Дело № 2-157/2024 УИД 35RS0014-01-2024-000283-89
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2024 года г. Кириллов
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующий судья Веденина Е.В.
при секретаре Баракиной А.Н.,
с участием прокурора Жаравина А.М.,
представителя ответчика Вишняк Н.Н.,
рассмотрев исковое заявление исполняющего обязанности Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Липовское ЖКХ» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
исполняющий обязанности Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Липовское ЖКХ» (далее – ООО «Липовское ЖКХ»), в котором (с учетом уточнения) просит:
обязать ответчика в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить в уполномоченный орган – Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству все предусмотренные пунктом 4 и подпунктом «б» пункта 5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 №384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» документы, соответствующие законодательству, для согласования деятельности, связанной с забором воды из водного объекта - Шекснинское водохранилище в районе с. Вогнема Кирилловского муниципального округа Вологодской области с применением мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания;
обязать ответчика в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить сведения о проведенных испытаниях по определению эффективности рыбозащитных сооружений в уполномоченный орган - Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
В обоснование заявленных требований указал, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ по вопросу соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Липовское ЖКХ». Установлено, что предприятие осуществляет пользование водным объектом – Шекснинское водохранилище в районе с. Вогнема для забора водных ресурсов для водоснабжения с.Вогнема Кирилловского муниципального округа. В соответствии с частью 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и иная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ. Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) согласовывается деятельность, осуществляемая не только в акватории водного объекта, но и на суше, в случае проведения работ в пределах водоохранной и рыбоохранной зон, а также за их пределами, если по результатам оценки воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, обязательность проведения которой предусмотрена статьей 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", установлено, что такая деятельность может на них воздействовать. Правила согласования федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 384 (далее - Правила). Между тем, ООО «Липовское ЖКХ» не осуществлено согласование с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства деятельности, связанной с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения с применением мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Кроме того, Предприятием в нарушение положений Свода правил сведения о проведенных испытаниях по определению эффективности рыбозащитных сооружений в адрес Северо-Западного территориального управления федерального агентства по рыболовству не представлены. По данным нарушениям Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой ООО «Липовское ЖКХ» 24.01.2024 года вынесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Представитель Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Жаравин А.М. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивает.
Представитель ответчика – ООО «Липовское ЖКХ» Вишняк Н.Н. исковые требования признал. Пояснил, что в настоящее время ведет подготовку документов для обращения в уполномоченный орган в области рыболовства для согласования деятельности, связанной с забором воды.
Представитель третьего лица – Северо-Западного территориального управления федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указывает, что с заявленными требованиями согласны. Ответчик в Управление с заявкой на согласование деятельности, связанной с забором воды из водного объекта, не обращался, меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания не предпринимает, сведения о проведенных испытаниях по определению эффективности рыбозащитных сооружений предприятие не направляло.
Представитель третьего лица – Департамента природных ресурсов, лесного и охотничьего хозяйства Вологодской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной деятельности;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2000 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменения среды обитания объектов животного мира и ухудшения условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсах и среды их обитания», мерой по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания является в том числе установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений.
Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) согласовывается деятельность, осуществляемая не только в акватории водного объекта, но и на суше, в случае проведения работ в пределах водоохранной и рыбоохранной зон, а также за их пределами, если по результатам оценки воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, обязательность проведения которой предусмотрена статьей 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", установлено, что такая деятельность может на них воздействовать.
На основании представленных документов указанным выше федеральным органом исполнительной власти оценивается соответствие планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам "б" - "ж" пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 380, их достаточность, а также определяется возможность проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, или необходимость проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, предусмотренных подпунктом "з" пункта 2 этого положения.
Правила согласования федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 (далее - Правила).
В силу подпункта "б" пункта 3 Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Пункт 4 Правил определяет, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании, в которой указывают сведения: а) о заявителе: полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его организационно-правовая форма и место нахождения; фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя); б) о документации, прилагаемой к заявке.
На основании подпункта "б" пункта 5 Правил при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил к заявке прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Пункт 8 Правил предусматривает, что Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) заявки и документации.
Также в соответствии с п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Между тем, ООО «Липовское ЖКХ» не осуществлено согласование с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства деятельности, связанной с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения с применением мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Приказом Минстроя России от 16.06.2023 N 420/пр утвержден СП 101.13330.2023. Свод правил. Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения (далее - Свод правил).
Согласно пунктам 9.4 - 9.5.1 рыбозащитные сооружения должны быть эффективными, иметь параметры, отвечающие требованиям настоящего свода правил, безопасные для окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, человека, гидротехнических сооружений и (или) устройств забора воды другого имущества.
В соответствии с приложением Л.2 испытания по определению активности рыбозащитных сооружений должны проводиться:
- в срок не позднее двух лет с даты ввода в эксплуатацию рыбозащитного сооружения;
- на рыбозащитных сооружениях, введенных в эксплуатацию, не прошедших испытания по определению эффективности;
- в срок не позднее одного года в случае изменения технических характеристик гидротехнического сооружения и (или) устройства забора воды.
Согласно приложению Л.3 по результатам испытаний по определению эффективности рыбозащитного сооружения составляют отчет, который отправляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Согласно информации Северо-Западного территориального управления федерального агентства по рыболовству от 27.11.2023 № 05/12273 от ООО «Липовское ЖКХ» сведения о проведенных испытаниях по определению эффективности рыбозащитных сооружений в адрес Управления не поступали.
Таким образом, Предприятием в нарушение положений Свода правил сведения о проведенных испытаниях по определению эффективности рыбозащитных сооружений в адрес Северо-Западного территориального управления федерального агентства по рыболовству не представлены.
По данным нарушениям Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении ООО «Липовское ЖКХ» 24.01.2024 вынесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
В судебное заседание доказательства направления заявки о согласовании деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, согласно утвержденной форме с приложением соответствующих документов, ответчиком не представлены.
Учитывая отсутствие возражений ответчика против заявленных требований, исковые требования Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Липовское ЖКХ» (ИНН 3511005484) в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить в уполномоченный орган – Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству все предусмотренные пунктом 4 и подпунктом «б» пункта 5 Правил согласования федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 №384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» документы, соответствующие законодательству, для согласования деятельности, связанной с забором воды из водного объекта - Шекснинское водохранилище в районе с.Вогнема Кирилловского муниципального округа Вологодской области с применением мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Липовское ЖКХ» (ИНН 3511005484) в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить сведения о проведенных испытаниях по определению эффективности рыбозащитных сооружений в уполномоченный орган - Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Веденина
Копия верна:
Судья Е.В. Веденина