Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1523/2024 ~ М-6098/2023 от 27.12.2023

Дело № 2-1523/2024 4 июня 2024 года

29RS0023-01-2023-008422-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Черняевой О.В.,

при секретаре Черненко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области гражданское дело по иску Скрябина Данилы Олеговича к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании задолженности по выплатам,

установил:

Скрябин Д.О. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФНС России по Архангельской области и НАО, Управление) о взыскании задолженности по выплатам.

В обоснование заявленных требований указал, что проходил государственную гражданскую службы в Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области. С 25.11.2022 служебный контракт с ним расторгнут на основании п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79) в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. Межрайонная ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу реорганизована путем присоединения к УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 14.03.2023 по делу № 2-1736/2023 был восстановлена на службе в УФНС по Архангельской области и НАО. Полагает, что за период работы, с учетом восстановления на службе по решению суда, ему не выплачена премия по итогам 2022 года, не в полном объеме выплачена премия по итогам работы за 3 квартал 2022 года и за 4 квартал 2022 года, не выплачена премия за январь, февраль, март 2023 года, не в полном объеме выплачена премия за 1 квартал 2023 года. Просил взыскать задолженности по выплатам о взыскании сумм премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, премии средства материального стимулирования в 2022 и 2023 году в размере 367961 руб. 58 коп.

Истец Скрябин Д.О. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 79).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право, в том числе, на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно положениям части 1 - 2, 5 и 10 ст. 50 Федерального закона № 79 оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ст. 51 Федерального закона № 79, частью 2 которой предусмотрено, что при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79 фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судом установлено и следует из вступившего в законную силу решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 16.03.2023 по делу № 2-1736/2023, что Скрябин Д.О. с 20.08.2014 проходил государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, с 15.03.2022 замещал должность государственного налогового инспектора в отделе выездных проверок.

На основании приказа Федеральной налоговой службы от 10.08.2022 № ЕД-7-4/733 и приказа УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 29.08.2022 № 01-04/131 Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу реорганизована путем присоединения к УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, которое является ее правопреемником. Мероприятия по реорганизации завершены 28.11.2022.

Работодателем истцу 26.09.2022 под роспись вручено предупреждение, согласно которому в связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу путем присоединения к УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу замещаемая им должность с 28.11.2022 сокращается, в связи с чем истец предупреждается о возможном предстоящем увольнении с государственной гражданской службы в соответствии с частью 2 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 16.11.2022 № 23-03/183 служебный контракт был расторгнут и истец уволен с государственной гражданской службы 25.11.2022 на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.

Решением суда по делу № 2-1736/2023 Скрыбин Д.О. восстановлен на службе в должности государственного налогового инспектора в Управлении Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с 26.11.2022. Взыскан с Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Скрябина Д.О. средний заработок за время вынужденного прогула за период с 26.11.2022 по 14.03.2023 в размере 93239 руб. 24 коп.

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.06.2023 № 1703-0, пункт 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79 предусматривает, что к числу дополнительных выплат, являющихся частью денежного содержания государственных гражданских служащих, относятся премии. При этом данная норма делегирует определение порядка их выплаты представителю нанимателя. Это не предполагает, что представитель нанимателя действует произвольно, поскольку при установлении правил премирования он обязан учитывать функции государственного органа и особенности стоящих перед ним задач, а при определении права государственного гражданского служащего на получение премии (в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий) и ее размера - оценивать усилия государственного гражданского служащего и его вклад в обеспечение эффективного функционирования государственного органа.

Таким образом, оспариваемая норма направлена на обеспечение баланса публичных интересов и частных интересов государственных гражданских служащих и не может расцениваться как нарушающая их права.

Приказом УФНС России по Архангельской области и НАО от 17.01.2023 № 01-04/013 утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим УФНС России по Архангельской области и НАО, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим УФНС России по Архангельской области и НАО (далее Положение).

Согласно п. 2.1 Положения служащим Управления выплачиваются премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Управление и участие в рамках реализации приоритетных проектов (программ). Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада служащего, в том числе в выполнение особо важных и сложных заданий, и участия гражданского служащего в реализации приоритетных проектов (программ), с учётом исполнения должностного регламента; размер премии, выплачиваемой служащему, максимальным размером не ограничивается (пункт 2.3).

В силу п. 2.2 Положения выплата премий производится в пределах установленного годового фонда оплаты труда Управления с учётом имеющейся экономии средств.

Решение о выплате премии служащим и о её конкретном размере принимается руководителем Управления и оформляется приказом (пункт 2.4 Положения).

До 01.01.2023 действовало Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим аппарата УФНС России по Архангельской области и НАО, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим аппарата УФНС России по Архангельской области и НАО, начальникам территориальных органов УФНС России по Архангельской области и НАО, утвержденное приказом УФНС России по Архангельской области и НАО от 02.03.2010. Данное Положение по сути предусматривало аналогичный порядок премирования государственных гражданских служащих.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в структуре денежного содержания гражданского служащего выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя.

Из материалов дела также следует, что в декабре 2022 г. на основании приказа Управления истцу было начислено 38426 руб. 69 коп. средств материального стимулирования служащих Управления сверх установленного фонда оплаты труда за 3 квартал 2022 г.

Начисление было произведено распределением средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Управления сверх установленного фонда оплаты труда за 3 квартал 2022 г., доведённых ФНС России, согласно Механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, утверждённому Комиссией по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России 28.11.2022 (далее Механизм-2022/3).

В соответствии с Механизмом-2022/3 для определения суммы материального стимулирования для отделов территориальных органов ФНС России используется алгоритм, учитывающий численность гражданских служащих, опосредованную коэффициентом приоритетности, устанавливаемому в зависимости от степени достижения показателей (результатов) работы (пункт 5 раздела I).

Суммы материального стимулирования гражданских служащих определяются начальником отдела налогового органа, в составе которого работает гражданский служащий, исходя из определенных средств материального стимулирования отделов налогового органа и критериев оценки качества выполнения гражданскими служащими налоговых органов должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик работы гражданских служащих (раздел III Механизма-2022/3), представляются в комиссию по оценке эффективности деятельности территориального органа ФНС России и утверждаются руководителем (начальником) (исполняющим обязанности руководителя (начальника)) соответствующего налогового органа (пункт 6.1 раздела I Механизма- 2022/3).

В распоряжение руководителей (начальников) (исполняющих обязанности руководителя (начальника)) налоговых органов отдельно выделяется 10% доведённых ФНС России ассигнований (так называемый «десятипроцентный фонд»), которые распределяются ими для дополнительного материального стимулирования конкретных гражданских служащих соответствующего налогового органа по собственному усмотрению, как правило, с учётом предложений начальников соответствующих отделов (пункт 7 раздела I Механизма-2022/3).

Для исчисления суммы материального стимулирования гражданских служащих отдела начальник отдела оценивает их работу за расчётный период по балльной системе; цена балла является частным суммы материального стимулирования отдела и суммы баллов сотрудников отдела.

Работа Скрябина Д.О. за 3 квартал 2022 г. была оценена начальником отдела, согласована комиссией по оценке эффективности деятельности и утверждена руководителем Управления в размере 9 баллов, что в денежном выражении составляет 34526 руб. 69 коп. Ещё 3900 руб. истцу было выделено из десятипроцентного фонда.

В апреле 2023 г. на основании приказа Управления истцу было начислено 5000 руб. из средств фонда оплаты труда, направленных на премирование служащих Управления за 4 квартал 2022 г.

В июле 2023 г. на основании приказа Управления истцу было начислено 1000 руб. из средств фонда оплаты труда, направленных на премирование служащих Управления за 1 квартал 2023 г.

Начисление было произведено распределением средств фонда оплаты труда, предусмотренных для выплаты премий федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов ФНС России по результатам оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России за 4 квартал 2022 г. и 1 квартал 2023 г., доведённых ФНС России, согласно Механизму распределения средств фонда оплаты труда на премирование по территориальным органам ФНС России, утверждённому Комиссией по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России 24.03.2023 (далее — Механизм-2022/4) и 27.06.2023 (далее — Механизм- 2023/1).

Согласно пункту 3 раздела II Механизма-2022/4 и Механизма-2023/1 руководитель (начальник) (исполняющий обязанности руководителя (начальника)) соответствующего налогового органа принимает решение о премировании работников, уволенных из налоговых органов в расчётном периоде и после него до выплаты премии за расчетный период, по представлению комиссии по оценке эффективности территориального органа ФНС России. Соответствующие представления были внесены руководителю Управления такой комиссией на основании принятых ею решений, оформленных протоколами по итогам заседаний, состоявшихся 17.04.2023 и 12.07.2023, которые были утверждены 20.04.2023 и 20.07.2023 соответственно.

Премирование выплачено в размерах, определённых руководителем Управления по результатам профессиональной служебной деятельности.

Доводы истца о надлежащем исполнении своих трудовых обязанностей не свидетельствуют об обязанности ответчика по выплате истцу премии за выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе в виде материального стимулирования, в размере, заявленном истцом, поскольку данная премия по своей правовой природе относится к стимулирующим выплатам, является одним из видов поощрения государственного гражданского служащего, премирование производится представителем нанимателя в виде соответствующего приказа, которым и определяется конкретный размер премии (материального стимулирования) в отношении государственного гражданского служащего в расчетном периоде. Премирование иных государственных гражданских служащих в большем размере, чем премирование истца, о незаконности размера начисленной истцу премии не свидетельствует.

Премия за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий связанных с решением задач и обеспечением функций, возложенных на Управление в январе – феврале 2023 г., Скрябину Д.О. не начислялась ввиду отсутствия у него отработанных дней в этот период.

Премирование служащих за выполнение особо важных и сложных задач в марте, мае 2023 г. в Управлении не осуществлялось.

В июне 2023 г. истцу была начислена премия за выполнение особо важных и сложных заданий за май 2023 г. в размере 19352 руб. 19 коп., в августе 2023 г. была начислена премия за выполнение особо важных и сложных заданий за июль 2023 г. в размере 19352 руб. 19 коп.

В сентябре 2023 г. истцу было начислено 15000 руб. из средств фонда оплаты труда, направленных на премирование служащих Управления за 2 квартал 2023 г. (первая часть выплаты).

В октябре 2023 г. истцу было начислено 13000 руб. из средств фонда оплаты труда, направленных на премирование служащих Управления за 2 квартал 2023 г. (вторая часть выплаты).

Начисление было произведено распределением средств фонда оплаты труда, предусмотренных для выплаты премий федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов ФНС России по результатам оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России за 2 квартал 2023 г., доведённых ФНС России, согласно Механизму распределения средств фонда оплаты труда на премирование по территориальным органам ФНС России, утверждённому Комиссией по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России 08.09.2023 (далее — Механизм- 2023/2).

Соответствующие представления были внесены руководителю Управления такой комиссией на основании принятых ею решений, оформленных протоколами по итогам заседаний от 08.09.2023 и 04.10.2023.

Доводы Скрябина Д.О. о том, что ему должны быть выплачены премии с учетом работы с 26.11.2022 по 14.03.2023 (время вынужденного прогула в связи незаконным увольнением), являются несостоятельными, поскольку в указанный период фактически трудовые обязанности не исполнял, за данный период решением суда по делу № 2-1736/2023 в соответствии с ч. 17 ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и частью второй ст. 394 ТК РФ в пользу Скрябина Д.О. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула.

Доводы истца о дискриминации при распределении премии судом отклоняются.

В силу ст. 3 ТК РФ (запрещение дискриминации в сфере труда) каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Признаки дискриминации, перечисленные в ст. 3 ТК РФ, в действиях ответчика в ходе рассмотрения дела не установлены, при этом бремя доказывания дискриминации лежит на истце, допустимых и достоверных доказательств наличия дискриминации истцом не представлено.

Снижение размера премии не свидетельствует о дискриминации, поскольку определение конкретного размера премии в данном случае является правом работодателя.

Несогласие истца с размером произведенных выплат не является само по себе основанием для их выплаты в требуемом им размере. Поскольку спорные выплаты являются видом поощрения за выполнение особо важных и сложных заданий, то работодатель мог принять решение о размере премирования с учетом оценки объема таких заданий, выполненных каждым сотрудником. Право на выплату премии работодатель реализует по своему усмотрению в зависимости от индивидуальной оценки эффективности деятельности гражданского служащего (истца).

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Скрябина Данилы Олеговича (паспорт .....) к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901130440) о взыскании задолженности по выплатам отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                           О.В. Черняева

Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2024 года

2-1523/2024 ~ М-6098/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Скрябин Данила Олегович
Ответчики
Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и НАО
Другие
Федеральная налоговая служба
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Черняева О.В.
Дело на странице суда
seversud--arh.sudrf.ru
27.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2023Передача материалов судье
09.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.02.2024Предварительное судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее