Дело №2-4383/2023(24RS0040-01-2023-003996-53)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 10 октября 2023 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Крамаровской И.Г.,
с участием помощника Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в городе Норильске Оленниковым А.А.,
при секретаре Симковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в порядке ст. 45 ГПК РФ к Обществу с ограниченной ответственностью «Норильский бетонный завод» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки с ограниченным режимом природопользования и получении санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора, а также решения главного санитарного врача Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в Норильский городской суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, с иском к ООО «Норильский бетонный завод» об обязании ответчика при осуществлении хозяйственной деятельности на производственной площадке по адресу: <адрес> расположенный на земельном участке с кадастровым номером № (составляет единое землепользование с земельным участком №) площадью 15841 кв.м, в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки с ограниченным режимом природопользования и получении санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора, а также решения главного санитарного врача Красноярского края. Несоблюдение ответчиком требований, установленных федеральными законами об охране окружающей среды ведет к нарушению государственных интересов.
В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в городе Норильске Оленников А.А. исковое заявление поддержал по изложенным в нем доводам, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Норильский бетонный завод» в лице директора Феоктистова К.М., в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, исковые требования признает, о чем представил письменное заявление. Кроме того, указал, что в данный период времени занимаются поиском организации для заключения договора по разработке проекта СЗЗ и согласования его с Роспотребнадзором, просит предоставить максимальный срок для получения СЗЗ.
Выслушав помощника Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в городе Норильске, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 9 Конституции Российской Федерации предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
На основании абз. 2 ч. 2 ст. 12 Закона № 52-ФЗ санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно ч. 3 ст. 16 Закона № 96-ФЗ в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Согласно п. 3 ст. 20 Закона № 52-ФЗ проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.
В связи с чем для устранения нарушений ст.ст. 11, 12 Закона № 52-ФЗ, ст. 52 Закона № 7-ФЗ, ч. 3 ст. 16 Закона № 96-ФЗ, санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий ООО «НБЗ» обязано принять меры к разработке проектов обоснования расчетных СЗЗ для своих производственных объектов, после чего получить на них санитарно-эпидемиологическое заключение.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарных зон устанавливаются, изменяются на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (п. 4.3 СанПин 2.2.21/2.1.1.1200-03).
Хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст. 3 Закона № 7-ФЗ, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности.
Частью 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ определено, что юридические и физические лица, осуществляют эксплуатацию объектов капитального строительства в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В силу требований статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно ст. 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов:
- соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
- обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
- соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с заданием прокуратуры Красноярского края на основании решения о проведении проверки от 20.02.2023 № 37 Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Норильский бетонный завод» (далее ООО «НБЗ») требований законодательства об охране атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По результатам проверки директору ООО «НБЗ» 10.03.2023 заместителем Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в городе Норильске Кузнецовой Н.А. внесено представление с требованиями об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. За указанные нарушения юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3, ст. 8.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения представления в прокуратуру от директора ООО «НБЗ» поступил ответ от 10.04.2023 исх. №, согласно которому юридическим лицом приняты меры к устранению выявленных нарушений, должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания.Однако часть нарушений до настоящего времени не устранено, а именно, не принято надлежащих действий к установлению санитарно-защитных зон с ограниченным режимом природопользования (далее СЗЗ), за контурами которых в атмосферном воздухе не должно фиксироваться превышений загрязняющих веществ свыше 1 ПДК при осуществлении хозяйственной деятельности.
Из представленного к проверке отчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (утвержден 30.11.2018), проведенной в первые выявлено 7 источников выделения, выделяющих в атмосферу 13 загрязняющих веществ, 7 - жидких и газообразных (0,0882232 т.), 6 – твердых (0,106140 т.), в том числе 1, 2, 3 классов опасности. Суммарные выбросы загрязняющих веществ по данным инвентаризации составили 0,194372 т.
По данным последней инвентаризации, проведенной по требованию прокуратуры (отчет утвержден 01.06.2023) установлено: суммарные выбросы 13 загрязняющих веществ составили - 0,995811522 т., в том числе 7 - жидких и газообразных веществ (0,770446872 т.), 6 – твердых (0,22536465 т.), что указывает на оказание негативного воздействия на окружающую среду.
В ходе проверки также установлено, что ООО «НБЗ» осуществляет деятельность с использованием производственной площадки по адресу: г. Норильск, ж/о Оганер, ул. Озерная, 46Б, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № (составляет единое землепользование с земельным участком №), площадью 15841 кв.м. Основным видом деятельности ООО «НБЗ» является производство товарного бетона (ОКВЭД – 23.63).
При этом установлено, что в нарушение требований ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) для производственного объекта ООО «НБЗ» не разработан проект санитарно-защитных зон с ограниченным режимом природопользования.
С момента вступления в силу Правил установления санитарно-защитных зон (далее СЗЗ) и использования земельных участков, расположенных в границах правил, санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (далее Правила), санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.2.1/2.1.2.1200-03 применяются в части не противоречащей Правилам.
Установить формирование за контурами указанных объектов превышений выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека возможно на основании расчетов, которые согласно п. 16 Правил являются частью проекта СЗЗ при обосновании размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, наличие либо отсутствие формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования, может быть подтверждено только при разработке проекта СЗЗ в соответствии со специальными требованиями.
В соответствии с п. 8 Правил исследование (измерение) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) осуществляется должностными лицами, юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательство Российской Федерации.
Несоблюдение до настоящего времени ООО «НБЗ» вышеуказанных требований, установленных федеральными законами, а именно отсутствие проекта СЗЗ, санитарно-эпидемиологического заключения, решения главного санитарного врача Красноярского края, ведет к нарушению государственных интересов.
Права Российской Федерации нарушены, поскольку в соответствии со ст. 5 Закона № 7-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится проведение в Российской Федерации единой государственной политики в установлении единых требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровья человека.
Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований природоохранного прокурора об обязании ООО «Норильский бетонный завод» при осуществлении хозяйственной деятельности на производственной площадке по адресу: <адрес> расположенный на земельном участке с кадастровым номером № (составляет единое землепользование с земельным участком №) площадью 15841 кв.м, разработать проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки с ограниченным режимом природопользования и получении санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора, а также решения главного санитарного врача Красноярского края, поскольку неисполнение указанной обязанности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду. При этом суд, руководствуясь принципом разумности, полагает установить ответчику срок для исполнения решения суда со дня вступления в силу – 8 месяцев.
При таких обстоятельствах, иск Красноярского природоохранного прокурора суд полагает удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая положения ст.333.19 Налогового кодекса РФ в части размера государственной пошлины по иску неимущественного характера, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Норильский бетонный завод» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки с ограниченным режимом природопользования и получении санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора, а также решения главного санитарного врача Красноярского края - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Норильский бетонный завод» при осуществлении хозяйственной деятельности на производственной площадке по адресу: <адрес>», расположенный на земельном участке с кадастровым номером № (составляет единое землепользование с земельным участком №) площадью 15841 кв.м, в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки с ограниченным режимом природопользования и получении санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора, а также решения главного санитарного врача Красноярского края.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Норильский бетонный завод» (ИНН №) в доход местного бюджета муниципального образования город Норильск Красноярского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.Г.Крамаровская
Мотивированное решение составлено 11.10.2023г.