Судья Чиркова Е.А. адм. дело № 33а-2589/2024
УИД 63RS0044-01-2023-001097-94
№ 2а-1498/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.
судей Ромадановой И.А., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе МВД России, У МВД России по г. Самаре, Бокова А.Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 7 августа 2023 г.
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., пояснения административного истца Бокова А.Н. с использованием видеоконференцсвязи, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административных ответчиков МВД России, У МВД России по г. Самаре ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Боков А.Н. обратился в Железнодорожный районный суд г. Самары с административным исковым заявлением к начальнику ИВС Управления МВД России по г. Самаре о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в изоляторе.
В обоснование заявленных требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ. Боков А.Н. доставлен в ИВС Управления МВД России по г. Самаре и помещен в камеру <данные изъяты> в которой санитарные условия являются критическими, площадь камеры не соответствует метражу, установленному на одного человека. На тот момент в камере находилось четыре человека. Санитарный узел не закрыт, находится под обзором камер, которые расположены в камере, исправление естественных потребностей осуществляется при сокамерниках, что унижает человеческое достоинство подозреваемых и обвиняемых. Подача воды в санузле, то есть туалете, осуществляется сотрудниками по просьбе людей, которые находятся в камере, которые зачастую остаются без внимания уполномоченных лиц, так как сотрудники их игнорируют, поэтому невозможно справить нужду, так как лишены воды.
В умывальнике из крана идет очень горячая вода, в которой невозможно умыться, можно получить ожоги. Также она не питьевая.
Камера ИВС не оснащена розетками и не работает радиоточка. Предметы мебели (стол, табуреты) не соответствуют стандартам, их края острые. Расположение мебели неудобное и препятствует приему пищи. Вентиляция не работает, отсутствуют ежедневные прогулки. Также в ИВС грубейшим образом нарушена пожарная безопасность.
Нахождение в ИВС очень сильно сказалось на здоровье Бокова А.Н., и он обратился к врачу-<данные изъяты> с жалобами об ухудшении его здоровья. Ему в срочном порядке была назначена ВАРТ-терапия.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассмотрении дела в качестве административных соответчиков привлечены МВД России, Управление МВД России по г. Самаре, в качестве заинтересованного лица – ФКУЗ МЧС-63 ФСИН России по Самарской области, прокуратура г. Самары (л.д. 1-2, 32-33, 124, 151, том 1).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 300 000 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 7 августа 2023 г. административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично. Действия УМВД России по г. Самаре, связанные с условиями содержания Бокова А.Н. под стражей в ИВС УМВД России по г. Самара признаны незаконными. С Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Бокова А.Н. взыскана компенсация за нарушение, установленных законодательством РФ условий содержания под стражей, в размере 6 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано (т. 2 л.д. 117-134).
В апелляционной жалобе представитель МВД России, У МВД России по г. Самаре просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований (т. 2 л.д. 141-143).
Административный истец Боков А.Н. в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, удовлетворит его требования в полном объеме.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В заседании судебной коллегии административный истец Боков А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Возражал против удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика.
Представитель административных ответчиков МВД России, У МВД России по г. Самаре ФИО5 в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции РФ).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции РФ) (пункт 4).
Согласно части 3 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что Боков А.Н., обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 161 УК РФ, в период с ДД.ММ.ГГГГ. содержался в ИВС Управления МВД России по <адрес> в камере №.
Обращаясь в суд с административным иском о присуждении компенсации морального вреда, Боков А.Н. указывает на ненадлежащие условия содержания в ИВС Управления МВД России по г. Самаре.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции установив несоответствии санитарного узла ИВС требованиям СП 500.1325800.2018, поскольку высота экрана, отделяющего унитаз от остального помещения, составляет менее 1,2 м.; непредоставление Бокову А.Н. ежедневной прогулки, а также наличие в ИВС нарушений правил пожарной безопасности пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу административного истца компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 6000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости взыскания компенсации Бокову А.Н. за ненадлежащие условия содержания в указанном размере.
В соответствии с пунктами 12, 14, 15 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 г. №950 (далее Правила), принятым в ИВС подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб. Указанная информация может предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно. В течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере. Подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности.
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
В индивидуальное пользование подозреваемых и обвиняемых предоставляется спальное место, постельные принадлежности (матрац, подушка, одеяло), постельное белье (две простыни, наволочка), полотенце, столовая посуда и столовые приборы на время приема пищи. Бритвенные принадлежности выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю.
Пунктами 43, 44 Правил установлено, что для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС).
В соответствии с пунктом 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
В силу пункта 122 Правил лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС (пункт 123 Правил).
В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказами МВД РФ N 1115 и Минздрава РФ N 475 от 31 декабря 1999 г. основными задачами медицинских работников ИВС являются, в том числе, организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС; осуществление противоэпидемического обеспечения лиц, содержащихся в ИВС.
В течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС (пункт 9 Инструкции).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции, при поступлении в ИВС Управления МВД России по г. Самаре Боков А.Н. с Правилами внутреннего распорядка изолятора ознакомлен, в день поступления в ИВС ДД.ММ.ГГГГ им пройдена санитарная обработка одежды и помывка; при поступлении в изолятор из личных вещей, разрешенных к хранению на территории ИВС имел русы 3 пары, носки, олимпийка, рубашка, таблетки, ремень, бритвенный станок, крем для бритья, что подтверждается подписью административного истца в камерной карточке (т.1 л.д.57-58).
При поступлении в ИВС Боков А.Н. был опрошен медицинским сотрудником, жалоб на состояние здоровья не высказывал, о заболевании ВИЧ-инфекцией не сообщил, что зафиксировано в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и подтверждено соответствующей подписью Бокова А.Н. в журнале (т.1 л.д. 54).
В период содержания в ИВС Боков А.Н. с жалобами на состояние здоровья не обращался, что подтверждается журналом медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС (том 1 л.д. 51-60).
В период пребывания в ИВС Управления МВД России по г. Самаре Боков А.Н. содержался в камере №, санитарной площадью 16 кв.м, т.е. по 4 кв.м на каждого человека, что соответствует требованиям статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно пояснениям административного ответчика и фотоматериалов установлено, что камера исправительного учреждения представляет собой комнату, оборудованную индивидуальным спальным местом, санузлом с проводкой холодной воды, двухъярусной кроватью, умывальником, вешалкой для верхней одежды, тумбочкой, столом и скамейкой, что Боковым А.Н. не оспаривалось (том 1 л.д.44-50).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии нарушений содержания административного истца в ИВС в виде превышения лимита лиц площади помещения на одного человека в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 12.2.4 свода правил 500.1325800.2018 проектирования здания полиции предусмотрено, что умывальники и унитазы в помещениях ИВС необходимо размещать в отдельных кабинах размерами 1,1 * 1,6 м с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь ограждение высотой 1,2 м от пола санитарного узла.
Судом первой инстанции установлено, что в запираемых помещениях ИВС Управления МВД России по г. Самаре установлена разновидность унитаза типа «Чаша Генуя» (напольный унитаз), монтированный в пол и соединенный с канализацией, смыв производится с помощью водопроводного крана.
Вместе с тем представленные в дело фотоматериалы свидетельствуют о несоответствии санитарного узла камеры № ИВС вышеприведенным требованиям закона, санитарное оборудование в виде унитаза расположено на кафельном выступе, за счет которого высота кирпичного ограждения, отделяющего унитаз от остального помещения, составляет ровно 1,2 м, однако двери закрывающие санитарный узел фактически вдвое меньше перегородки, что противоречит требованиям СП 500.1325800.2018.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей (статья 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
Согласно пункту 14 статьи 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых.
Федеральный закон предусматривает, что порядок проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых должен быть установлен Правилами внутреннего распорядка. Глава XV Правил внутреннего распорядка регламентирует порядок проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с пунктами 130, 132 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. №950, подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов.
В пункте 11 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено право подозреваемого и обвиняемого пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
При этом в соответствии с пунктом 133 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, освобождение от прогулки дается только медицинским работником.
Таким образом, учитывая, что административный ответчик не оспаривает, что Бокову А.Н. не была обеспечена ежедневная прогулка, указав, что административный истец не воспользовался своим правом на нее, суд первой инстанции обоснованно признал указанное нарушение обоснованным. При этом документов, свидетельствующих об освобождении Бокова А.Н. от прогулки по медицинским показания, суду не представлено.
Также суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии нарушений условий содержания Бокова А.Н. в ИВС ввиду наличия нарушений санитарной и пожарной безопасности в ИВС, что подтверждено соответствующим проверками прокуратуры г. Самары в связи с поступившим обращением Бокова А.Н. совместно со специалистом территориального отдела Росздравнадзора по Самарской области, Управления Роспотребнадзора по Самарской области, ОНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области (том 2 л.д.89, 94-97).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о ненадлежащем содержании Бокова А.Н. в ИВС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
При этом районным судом обоснованно отклонен довод административного истца о нарушении его прав в связи с ограниченным доступом к источникам воды. Согласно пояснениям, допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО6, судом установлено, что в туалете есть доступ воды постоянный, есть и горячая, и холодная вода. Питьевая вода также имеется.
В соответствии с пунктом 12.2.5 СП 500.1325800.2018, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 января 2018 г. №19\пр, и пункт 8 Приказа №876, в помещениях для содержания лиц в ИВС устанавливаются антивандальные камеры видеонаблюдения, таким образом данное обстоятельство обоснованно не принято судом в качестве нарушения условий содержания.
В силу пункта 6.19 Приказа МВД в ИВС Управления МВД России по г. Самаре установлена приточно-вытяжная вентиляция, которая располагается в стенах под потолком и ограждается металлическими решетками. Воздухозаборные решетки в наружных стенах располагаются на высоте не менее 2 м от земли.
Согласно представленным в материалы дела актам проверки приточно-вытяжной вентиляции (том 1 л.д.115-120), данное оборудование соответствует нормам.
Между тем, оборудование камер ИВС Управления МВД России по г. Самаре электрическими розетками Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел не предусмотрено, в целях безопасности. Радиоточка имеется и в рабочем состоянии.
В силу пункта 12.2.3 Свода Правил 500.1325800.2018 все оборудование помещений в ИВС должно быть прикреплено наглухо к полу или стенам, острые углы и выступы должны быть округлены, при этом требований в отношении материала изготовления предметов мебели, находящихся в камерах ИВС, действующим законодательством не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно отказано во взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания по указанным основаниям.
Согласно статье 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее по тексту - Федеральный закон N 103-ФЗ) подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Принимая во внимание характер нарушений, допущенных при содержании в ИВС административного истца, длительность пребывания его в указанных условиях районный суд правильно определил сумму компенсации в размере 6 000 руб. Оснований для увеличения указанной суммы по доводам апелляционной жалобы административного истца судебная коллегия не усматривает.
Материалы административного дела не содержат доказательств, того, что в связи с пребыванием административного истца в ИВС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ его здоровье ухудшилось, как уже указывалось ранее с жалобами на состояние здоровья Боков А.Н. не обращался.
Проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы носит длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Учитывая, что Боков А.Н. находился в СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области, из-под стражи не освобождался. Нарушения носят длящийся характер, в связи с чем, срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
Таким образом, выводы суда признаются судебной коллегией по существу правильными, основанными на положениях закона, материалах дела и требованиях разумности, справедливости и добросовестности, в связи с чем, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции из материалов дела не усматривается, а правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют.
Доводы жалоб выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.
Доводы апелляционных жалоб по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 7 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы МВД России, У МВД России по г. Самаре, Бокова А.Н. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: