ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2023 года город Киров
Нововятский районный суд города Кирова в составе судьи Ж.А.Червоткиной,
при секретаре Богдановой А.А.,
с участием прокурора Васильевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-475/2023 по иску прокурора Нововятского района города Кирова к Садоводческому некоммерческому товариществу «Малыш» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Нововятского района города Кирова, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Малыш» (далее СНТ «Малыш») о возложении обязанности в срок до 01.07.2023 создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующую требованиям п.3 раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3; в срок до 01.08.2023 заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором АО «Куприт».
В обоснование заявленных требований истец указывает, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения закона в деятельности СНТ «Малыш», а именно: в нарушение требований действующего законодательства накопление и транспортирование твердых коммунальных отходов с территории СНТ «Малыш» должным образом не организовано, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором в сфере обращения с ТКО - АО «Куприт» не заключен, места накопления отходов не определены, контейнерная площадка, соответствующая нормативным требованиям, не оборудована. Невыполнение обществом указанных требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов собственников садовых (огородных) земельных участков, так и граждан, посещающих садоводческое общество на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и безопасные условия проживания.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Нововятского района города Кирова Васильева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительных пояснений по иску не имеет, согласна на вынесение заочного решения по делу.
Представитель ответчика садоводческого общества СНТ «Малыш» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Суд счёл возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица администрации г.Кирова в судебное заседание не явился, извещены, направлен письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что поддерживают исковые требования прокурора, поскольку оборудование мест для контейнерных площадок предусмотрено абз. 8 п. 8.3 Правил внешнего благоустройства в МО «Город Киров», утв. решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 № 19/41.
Представитель третьего лица ТУ администрации г.Кирова по Нововятскому району г.Кирова в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.
Представитель третьего лица АО «Куприт» в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, направлен письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что исковые требования считают подлежащими удовлетворению. СНТ «Малыш» несет ответственность за создание и содержание места накопления ТКО. В адрес АО «Куприт», осуществляющего функции регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами, заявки на заключение договора от СНТ «Малыш» на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО не поступало. 28.04.2023 АО «Куприт» направил уведомление в адрес СНТ о необходимости заключения такого договора.
Суд, заслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — ФЗ № 89) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 ФЗ № 89 собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) Правил.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (п. 3 раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3).
В соответствии с п. 6 ч. 7 ст. Федерального закона от 29.07.2017 № 217- ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества относится принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 3 раздела II правил обустройства мест (площадок) накопл�������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�-�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????????????¦?????�????¦?????�?¦?????Й??��?¦???????�????¦?????�?¦??????????¦?????�?¦????J?J??�????¦????J?J??�????¦????J?J????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������????????????s?�???�??s?�?????¤????s?�?????????¤????s?�?????¤????s??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?����������������?�?????¤????s?�?????¤????s????????????s?
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 раздела II правил).
Пунктом 5.4 СП 53.13330.2019. «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения», утвержденного приказом Минстроя России от 14.10.2019 № 618/пр (далее – СП 53.13330.2019), установлено, что территория ведения садоводства состоит, в том числе, из земельных участков общего назначения, к которым относятся земли, занятые площадками и участками объектов имущества общего пользования (включая их санитарно-защитные зоны).
В состав зданий, сооружений общего назначения входят площадки для контейнеров твердых коммунальных отходов (таблица 5.1 пункта 5.5 СП53.13330.2019.
Пунктом 5.10 СП 53.13330.2019 предусмотрено, что на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для не утилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1).
Следовательно, в число обязательных объектов общего имущества садового товарищества входит наличие контейнерной площадки.
В соответствии с п. 8.3 Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденных решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 № 19/41 (далее - Правила), садоводческие товарищества обеспечивают сбор и регулярный вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями подразделов 3.3 - 3.5 Правил.
Все виды твердых коммунальных отходов должны собираться в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в специальные мусоросборники (контейнеры, бункеры), которые устанавливаются на специально оборудованных контейнерных площадках в необходимом количестве в соответствии с нормами накопления либо на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (п. 3.3 Правил).
Из вышеизложенного следует, что обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит, в том числе, на садоводческих товариществах.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения закона в деятельности СНТ «Малыш».
В ходе осуществления надзорных мероприятий установлено, что в нарушение требований действующего законодательства накопление и транспортирование твердых коммунальных отходов с территории СНТ «Малыш» должным образом не организовано, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором в сфере обращения с ТКО - АО «Куприт» не заключен, места накопления отходов не определены, контейнерная площадка, соответствующая нормативным требованиям, не оборудована. Указанное обстоятельство стороной ответчика не оспаривается.
Данное нарушение создает угрозу наступления негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов как собственников садовых (огородных) земельных участков, так и граждан, посещающих товарищество на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и безопасные условия проживания.
Разрешая спор, проанализировав представленные доказательства, с учетом вышеприведенных норм законодательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности в полном объеме, а именно: обязать садоводческое общество в срок до 01.07.2023 создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующую требованиям п.3 раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3; в срок до 01.08.2023 заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором АО «Куприт».
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199,235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Нововятского района города Кирова к Садоводческому некоммерческому товариществу «Малыш» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Садоводческое некоммерческое товарищество «Малыш» (ИНН 4349002550) в срок до 01.07.2023 создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующую требованиям п.3 раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3; в срок до 01.08.2023 заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором АО «Куприт».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в Кировский областной суд через районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение суда будет принято в окончательной форме 25.05.2023.
Судья Ж.А.Червоткина