Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-9538/2023 от 17.07.2023

Судья: Андреева Е.А. адм. дело № 33а-9538/2023

УИД: 63RS0007-01-2023-000467-65

Дело № 2а-1139/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 августа 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Роменской В.Н.,

судей Лёшиной Т.Е. и Пудовкиной Е.С.,

при секретаре Исмаилове Э.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Мокшаева А.С. на решение Волжского районного суда Самарской области от 26 мая 2023 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя административного истца Скотникова Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика администрация муниципального района Волжский Самарской области по доверенности Ефименко П.В. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Мокшаев А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области», администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он обратился в администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, как гражданину, имеющему трех и более детей, площадью <данные изъяты> кв. м. Постановлением от 2 ноября 2022 г. № отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду нахождения испрашиваемого участка в пределах двух разных территориальных зон, а также несоблюдения минимального размера участка. Административный истец полагает, что решение принято с нарушением порядка предоставления услуги.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным постановление администрации муниципального района Волжский Самарской области от 2 ноября 2022 г. № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязать административного ответчика предварительно согласовать и предоставить административному истцу испрашиваемый земельный участок.

Решением Волжского районного суда Самарской области от 26 мая 2023г. в удовлетворении административных исковых требований отказано (л.д. 76-79).

В апелляционной жалобе Мокшаев А.С. просит решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (л.д. 87-88).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с пунктами 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Согласно статье 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что 11 декабря 2019 г. административный истец обратился в администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением № о предварительном согласовании представления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по состоянию на 15 июля 2019 г. (л.д. 54, 55).

Письмом МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» № от 16 апреля 2020 г. заявление административного истца оставлено без удовлетворения со ссылкой на подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), в связи с тем, что земельный участок частично расположен в зоне лесов, а формирование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в данной территориальной зоне не представляется возможным, согласно подпункту 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденной землеустроительной документации является основанием для отказа в утверждении схемы (л.д. 57).

Вступившим в законную силу решением Волжского районного суда Самарской области от 2 сентября 2020 г. административные исковые требования Мокшаева А.С. удовлетворены, решение МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» от 16 апреля 2020 г. признано незаконным, с обязанием административного ответчика повторно рассмотреть заявление истца (л.д. 58-61).

8 октября 2020 г. МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» подготовлен ответ № , согласно которому по итогам рассмотрения заявления вх. № принято решение об отказе в связи с тем, что формирование земельного участка влечет неудобства для соседних землепользователей, а также нерациональное использование земель (л.д. 62).

12 октября 2022 г. Мокшаев А.С. повторно обратился в администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании представления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, для ведения личного подсобного хозяйства, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с теми же координатами расположения, что и в первоначальной схеме (л.д. 23, 25).

Администрацией муниципального района Волжский Самарской области 2 ноября 2022 г. вынесено постановление № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, подпунктов 6, 7 статьи 11.9 ЗК РФ в связи с тем, что минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения составляет 5 гектаров, испрашиваемый земельный участок расположен в границах двух территориальных зон: «СХ1 - Зона сельскохозяйственных угодий» и территории лесов (л.д. 10-11).

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждено, что на день принятия оспариваемого решения испрашиваемый земельный участок находился в двух территориальных зонах, таким образом, оспариваемое решение административного ответчика является законным и обоснованным, а требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

С указанными доводами судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 ЗК РФ).

В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Статьей 39.15 ЗК РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.

Согласно пункту 17 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

Так, из оспариваемого постановления № от 2 ноября 2022 г. следует, что административному истцу отказано предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, подпунктов 6, 7 статьи 11.9 ЗК РФ, а именно, в связи с тем, что минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения составляет 5 гектаров, испрашиваемый земельный участок расположен в границах двух территориальных зон: «СХ1 - Зона сельскохозяйственных угодий» и территории лесов.

В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с подпунктами 6, 7 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для осуществления пользования недрами, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Как следует из содержания служебной записки Управления архитектуры и градостроительства № от 2 марта 2023 г. в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Воскресенка м.р. Волжский Самарской области, утвержденным решением собрания представителей с.п. Воскресенка м.р. Волжский Самарской области от 9 декабря 2013 г. № (в ред. от 27 мая 2022 г. № ), испрашиваемый земельный участок расположен <адрес> в зоне сельскохозяйственного использования и зоне лесов (л.д. 32).

Согласно Правилам землепользования и застройки с.п. Воскресенка м.р. Волжский Самарской области, утвержденным решением Собрания представителей с.п. Воскресенка м.р. Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 г. № (в ред. от 15 ноября 2022 г. № ), испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальных зон Сх2 «Зона объектов сельскохозяйственного использования за границами населенного пункта» и Сх3-1 «Зона огородничества и садоводства за границами населенных пунктов» (л.д. 32).

Между тем, из содержания служебной записки Управления архитектуры и градостроительства № от 5 апреля 2023 г. следует, что Согласно Правилам землепользования и застройки с.п. Воскресенка м.р. Волжский Самарской области, утвержденным решением Собрания представителей с.п. Воскресенка м.р. Волжский Самарской области № от 25 декабря 2013 г. (в редакции от 27 мая 2022 г. № , действовавшей на момент 12 октября 2022 г.), испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах территориальной зоны «Сх4-1 Подзона садоводства № 1» и частично в границах зоны лесов (л.д. 63-65).

При этом, из ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № от 11 апреля 2023 г. следует, что согласно представленному каталогу координат, испрашиваемый для предоставления земельный участок, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, к землям лесного фонда не относится, находится вне береговой полосы, частично в прибрежной защитной полосе водного объекта (л.д. 51).

Также, факт того, испрашиваемый административным истцом для предоставления земельный участок не относится к землям лесного фонда, установлен вступившим в законную силу решением Волжского районного суда Самарской области от 2 сентября 2020 г. (л.д. 58-61).

В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине того, что он расположен в границах двух территориальных зон, в том числе, на территории лесов, является несостоятельным.

Еще одним основанием для отказа послужило то обстоятельство, что административным истцом испрашивается земельный участок, площадью меньше минимального установленного размера образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который составляет 5 гектаров.

Как установлено судом, на момент обращения административного истца с заявлением (12 октября 2022 г.) испрашиваемый для предоставления земельный участок располагался в границах территориальной зоны «Сх4-1 Подзона садоводства № 1».

Согласно Правилам землепользования и застройки с.п. Воскресенка м.р. Волжский Самарской области, утвержденным решением Собрания представителей с.п. Воскресенка м.р. Волжский Самарской области № от 25 декабря 2013 г. (В редакции от 27 мая 2022 г. № , действовавшей на момент 12 октября 2022 г.) зона Сх4 «Зона садоводства» предназначена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов и овощей, отдыха при соблюдении видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

С целью соблюдения требований, установленных санитарно-эпидемиологическим, водным законодательством Российской Федерации, Региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства в зонах затопления и подтопления, а также в границах санитарных разрывах от магистральных трубопроводов, в зоне Сх4 устанавливается подзона Сх4-1 «Подзона садоводства № 1».

Положениями статьей 12, 13 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле» установлены минимальные и максимальные размеры земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.1 настоящего Закона, для садоводства - 0,1 гектара, ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек - 0,5 гектара (максимальный), минимальный- 0,03 гектара.

При этом, согласно положениям части 10 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле» (редакция от 13 июля 2022 г., действующая на момент обращения административного истца с заявлением - 12 октября 2022 г.) земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

Положениями данной нормы закона также предусмотрены условия, при которых осуществляется предоставление земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей.

В силу части 1 статьи 10.3 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле» предоставление в собственность граждан, указанных в части 10 статьи 9 настоящего Закона, бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей статьей, и с учетом требований, предусмотренных земельным законодательством.

Согласно части 3 статьи 10.3 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле» земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, указанных в части 10 статьи 9 настоящего Закона, бесплатно в пределах размеров, установленных статьей 14.1 настоящего Закона.

В соответствии с положениями статьи 14.1 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле» максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам, указанным в части 10 статьи 9 настоящего Закона, в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляет 0,1 гектара. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам, указанным в части 10 статьи 9 настоящего Закона, в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляет 0,03 гектара.

Из материалов дела, в том числе, из заявления административного истца от 12 октября 2022 г. следует, что административный истец просил предоставить земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м на основании части 10 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле» (л.д. 23).

Таким образом, площадь испрашиваемого Мокшаевым А.С. земельного участка соответствует установленному действующим законодательством максимальному размеру земельных участков, предоставляемых по данному основанию.

При таких обстоятельствах, отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка, по основанию несоответствия площади испрашиваемого земельного участка минимальному размеру образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в размере 5 гектаров, является несостоятельным и незаконным.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. В данном случае имеется недоказанность обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.

Ввиду изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении административных исковых требований. Следует признать незаконным постановление администрации муниципального района Волжский Самарской области от 2 ноября 2022 г. № <данные изъяты> об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца судебная коллегия, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, полагает необходимым обязать администрацию муниципального района Волжский Самарской области повторно рассмотреть заявление Мокшаева А.С. от 12 октября 2022 г. в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

В то же время правовая позиция, изложенная в решении, является для административного ответчика обязательной при принятии решения по заявлению административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда Самарской области от 26 мая 2023 г. отменить, постановить по делу новый судебный акт, которым административные исковые требования Мокшаева А.С. - удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации муниципального района Волжский Самарской области от 2 ноября 2022 г. № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Обязать администрацию муниципального района Волжский Самарской области повторно рассмотреть заявление Мокшаева А.С. от 12 октября 2022 г. в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-9538/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Мокшаев А.С.
Ответчики
УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Другие
Администрация с.п. Воскресенка м.р. Волжский Самарской области
Скотников Д.В.
Министерство лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
17.07.2023Передача дела судье
24.08.2023Судебное заседание
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее