Дело № 72-583/2022
УИД: 66RS0044-01-2021-006473-58
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2022 года жалобу Салаватовой Э.Н. на постановление начальника МИФНС России № 30 по Свердловской области от 23 апреля 2019 года №17-61 и решение судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 28 марта 2022 года №12-72/2022, вынесенные в отношении Салаватовой Эльвиры Нурисламовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст.14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
обжалуемым постановлением должностного лица Салаватовой Э.Н. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за неисполнение в срок до 21 декабря 2016 года обязанности по подаче в Арбитражный суд Свердловской области заявления о признании себя несостоятельным (банкротом).
По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи городского суда изменено в части назначенного административного наказания в виде штрафа, его размер снижен до 1500 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе Салаватова Э.Н. просит отменить состоявшиеся решения и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения, указывает на неполноту описания события административного правонарушения и на ненадлежащее извещение о времени и дате составления протокола об административном правонарушении.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения Салаватовой Э.Н., поддержавшей доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу решения подлежащими отмене.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как видно из материалов дела, должностным лицом МИФНС России № 30 по Свердловской области, в ходе проведения камеральной проверки установлено, что Салаватова Э.Н., имея на 21 ноября 2016 года задолженность по обязательным платежам и отвечая признакам банкротства, в срок до 21 декабря 2016 года не подала в Арбитражный суд Свердловской области заявление о признании банкротом. По состоянию на 30 января 2019 года у Салаватовой Э.Н. имелась задолженность по обязательным платежам в размере 2905624 руб., в том числе основной долг - 2086 915 руб., 52 коп., пени - 589336 руб.48 коп., штрафные санкции - 229372 руб. 00 коп.
По факту выявленного нарушения должностным лицом МИФНС России №30 по Свердловской области 15 марта 2019 года в отношении Салаватовой Э.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесено постановление о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей, который был снижен решением судьи городского суда, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя в связи с нижеследующим.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).
Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 названного кодекса и правовой позицией, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании названной нормы выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которыми составлен протокол.
Как видно из материалов дела протокол №17-61 об административном правонарушении составлен должностным лицом межрайонной инспекции ФНС №30 по Свердловской области в отношении Салаватовой Э.Н. 15 марта 2019 года в ее отсутствие (л.д. 35-38).
О месте и времени составления протокола должностным лицом МИФНС в адрес Салаватовой Э.Н. 13 февраля 2019 года направлено извещение (л.д. 40).
Согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП «Почта России» pochta.ru (80087333925800), указанное извещение вручено адресату 18 марта 2019 года, при этом протокол об административном правонарушении составлен 15 марта 2019 года.
В своей жалобы и в пояснениях в городском и областном суде Салаватова Э.Н. последовательно утверждала, что почтовая корреспонденция получена ею 18 марта 2019 года, в подтверждение чего ею представлен подлинник конверта с вложенным в него извещением о составлении протокола об административном правонарушении.
Извещение, поступившее в адрес лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, после составления протокола об административном правонарушении надлежащим признать нельзя.
Сведений о том, что должностным лицом МИФНС предпринимались попытки выяснить причины неявки на составление протокола лица, привлекаемого к административной ответственности, и известить Салаватову Э.Н. иными способами в материалах дела не имеется.
Таким образом, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие Салаватовой Э.Н., не извещенной о времени его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение ее права на защиту.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Указанное нарушение требований названного кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.
Однако должностным лицом МИФНС и судьей городского суда приведенные выше обстоятельства и нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, оставлены без внимания.
Такое разрешение дела и жалоб на постановление о назначении административного наказания не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи городского суда подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебное решение.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьи 30.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ № 30 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░ 2019 ░░░░ №17-61 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░.14.13 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░ 2022 ░░░░ №12-72/2022, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░