Дело № – 2928/2022
УИД 24RS0№-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2022 года <адрес>
Канский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Блошкиной А.М.,
при помощнике судьи Захаровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скрягиной Н. В. к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец СкрягиН. Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, по тексту которого, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит суд признать решение Пенсионного органа об отказе в назначении пении незаконным; засчитать в стаж периоды работы, согласно записям в трудовой книжке; обязать пенсионный орган признать право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, возложив на ответчика обязанность назначить выплату страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования истец мотивировала тем, что она ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет деятельность по охране здоровья населения, имея более 30 лет медицинского стажа работы. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ОПФР по <адрес> через Клиентскую службу в <адрес> края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, полагая, что имеющийся стаж медицинской работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, на эту дату составлял более 30 лет.
Решением ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано. Основанием для отказа в назначении пенсии явилось отсутствие у Скрягиной Н.В. необходимого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В частности, территориальным органом ПФР из стажа работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, исключен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом СПТУ-<адрес>ной больницы №. Решение исключить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом СПТУ-<адрес>ной больницы № из стажа на соответствующих видах работ мотивировано пенсионным органом тем, что должность заведующей здравпунктом не предусмотрена соответствующим Списком должностей, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, в связи с осуществлением лечебной деятельности, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Стаж работы истицы по охране здоровья населения по подсчету пенсионного органа на день её обращения за пенсией составляет 26 лет 09 месяцев 11 дней.
В судебном заседании истец СкрягиН. Н.В., её представитель по устному ходатайству Мощеев Э.А. (до объявления перерыва в судебном заседании) исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным по тексту иска, представив в обоснование своей позиции ряд документов, после окончания перерыва в суд не явились, направив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, поддерживая исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика – ОПФР по Красноярскому краю Желудева В.Ф. (на основании доверенности) в судебном заседании участия не принимала, будучи извещенной надлежащим образом, направив письменные возражения на исковые заявления, по тексту которых просила дело рассмотреть в отсутствие ответчика, относительно удовлетворения исковых требований возражая.
При этом, ответчик ссылался на то, что основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, оценка пенсионных прав по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ производится в строгом соответствии со Списками должностей и учреждений и правилами, и, поскольку на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ стаж Скрягиной Н.В. в должностях, подразделениях учреждения здравоохранения составил 26 лет 09 месяцев 11 дней (менее 30 лет при расчете стажа в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах), права на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ на дату подачи заявления не имеется.
Суд, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, в порядке ст. 167 ГПК РФ, учитывая позицию сторон, исследовав и оценив письменные материалы дела, полагает, что исковые требования Скрягиной Н.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Положениями Постановления Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004 г. закреплено право пенсионера на исчисление стажа, имеющего место до нового правового регулирования по ранее действовавшим нормативно-правовым актам.
С 01.01.2015 г. основания назначения указанной пенсии предусмотрены п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку согласно частям 1 и 3 ст. 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 01.01.2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Судом достоверно установлено и подтверждается представленной в материалы дела копией диплома серии МТ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Канским медицинским училищем, что истице, Асатиани (Скрягиной) Н. В., была присвоена квалификация фельдшера.
Согласно прилагаемой к исковому заявлению копии трудовой книжки на имя Асатиани (Скрягиной) Н. В., она ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в Канскую районную больницу № 2 заведующей здравпунктом СПТУ-27 (приказ № 9 от 23.04.1990 г.), ДД.ММ.ГГГГ принята переводом в роддом акушеркой на период декретного отпуска (приказ № от 15.03,1995 г.). Данные обстоятельства также подтверждаются прилагаемой к исковому заявлению копией личной карточки работника. Таким образом, из копии приказа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что СкрягиН. Н. В.. переведена на должность акушерки в роддом с должности фельдшера здравпункта.
Следовательно, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ СкрягиН. Н.В. работала в должности заведующей фельдшерским здравпунктом - фельшера здравпункта СПТУ №, который структурно входил в состав Канской районной больницы, то есть её работодателем была Канская районная больница, а местом работы был здравпункт СПТУ № 27.
Фактически, истец осуществляла лечебную работу (работу по охране здоровья населения) в фельдшерском здравпункте СПТУ № 27 в должности фельдшера. В указанный период работы в её должностные обязанности входило: оказание экстренной и первичной медицинской помощи учащимся СПТУ № 27, проведение мероприятий по диспансеризации учащихся, осуществление прививочной работы среди учащихся, лечебно-профилактическая работа.
Иные работники, относящиеся к врачебному, либо среднему медицинскому персоналу, в период моей работы в фельдшерском здравпункте СПТУ №, кроме Скрягиной Н.В. в штате здравпункта СПТУВ-27 отсутствовали, что подтверждается прилагаемой к исковому заявлению копией штатного расписания по здравпунктам Канской районной больницы за 1990 год. Кроме того, как следует из приложения к штатному расписанию за 1991 год должность заведующей здравпунктом СПТУ -27, которую занимала истица, отнесена к должностям среднего медицинского персонала.
При принятии решения суд также учитывает приобщенную в материалы дела справку от ДД.ММ.ГГГГ №, выданную КГБУЗ «Канская межрайонная больница» на основании материалов личного дела, отчетной документации Канской ЦРБ, согласно которой подтверждается факт того, что СкрягиН. Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., действительно работала в должности заведующей фельдшерским здравпунктом – фельдшером среднего профессионально-технического училища № (СПТУ №) при Канской центральной районной больнице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществляя в указанный период лечебную деятельность, работала в нормальном режиме рабочего времени, на полную ставку заработной платы, фельдшерский здравпункт СПТУ № осуществлял деятельность от Канской ЦРБ.
Согласно типовой должностной инструкции заведующего фельдшерским здравпунктом – фельдшером предприятия (организации), её должностные обязанности, характер и направленность труда соответствуют должностным обязанностям Скрягиной Н.В. в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом СПТУ-27 при Канской ЦРБ.
Также суд учитывает представленное в материалы дела в копии Положение о фельдшерском здравпункте СПТУ-27 г. Канска, утвержденное гл.врачом 01.02.1992 г., согласно которому фельдшерский здравпункт организуется при СПТУ-27 города Канска в соответствии с действующими штатными нормативами, утвержденными Минздравом СССР, и является структурным подразделением городской территориальной поликлиники или поликлиники по обслуживанию студентов; фельдшерский здравпункт возглавляет фельдшер, который работает под руководством врача-терапевта-участкового, ответственного за обеспечение оказания медицинской помощи студентам и учащимся средних специальных учебных заведений.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи
Согласно части 1.1. статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Должности: фельдшер (медицинская сестра), заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра) предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.
Эти должности также включались в действовавшие ранее списки должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости.
Согласно временному Положению о фельдшерском здравпункте высшего и среднего специального учебного заведения, утв. Приказом Минздрава РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 653, фельдшерский здравпункт организуется при высших и средних специальных учебных заведениях в соответствии с действующими штатными нормативами, утвержденными Минздравом СССР, и является структурным подразделением городской территориальной поликлиники или поликлиники по обслуживанию студентов.
Фельдшерский здравпункт возглавляет фельдшер, который работает под руководством врача-терапевта-участкового, ответственного за обеспечение оказания медицинской помощи студентам и учащимся средних специальных учебных заведений (пункт 3 Положения).
В пункте 4 временного Положения установлены основные задачи фельдшерского здравпункта: оказание первой доврачебной медицинской помощи студентам и учащимся при обращении; при необходимости - направление на консультацию в поликлинику к специалистам для решения вопроса о дальнейшем лечении и временном освобождении от занятий; проведение по назначению врача противорецидивного лечения диспансерной группе больных; контроль за своевременной явкой диспансерных больных на профилактический осмотр и противорецидивное лечение; подготовительные мероприятия по организации ежегодных медицинских осмотров учащихся всех курсов, а также лиц, направляемых на строительные и сельскохозяйственные работы в летний и осенний трудовые семестры; проведение под руководством врача противоэпидемических мероприятий: прививки, выявление инфекционных больных, наблюдение за лицами, бывшими в контакте с инфекционными больными, извещение органов СЭС о выявленных инфекционных больных; осуществление контроля за санитарным содержанием общежитий; проведение санитарно-просветительной работы, подготовка санитарных постов из числа учащихся; учет обучаемого контингента по курсам и группам; ведение учетно-отчетной медицинской документации по утвержденным статистическим формам. Оказывать врачу-терапевту помощь в разработке анализа заболеваемости среди учащихся; участие совместно с врачом-терапевтом, администрацией учебных заведений и профсоюзной организацией в разработке и осуществлении плана комплексных мероприятий по снижению заболеваемости и укреплению здоровья студентов и учащихся.
Согласно пункту 16 Номенклатуры учреждений здравоохранения (Приложение № 3 к Приказу Минздрава СССР от 22 июля 1982 г. № 715) здравпункты организуются при предприятиях, учреждениях и организациях и входят в состав поликлиники или амбулатории. Согласно Штатным нормативам и типовым штатам больниц, поликлинических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, утв. Приказом Минздрава СССР от 26.12.1955 № 282-м, в фельдшерских здравпунктах средних специальных учебных заведений комплектуются штатом: Заведующий здравпунктом - фельдшер 1 должность, Санитарка - 1, иные должности в фельдшерских здравпунктах учебных заведений штатными нормативами не предусмотрены.
В указанные периоды работа истца осуществлялась в должности заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшера, который являлся структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения.
При этом, неполное наименование должности среднего медперсонала которую истицы занимала в спорный период работы, неполное наименование структурного подразделения медицинского профиля медицинской организации, невнесение в её трудовую книжку записи о работе в таком подразделении, и отсутствие их выделения в структуре организации не может нарушать пенсионные права Скрягиной Н.В, поскольку в вышеуказанный период она занимала должность среднего медицинского персонала, предусмотренную Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 10.2002 г №.
Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав по нормам ранее действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г. «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991 г., а периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим Постановлением.
Согласно пункту 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 (ред. от 12.04.1984 г.) «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в стаж работы по специальности работников здравоохранения засчитывается работа на руководящих должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения. К числу указанных работ может быть отнесена работа в качестве заведующей здравпунктом.
Должность «заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)» предусмотрена штатными нормативами медперсонала фельдшерских здравпунктов, утв. Приказом Министра здравоохранения СССР от 30.04.1968 г. № 340, а также Приказом Минздрава СССР от 11.10.1982 г. № 999 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек», действовавшими в спорный период.
Должность заведующий фельдшерским здравпунктом (полное и правильное наименование должности «заведующий фельдшерским здравпунктом – фельдшер») относится к категории специалистов со средним медицинским образованием и соответствует Списку № 781, утвержденному Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.2000 г. № 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 г. при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377, указан фельдшер. В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395, указаны здравпункты (врачебные, фельдшерские), являющиеся структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Пунктом 15 Примечания Приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся. Кроме того, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2011 г. № 233Н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых, хронических профессиональных заболеваниях» здравпункт является структурным подразделением организации (предприятия), в составе которой он организован, и предназначен для оказания первичной медико-санитарной помощи работникам организации (предприятия), в том числе организации и проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья работников указанной организации (предприятия).
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которому, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» определено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 3 названных Правил).
Таким образом, ранее действующее законодательство, как и законодательство, действующее в настоящее время, предусматривало включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для досрочной пенсии - работу в должности фельдшера в здравпунктах (врачебных, фельдшерских) не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями любых иных организаций.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что фельдшерские здравпункты, независимо от того являлись ли они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями иных предприятий, были отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения.
Установив, что с учетом бесспорных периодов работы и включенных судом СкрягиН. Н.В. на дату обращения в пенсионный орган – ДД.ММ.ГГГГ имела необходимый специальный стаж продолжительностью свыше 30 лет (31 год 6 месяцев 7 дней = 26 лет 09 месяцев 11 дней + 4 года 10 месяцев 26 дней), право на досрочную страховую пенсию по старости возникло у истицы ДД.ММ.ГГГГ (стаж 30 лет), суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить Скрягиной Н.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, признает решение пенсионного органа об отказе в установлении Скрягиной Н.В. досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Как уже упоминалось выше, в силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 этой статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону. Указанным приложением предусмотрено увеличение на 24 месяца срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, если годом возникновения права на страховую пенсию является 2020 год.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, суд отмечает, что с учетом включения спорных периодов в специальный стаж (4 года 10 месяцев 26 дней), у истицы возникнет право на досрочное назначение пенсии с момента обращения, то есть с 27.04.2022 года, поскольку с учетом вышеприведенных правовых норм, на дату подачи заявления – 27.04.2022 г., правовые основания для назначения Скрягиной Н.В. досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, также имелись (право возникло 20.10.2020 г., согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ, страховая пенсия по старости может быть назначена ранее наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков, т.е., не раньше 20.04.2022 г. (20.10.2020 г. + 24 месяца = 20.10.2022 г. – 6 месяцев = 20.04.2022 г.)
Следовательно, разрешая спор, суд приходит к выводу о включении спорных периодов с 19.04.1990 г. по 14.03.1995 г. - в должности заведующей здравпунктом СПТУ-27 в Канской районной больнице в специальный стаж Скрягиной Н.В. на соответствующих видах работ, с учетом чего, решение пенсионного органа от 12.05.2022 г. № 220000150557/276321/22 об отказе в установлении пенсии Скрягиной Н.В. следует признать незаконным, за истицей судом признается право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с её назначением с с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Скрягиной Н. В. к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ОГРН 1022402648718) обязанность включить в стаж на соответствующих видах работ Скрягиной Н. В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, СНИЛС 030-915-041 11) период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом СПТУ-27 в Канской районной больнице.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ОГРН 1022402648718) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии Скрягиной Н. В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженке <адрес>, СНИЛС 030-915-041 11).
Признать за Скрягиной Н. В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженкой <адрес>, СНИЛС 030-915-041 11) право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ОГРН 1022402648718) обязанность назначить выплату страховой пенсии по старости Скрягиной Н. В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженке <адрес>, СНИЛС 030-915-041 11) с момента обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 16 декабря 2022 года.
Судья А.М. Блошкина