РЕШЕНИЕ
30 июня 2023 года город Тула
Судья Советского районного суда г.Тулы Пивак Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 12-145/2023 с участием защитника лица, привлеченного к административной ответственности Булдина Дениса Вячеславовича по доверенности Голышевой Светланы Константиновны по жалобе
Булдина Дениса Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <данные изъяты>, гражданина <данные изъяты> зарегистрированного по адресу: <адрес>, паспорт серии №, выдан <данные изъяты>,
на постановление Врио начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) Военного комиссариата (городского округа город Тула Тульской области) Сидоровой В.М. от ДД.ММ.ГГГГ года № № о привлечении к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ,
установил:
постановлением врио начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) Военного комиссариата (городского округа город Тула Тульской области) Сидоровой В.М. от ДД.ММ.ГГГГ года № № Булдин Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Булдин Д.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить, указав, что в обжалуемом постановлении отсутствует время совершении административного правонарушения, не указано место его совершения, ДД.ММ.ГГГГ года протокол об административном правонарушении не составлялся, постановление по делу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ года не выносилось, подтверждением данного факта является копия обжалуемого постановления, которая направлена письмом военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ года, то есть до назначенной даты рассмотрения дела об административном правонарушении, уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ получено им ДД.ММ.ГГГГ, повестка о явке в военкомат на ДД.ММ.ГГГГ ему не вручалась.
В судебное заседание Булдин Д.В. не явился, извещен надлежаще.
В судебном заседании защитник Голышева С.К. доводы жалобы поддержала, по изложенным в жалобе основаниям, дополнительно пояснила, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, что влечет его недопустимость, повесток о вызове в военкомат в адрес Булдина Д.В. не поступало.
Представитель военного комиссариата по городскому округу г. Тула в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Суд, выслушав защитника Голышеву С.К., исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Статьей 7 закона о воинской обязанности и военной службе установлено, что в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.
Статьей 10 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определены обязанности граждан по воинскому учету. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе, сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Обязанности граждан также определены в Положении о воинском учете, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719.
В силу пункта 54 Положения о воинском учете граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Основанием для привлечения Булдина Д.В. к административной ответственности, как следует из обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ года, послужило то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ года Булдин Д.В. не прибыл в военный комиссариат, осуществляющий воинский учет, для внесения изменений в документы воинского учета без уважительной причины (не предоставил паспорт и диплом об окончании учебного заведения).
При этом не указан адрес, куда должен был явиться Булдин Д.В., отсутствует время совершения административного правонарушения, не указано место его совершения.
Из предоставленного суду административного материала о привлечении Булдина Д.В. к административной ответственности следует, что надлежащих и достоверных доказательств о вызове Булдина Д.В. в военкомат на ДД.ММ.ГГГГ года с целью предоставления им паспорта и диплома об окончании учебного заведения не имеется.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В материалах, имеется уведомление, направленное в адрес Булдина Д.В. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года на ДД.ММ.ГГГГ года.
При этом протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ года в отсутствии Булдина Д.В. Согласно сопроводительного письма копия обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ года направлена в адрес Булдина Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года, то есть ранее, чем состоялось рассмотрение административного дела.
В материалах дела отсутствуют сведения о направлении Булдину Д.В. копии протокола об административном правонарушении в нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше и иными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении, иных процессуальных документов, и внесении изменений в них.
Принимая во внимание, что Булдин Д.В. не уведомлялся военкоматом о необходимости явки ДД.ММ.ГГГГ года для составления протокола об административном правонарушении по ст. 21.5 КоАП РФ, не уведомлялся о необходимости явки на рассмотрение дела об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ года надлежащим образом, протокол об административном правонарушении в его адрес не направлялся, что является грубым нарушением требований КоАП РФ, так как иного не доказано, состоявшееся решение нельзя признать законным и обоснованным ввиду допущенных должностным лицом существенных нарушений процессуальных требований.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
Полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел указанной категории возложены ч. 1 ст. 28.3, ч. 1 ст. 23.11 КоАП РФ на военные комиссариаты. Эти функции выполняют военные комиссары, начальники отделов военкоматов и начальники отделений отделов.
Согласно выписки из приказа военного комиссара Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № старший помощник начальника отделения военного комиссариата Сидорова В.М. допущена к совмещению обязанностей вакантной должности начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата городского округа г. Тула.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом.
При составлении протокола об административном правонарушении были допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства, влекущие невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве надлежащего доказательства по делу, которые не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства, и поскольку вина Булдина Д.В. в совершении административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве, постановление Врио начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) Военного комиссариата (городского округа город Тула Тульской области) Сидоровой В.М. от ДД.ММ.ГГГГ года № № нельзя признать законным и обоснованным, а вину Булдина Д.В. в совершении административного правонарушении, предусмотренного ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказанной. Постановление по делу об административном правонарушении не соответствует требованиям ст. 26.1, 26.11 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку доказательства, подтверждающие вину Булдина Д.В. в совершении административного правонарушения, и их оценка в постановлении отсутствуют.
Указанные обстоятельства, подтвержденные указанными выше доказательствами по делу, свидетельствуют об отсутствии в действиях Булдина Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наличии оснований для прекращения производства по делу по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, постановление врио начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) Военного комиссариата (городского округа город Тула Тульской олбасти) Сидоровой В.М. от ДД.ММ.ГГГГ года о привлечении Булдина Д.В. к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.30.4 – 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ № № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 21.5 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 21.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░