также по осуществлению регионального государственного надзора за обеспечением сохранности региональных автомобильных дорог.
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Департамент дорожного хозяйства Ярославской области и возлагает на него обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу настоящего решения суда устранить дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, просадок и проломов от д.<адрес> до д.<адрес> Тутаевского муниципального района, и в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда ликвидировать загрязнение дорожного покрытия проезжей части от д.<адрес> до д. <адрес>.
Доводы ГКУ ЯО «Ярдорслужба» в отзыве о том, что загрязнения на асфальтобетонном покрытии появляется вследствие работы сельхозтехники СПК «<данные изъяты>», которая работает в полях, загрязнения систематически убираются силами и техникой СПК «<данные изъяты>» ничем не подтверждены, доказательств указанных фактов в материалы дела ответчиком не представлено.
Ссылка представителя ГКУ ЯО «Ярдорслужба» о том, что в границах д.<адрес> выполнены работы по подсыпке асфальтовой крошкой и ямочному ремонту покрытия дороги суд считает несостоятельными, поскольку в акте о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги указывается в том числе на такие нарушения, как неровности ямочного ремонта (занижения, завышения), которые прокурор и просит устранить.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░.<░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░ ░.<░░░░░> ░░ ░.<░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░