2-155/2024
55RS0008-01-2024-000087-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2024 г. с. Азово Омской области
Азовский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Иордан Н.А., при секретаре Демьяновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление МБДОУ «Александровский детский сад «Солнышко» к Азовскому РОСП ГУФССП России по Омской области, ГУФССП России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
МБДОУ «Александровский детский сад «Солнышко» обратилось в суд с исковым заявлением к Азовскому РОСП ГУФССП России по Омской области, ГУФССП России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.05.2023 г. возбуждено исполнительное производство в отношении должника с установлением добровольного 5-дневного срока для исполнения решения суда. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, постановлением судебного пристава-исполнителя 29.06.2023 г. с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. С учетом финансового положения должника, истец просит освободить от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель истца Резвых Ж.О., действующая на основании доверенности, и представляющая одновременно интересы третьего лица Комитета по образованию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области на удовлетворении заявленных требований настаивает, иск поддерживает.
Ответчики в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены.
Ст.помощник прокурора Богатова Н.А., являющиеся взыскателем по исполнительному производству, полагается на усмотрение суда.
Привлеченный в качестве третьего лица представитель администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен.
Выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Решением Азовского районного суда Омской области от 29.06.2018 г. исковые требования прокурора района удовлетворены, на МБДОУ «Александровский детский сад «Солнышко» возложена обязанность по оборудованию образовательного учреждения устройством молниезащиты в срок до 01.07.2019 г., а также возложена обязанность на Комитет по образованию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области профинансировать мероприятия по оборудованию здания образовательного учреждения.
Определением суда от 26.06.2019 г. Комитету по образованию и МБДОУ «Александровский детский сад «Солнышко» предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.02.2020 г. В последующем, на основании определений суда от 27.01.2020 г., 13.08.2020 г., 27.01.2021 г., 13.09.2021 г. предоставлена отсрочка исполнения решения суда соответственно до 01.08.2020 г., 01.02.2021 г., 01.09.2021 г., 01.02.2022 г.
Определениями суда от 11.08.2022 г. и 15.05.2023 г. в предоставлении отсрочки исполнения решения суда Комитету по образованию и образовательному учреждению отказано.
25.04.2023 г. прокурору Азовского района как взыскателю выдан исполнительный лист № ФС 045251642, который предъявлен на исполнение.
05.05.2023 г. возбуждено исполнительное производство № 12989/23/55008-ИП в отношении МБДОУ «Александровский детский сад «Солнышко».
Пунктом 2 постановления от 05.05.2023 г. установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных.
20.10.2023 г. вынесено постановление об окончании исполнительного производства № 12989/23/55008-ИП.
Поскольку исполнительный документ должником – МБДОУ «Александровский детский сад «Солнышко» в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, то 29.06.2023 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 руб. и установлен новый срок исполнения до 07.08.2023 г.
Представителем истца не оспаривается, что постановления о возбуждении исполнительного производства и взыскании исполнительского сбора получены своевременно.
27.10.2023 г. возбуждено исполнительное производство по взысканию исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в отношении МБДОУ «Александровский детский сад «Солнышко».
27.02.2024 г. отменено постановление о возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что должник является публично-правовым образованием, исполнительный лист направляется на исполнение в соответствии с п. 2 ст. 242-1 Бюджетного кодекса РФ, поскольку исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подлежат казначейскому сопровождению.
Согласно Уставу, учредителем образовательного учреждения является Азовский немецкий национальный муниципальный район Омской области. Образовательное учреждение является бюджетным учреждением, некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Функции учредителя от имени Азовского немецкого национального муниципального района в пределах своих полномочий осуществляет Комитет по образованию. Формирование и финансовое обеспечение образовательного учреждения осуществляется комитетом по образованию.
Согласно Положению, Комитет по образованию является отраслевым органом Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, осуществляющим муниципальное управление в сфере образования. При осуществлении своих функций Комитет осуществляет полномочия главного распорядителя средств местного бюджета, принимает решение об осуществлении полномочий заказчика на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для казенных учреждений и бюджетных учреждений Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Комитет, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Из материалов дела следует, что МБДОУ «Александровский детский сад «Солнышко» неоднократно обращалось в Комитет по образованию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области с ходатайствами о выделении денежных средств на исполнение решения суда об обязании оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты.
По информации Совета Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, Комитет по образованию с июля 2018 г. по май 2023 г. на постоянной основе обращался в Совет по вопросу обеспечения бюджетными ассигнованиями для исполнения решений суда от 29.06.2018 г. по оборудованию зданий образовательных учреждений устройством молниезащиты, в том числе: в 2018 г. – 5 обращений (денежные средства не выделены), в 2019 г. – 9 обращений (денежные средства не выделены), 2020 г. – 7 обращений (денежные средства не выделены), 2021 г. – 8 обращений (денежные средства не выделены), 2022 г. – 7 обращений (денежные средства не выделены), 2023 г. – 2 обращения. Решением Совета от 29.05.2023 г. № 38-242 внесены изменения в решение о бюджете на 2023 г. и выделена сумма 1 036 580 руб.
По сведениям Комитета финансов и контроля и Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, Комитетом по образованию, начиная с июля 2018 г., на постоянной основе заявлялись ходатайства по вопросу обеспечения бюджетными ассигнованиями в целях исполнения решений суда по оборудованию зданий образовательных учреждений устройством молниезащиты. Комитет финансов и контроля в процессе подготовки проекта Решения райСовета составляет Реестр предложений бюджетного планирования. В последующем, Администрация района направляет в Совет проект Решения для внесения изменений в бюджет на текущий финансовый год одновременно с Реестром. Перед очередным заседанием Совета Бюджетная комиссия Совета рассматривает Реестр, отклоняет или утверждает. Бюджетные ассигнования на оборудование образовательных учреждений устройством молниезащиты предусмотрены решением Совета от 29.05.2023 г. № 38-42 в размере 1 036 580 руб.
Из представленной выписки Реестров следует, что с 2018 г. по май 2023 г. (более 30 раз) вносились предложения по внесению изменений в Решение Совета Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о районном бюджете по выделению средств на системы молниезащиты. Ранее предусмотреть бюджетные ассигнования на исполнение решений суда не представлялось возможным в связи с тем, что бюджет района формируется и исполняется в условиях крайней ограниченности доходных источников.
Согласно договору поставки № 15/2023 от 20.07.2023 г., заключенному между МБДОУ «Александровский детский сад «Солнышко» и индивидуальным предпринимателем Чижиком Ю.А. (г. Москва), последний обязуется поставить устройство молниезащиты, поставка осуществляется автотранспортом поставщика.
12.10.2023 г. составлен акт комиссионной приемки выполненных работ по установке устройства молниезащиты.
В силу положений статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Комитет по образованию является отраслевым органом Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области и относится к бюджетным учреждениям. В свою очередь, формирование и финансовое обеспечение образовательного учреждения осуществляется комитетом по образованию.
Для устранения нарушений, связанных с приобретением и установлением устройства молниезащиты, требовались денежные средства.
При этом порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (п. 2 ст. 123.22 ГК РФ).
Планирование соответствующих расходов бюджета и составление обоснования бюджетных ассигнований осуществляются главным распорядителем бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).
Истец не располагал соответствующими полномочиями, финансовыми средствами и иными возможностями для самостоятельного исполнения решения суда, поскольку приобретение средств молниезащиты находилось в зависимости от выделения денежных средств из бюджета. В противном случае использование имеющихся на счете средств могло привести к нецелевому использованию денежных средств.
С момента возбуждения исполнительного производства истцом в рамках полномочий были предприняты все возможные действия, направленные на исполнение решения суда.
Между тем, исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных и финансовых затрат.
В частности, необходимо было подыскать поставщика, поскольку образовательное учреждение самостоятельно изготовить средства молниезащиты не имеет возможности, заключить договор на поставку, произвести оплату путем перечисления, также требовалось время для осуществления поставки оборудования из г. Москва в г. Омск, и, в последующем, установить средства молниезащиты.
С учетом данных обстоятельств, установленный для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований срок, в связи с нарушением которого взыскан исполнительский сбор, является заведомо недостаточным.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд исходит из того, что у должника имеются объективные причины, препятствующие исполнению им исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с истца исполнительского сбора, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Освободить МБДОУ «Александровский детский сад «Солнышко» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству № 12989/23/55008-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного Азовским районным судом Омской области по делу № 2-390/2018.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Азовский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Иордан
Мотивированное решение изготовлено 12.03.2024 г.