УИД 04RS0020-01-2022-000973-93 №2-678/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Северобайкальск 31 мая 2022 года
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в состав председательствующего судьи Григорьевой В.В., при секретаре Тетерлевой Е.М.,
с участием представителя истца Андросовой И.Г.,
представителя третьего лица МО ГП «посёлок Кичера» главы Голиковой Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шутя В.В. к администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья незаконным и об обязании предоставить социальную выплату для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
Шуть В.В. обратился в суд с иском, указывая, что с 03.04.2009 годап являлся нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 35,5 кв.м. на основании договора социального найма № 10. В декабре 2009 года указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, имеется акт обследования № 457 от 29.12.2009 года и соответствующее заключение межведомственной комиссии АМО «Северо-Байкальский район». Жилое помещение включено в перечень домов, жилые помещения которых признаны ветхим или аварийным жильем, подлежащим сносу по МО «Северо-Байкальский район», а также включено в программу расселения многоквартирных домов согласно распоряжению Республики Бурятия № 489-р от 02.08.2016 года признанных непригодными для проживания в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории МО «Северо-Байкальский район». Представленное жилое помещение является единственным для истца, другого не имеет. 06.04.2021 года распоряжением Правительства республики Бурятия № 151-р внесены изменения в распоряжение Правительства РБ № 489-р от 02.08.2016 года, очередность расселения спорного жилья в списке №3 составила №6. Согласно выписке из ЕГРН жилой дом по ул. <адрес>, общей площадью 74,4 кв.м. поставлен на кадастровый учет 22.11.2011 года. В перечне домов, жилые помещения в которые признаны ветхими или аварийными и подлежащим сносу по МО «Северо - Байкальский район» от 2009 года квартира<адрес>, является муниципальной, общая площадь жилого помещения составила 35,5 кв.м. 13.04.2022 года Шуть обратился в администрацию района с заявлением о предоставлении ему в 2022 году социальной выплаты на приобретение жилья в г. Улан-Удэ как нанимателю жилого помещения, признанного непригодным для проживания и стоящий в очереди на переселение. 28.04.2022 года решением Жилищной комиссии по вопросам переселения граждан из многоквартин7гых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых домов, помещений, признанных непригодными для проживания администрацией МО «Северо-Байкальский район» отказано в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по причине отсутствия технического паспорта и (или) иного документа технического учета, подтверждающего размер площади занимаемого жилого помещения, права на которые не зарегистрировано в ЕГРН. Однако в адресном перечне домов, жилые помещения которых признаны ветхими или аварийным жильем, указана площадь квартиры № 1, в которой он зарегистрирован с 1992 года – 35,5 кв.м. Указанные сведения были внесены в адресный перечь администрацией МО «Северо-Байкальский район». Отказ в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья взамен аварийного нарушает его права как нанимателя по договору социального найма, поскольку собственником жилого помещения не является, обязанностей по изготовлению и сохранению технического паспорта не имеет. В связи с чем отказ неправомерен. Просит суд признать решение Жилищной комиссии по вопросам переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания администрации МО «Северо-Байкальский район» от 28.04.202 года № 1 об отказе в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья нанимателем жилого помещения на территории Республики Бурятия незаконным, обязать администрацию МО «Северо-Байкальский район» предоставить социальную выплату в 2022 году для приобретения жилья на территории Республики Бурятия в соответствии с очередностью расселения многоквартирных домов, утверждённой распоряжением Правительства Республики Бурятия № 489-р от 02.08.2016 года.
Истец Шуть В.В., надлежаще уведомленный, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Андросова И.Г. иск поддержала по указанным в нем основаниям и суду пояснила, что фактически денежные средства на расселение многоквартирных домов, в т.ч. дома в котором находится квартира истца, выделены и включены к расходованию в текущем финансовом году.
Представитель ответчика МО «Северобайкальский район», третьего лица Жилищная комиссия по вопросам переселения граждан из МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания администрации МО «Северо-Байкальский район» Горбачева Ж.В. просила рассмотреть в их отсутствие, отношению к иску не выразила, решение оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица МО ГП «поселок Кичера» глава Голикова Н.Д. выразила согласие с иском и суду пояснила, что Шуть является нанимателем по договору социального найма, жилье, которое значится за ним по договору социального найма расположено в 2-х квартирном доме, признано в конце декабря 2009 года непригодным для проживания. В соседней квартире уже длительное время по той же причине никто не проживает, как и Шуть. Квартира является муниципальной собственностью, согласно всем документам ее квадратура равна 35,5 кв.м. Администрацией поселения техническая документация на квартиру не изготавливалась и не заказывалась, т.к. не имелось необходимых денежных средств, дополнительного финансирования для этих целей не выделялось. Хотя дом стоит на кадастровом учете.
Представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплексов Республики Базаров Б.Н. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. Отношение к иску не выразил.
Судом в порядке ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения конституционного права граждан на жилище является предоставление гражданам выплат в связи с признанием жилого помещения не пригодным для проживания.
В соответствии с ч.3 ст. 16 Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
На территории Северо-Байкальского района Республики Бурятия в рамках государственной программы Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия", утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 N 424 проводятся мероприятия по Переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции
Судом установлено и следует из материалов дела, что 03.04.2009 года между Администрацией МО ГП «п. Кичера» и Шуть В.В. заключен договор социального найма на квартиру по адресу: <адрес>.
На основании акта и заключения межведомственной комиссии Администрации МО «Северо-Байкальский» №457 от 29.12.2009 года многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.
Согласно адресному перечню, утверждённого главой МО «Северо-байкальский район», квадратура помещения, занимаемого Шуть В.В., указана в размере 35,5 кв.м.
Согласно данным ЕГРН от 31.02.2022 года объект недвижимости по адресу <адрес>, состоит на кадастровом учёте, имеет статус «жилое» и его квадратура равна 74,4 кв.м., объект поставлен на кадастровый учет 22.11.2011 года.
Распоряжением Правительства РБ от 02.08.2016 N 489-р спорное жилое помещение включено в список №3 под №6 очередности расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории МО "Северо-Байкальский район", в редакции Распоряжения Правительства РБ от 19.04.2022 N 229-р.
13.04.2022 года истец Шуть В.В. обратился в органы муниципалитета с заявлением о проявлении социальной выплаты на приобретение жилья в г. <данные изъяты>
При этом по данным ЕГРН от 31.03.2022 года Шуть В.В. не является владельцем недвижимости на территории РФ.
При рассмотрении учетного дела истца жилищной комиссии по вопросам переселения граждан из ветхого и аварийного жилья Администрации МО «Северо-Байкальский район» принято решение №1 от 28.04.2022 года, которым отказано в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья как нанимателю жилого помещения на территории республики Бурятия по причине отсутствия кадастрового паспорта и (или) иного документа технического учета, подтверждающего размер площади занимаемого жилого помещения, право на которое не зарегистрировано в ЕГРН.
Между тем подпрограммой 2 «Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия» Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной Постановлением правительства Республики Бурятия № 424 от 02.08.2013 года предусмотрено предоставление социальных выплат нанимателям жилых помещений, признанных аварийным и непригодным для проживания находящихся в зона Байкало-Амурской магистрали.
Порядок, условия предоставления, распределения и расходования субсидий, выделяемых из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию основного мероприятия "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали" предусмотрен Приложением №1 к Программе.
Согласно п. 2.1 п. 2.2. Порядка, предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных аварийным и непригодным для проживания жильем, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, изъявившим желание переселиться, осуществляется в соответствии с очередностью расселения.
Муниципальное образование, исходя из установленных соглашением между Министерством и муниципальным образованием лимитов финансирования и в соответствии с очередностью расселения, в течение пятнадцати календарных дней с момента заключения указанного соглашения уведомляет граждан о необходимости подачи по месту проживания заявления, оформленного согласно приложению N 1 к Порядку, с приложением следующих документов:
- документов, удостоверяющих личность гражданина (получателя социальной выплаты);
- документов, подтверждающих родственные отношения гражданина - участника ведомственной целевой программы и лиц, указанных им в качестве членов семьи (свидетельство о браке (свидетельство о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельство о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельство об усыновлении);
- документов, подтверждающих признание членами семьи гражданина (получателя социальной выплаты) иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
- технического паспорта на занимаемое жилое помещение;
- обязательства о безвозмездном отчуждении гражданином принадлежащего ему на праве собственности или ему и членам его семьи на праве общей собственности и свободного от обязательств жилого помещения и земельного участка, на котором расположено указанное жилое помещение (в случае, если земельный участок находится в собственности гражданина), в муниципальную собственность, оформленного согласно приложению N 4 к Порядку;
- согласия на переселение в другое муниципальное образование (для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, изъявивших такое желание);
- согласия на обработку персональных данных.
Муниципальные образования запрашивают в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие документы:
а) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав:
- выписку из Единого государственного реестра недвижимости о правах гражданина о наличии (отсутствии) ограничений (обременений) на недвижимое имущество, в отношении которого представляется обязательство о безвозмездном отчуждении (сдаче). Указанные сведения граждане - участники программы вправе представлять по собственной инициативе;
- выписку о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества;
б) в органе по контролю в сфере миграции:
- документ, содержащий сведения о регистрации граждан по месту жительства в жилом помещении совместно с гражданином.
Копию правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение (договор социального найма жилого помещения) граждане вправе самостоятельно представить в администрацию муниципального образования.
Муниципальные образования проводят сверку представленных получателем социальной выплаты сведений, в том числе о составе (членах) семьи, путем направления запросов в соответствующие органы.
Муниципальные образования несут ответственность за достоверность сведений получателей социальной выплаты и обоснованность принятых ими решений о предоставлении социальной выплаты и за распределение доли субсидии, предусмотренной настоящим Порядком.
В соответствии с п. 2.4 Порядка, по результатам рассмотрения представленных гражданами документов жилищная комиссия муниципального образования в течение пятнадцати календарных дней со дня их получения оформляет решение о предоставлении либо решение об отказе в предоставлении гражданину социальной выплаты и направляет уведомление о принятом решении гражданину в течение пяти календарных дней со дня принятия соответствующего решения.
Основаниями для отказа в предоставлении гражданину социальной выплаты являются, в том числе непредставление гражданином полного пакета документов.
Исходя из изложенного, с учетом обстоятельств дела и в их совокупности с исследованными по делу доказательствами, суд приходит к выводу, что законных оснований для отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья взамен признанного непригодным для проживания (<адрес>) не имелось, поскольку Шуть В.В. обладает указанным помещением по договору социально найма, т.е. не является собственником спорного объекта недвижимости, что также подтверждается данными ЕГРН по территории РФ, а следовательно, не имеет обязанности и полномочий по изготовлению технической документации на спорный объект недвижимости.
Указанное также не лишало муниципальное образование в соответствие с наделёнными полномочиями самостоятельно истребовать документы технического характера на обозначенный объект недвижимости.
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание то обстоятельство, что 31.05.2022 года между Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия и администрацией МО «Северо-Байкальский район» по представленной суду информации заключено дополнительное соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта РФ и определено обеспечить принятие решений о предоставлении субсидий гражданам, в соответствии с утверждённой очерёдностью расселения не позднее 01 июня текущего финансового года, за исключением случаев, если жилищной комиссией муниципального образования гражданам отказано в предоставлении социальной выплаты и исковые заявления поданы ими в судебные органы до 01.06.2022 года, суд полагает целесообразным обжалуемое решение жилищной комиссии признать незаконным и обязать ответчика предоставить истцу соответствующую социальную выплату в 202 году.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Шутя В.В. к администрации МО «<адрес>» о признании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья незаконным и об обязании предоставить социальную выплату для приобретения жилья – удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии по вопросам переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания Администрации МО «Северо-Байкальский район» № 1 от 28.04.2022 года об отказе в предоставлении Шутю В.В. социальной выплаты для приобретения жилья на территории Республике Бурятия.
Обязать администрацию МО «Северо-Байкальский район» предоставить Шутю В.В. социальную выплату для приобретения жилья, предусмотренную подпрограммой 2 «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов РБ», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия № 424 от 02.08.2013 года, в 2022 году.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись В.В. Григорьева
Копия верна. Судья В.В. Григорьева
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 07.06.2022 года.