11RS0004-01-2024-001099-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе
судьи Баталова Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Кораблевой Е.В.,
с участием представителя истца - адвоката Кожевина И.Н., действующего на основании ордера №81/755 от 08.04.2024,
представителя ответчика Натхиной Е.О., действующей на основании доверенности от 01.02.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печора 21 мая 2024 года гражданское дело №2-835/2024 по иску Гусевой С.Д. к администрации МР «Печора» о возложении обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, направить проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения с определением размера возмещения за изымаемое имущество,
установил:
Гусева С.Д. обратилась в Печорский городской суд с исковым заявлением к администрации МР «Печора» о возложении обязанности в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для обслуживания многоквартирного дома по адресу: ********** и расположенного в указанном доме жилого помещения по адресу: ********** в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес истца проект соглашения об изъятии земельного участка и жилого помещения по адресу: ********** с определением размера возмещения за изымаемое имущество. В обоснование требований указав, что истец совместно со своими детьми Мишариной Л.И., Мишариным В.И., Гусевой И.И. являются собственниками жилого помещения по ? доли, расположенного по адресу: **********. Распоряжением главы администрации МР «Печора» от 06.12.2018 № 1512-р многоквартирный дом ********** признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок сноса указанного дома и отселения физических лиц – до 31.01.2022. Согласно требованию заместителя руководителя администрации МР «Печора» от 28.05.2021 №... собственникам жилых помещений предложено в срок до 31.01.2022 осуществить снос МКД, с указанием, что в случае неисполнения требования в установленный законом срок, то земельный участок, на котором расположен указанный дом будет изъят для муниципальных нужд и соответственно изъято принадлежащее истцу жилое помещение в указанном доме. Жилой дом не включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах». Истец не проживает в спорном жилом помещении из-за протечки крыши, провисания потолков, перекоса стен и окон. До сегодняшнего дня ответчик не принял решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и квартиры истца, не направил проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера выкупной цены истцу.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признала, представила письменные возражения.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Гусева С.Д. и ее дети Мишарина Л.И., Мишарин В.И., Гусева И.И. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенного по адресу: **********
Согласно акту и заключению Межведомственной комиссии №... от 21.11.2018 выявлены основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: ********** аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации МР «Печора» № 1512-р от 06.12.2018 признаны аварийными, подлежащими сносу многоквартирные дома согласно положению к распоряжению, в том числе, дом **********, определен срок сноса многоквартирных домов и сроки отселения физических лиц в домах, признанных аварийными, подлежащими сносу и расселению – до 31.01.2022.
До настоящего времени указанный многоквартирный жилой дом не снесен.
Жилой дом ********** в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы» не включен.
На основании требования заместителя руководителя администрации МР «Печора» от 28.05.2021 №..., направленному в адрес истца, следует, что в соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ Гусевой С.Д. совместно с другими собственниками жилых помещений предложено в срок до 31.01.2022 осуществить снос МКД.
В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 предусмотрено, что к компетенции органа местного самоуправления относится принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как следует из ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии со ст.279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу пп.3 п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно пп.4 п.2 ст.56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В соответствии с требованиями ст.56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; 5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; 6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; 7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; 8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласно п.2 ст.56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В соответствии с положениями п.3,6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.
Непринятие уполномоченным органом действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд, нарушает права граждан.
Из п.5 ст.56.7 Земельного кодекса РФ следует также обязанность органа местного самоуправления определить выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.
Положения ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривают право суда устанавливать срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение суда.
С учетом конкретных обстоятельств дела, сроков проведения процедур, связанных с согласованием проекта соответствующего соглашения, но вместе с тем, учитывая, что ответчиком своевременных мер к принятию такого решения не принято, суд находит, что разумным сроком для устранения допущенных нарушений по подготовке и направлению проекта соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, является срок – пять месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. ст. 88, 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как следует из содержания ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, размер вознаграждения представителя зависит от продолжительности и сложности дела, квалификации и опыта представителя. Кроме того, в силу указанной нормы суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя в качестве критерия разумность понесенных расходов. При этом, неразумными могут быть сочтены значительные расходы, не оправданные ценностью подлежащего защите права либо несложностью дела.
В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
За услуги адвоката Кожевина И.Н. истец оплатила 4000 рублей, что подтверждается чеком ПАО «Сбербанк» от 08.04.2024.
Исходя из сложности рассматриваемого дела, объема выполненной представителем работы (подготовка и составление искового заявления, представление интересов в суде первой инстанции – 1 судебное заседание), активности его позиции при рассмотрении дела, а также принципа разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика, как с проигравшей стороны, в пользу истца судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг в размере 4000 рублей.
Истцом понесены расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 300 руб. Следовательно, указанные расходы в полном объеме подлежат взысканию с администрации МР «Печора» в пользу истца.
Общий размер судебных расходов подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца составит 4300 рублей (4000+300).
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию муниципального района «Печора» (ИНН 1105012781, ОГРН 1021100875575) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для обслуживания многоквартирного дома по адресу: ********** и расположенного в указанном доме жилого помещения по адресу: **********
Обязать администрацию муниципального района «Печора» (ИНН 1105012781, ОГРН 1021100875575) в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить Гусевой С.Д., **.**.** года рождения проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для обслуживания многоквартирного дома по адресу: ********** и расположенного в указанном доме жилого помещения по адресу: ********** с определением размера возмещения за изымаемое имущество в соответствии с частью 7 стать 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с администрации МР «Печора» (ИНН 1105012781, ОГРН 1021100875575) в пользу Гусевой Светланы Дмитриевны (паспорт 8716 727721) судебные расходы в размере 4300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - Р.Г. Баталов
Мотивированное решение составлено 21.05.2024.