РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 ноября 2020 года г.Алексин Тульской области
Алексинский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Барановой Л.П.,
при секретаре Глуховой А.В.,
с участием помощника Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Кадникова А.Е.,
представителя ответчика администрации МО город Алексин, действующего на основании доверенности, Иванова С.В.,
представителя ответчиков МБОУ «СОШ № 11» и Управления образования администрации МО город Алексин, действующего на основании доверенностей, Даутова Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского городского суда Тульской области гражданское дело № 2-885/2020 по иску Алексинского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ № 11», Управлению образования администрации МО город Алексин, администрации МО город Алексин об обязании произвести финансирование для выполнения мероприятий, обязании оборудовать объект (здание) системой автоматической противопожарной защиты,
установил:
Алексинский межрайонный прокурор Тульской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «СОШ № 11» МО город Алексин об обязании произвести финансирование для выполнения мероприятий, об обязании оборудовать объект (здание) системой автоматической противопожарной защиты.
В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой совместно с ОНД и ПР по Алексинскому и Заокскому районам проведена проверка исполнения требований законодательства о противопожарной безопасности в МБОУ «СОШ № 11» МО город Алексин Тульской области. Проведенной проверкой выявлены нарушения требований указанного законодательства Российской Федерации, в частности, в здании МБОУ «СОШ № 11» система автоматической противопожарной защиты не приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ о противопожарной безопасности - в каждом из защищаемых помещениях здания установлено по два пожарных извещателя, что является нарушением СП 5.13130.2009 п. 14.3, ГОСТ 31565-2012, п.6 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», так как согласно указанным положениям закона в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее трех пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов или в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов.
Ранее межрайонной прокуратурой в отношении МБОУ «СОШ № 11» проведена аналогичная проверка, по результатам которой в адрес директора МБОУ «СОШ № 11» 28.05.2020 внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным, однако требование о приведении установленной, автоматической пожарной сигнализации в соответствие действующим техническим требованиям СП 5.13130.2009 п. 14.3, ГОСТ Р 53315-2009 п. 5 до настоящего времени не исполнено.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой в отношении директора МБОУ «СОШ № 11» МО город Алексин возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в том числе за несоответствие установленной автоматической пожарной сигнализации действующим техническим требованиям СП 5.13130.2009 п. 14.3, ГОСТ Р 53315-2009 п. 5.
Постановлением начальника ОНД и ПР по Алексинскому и Заокскому районам Управления МЧС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Проверка межрайонной прокуратуры показала, что эксплуатация здания МБОУ «СОШ № 11» МО город Алексин в условиях, допускающих возможность осуществления деятельности с нарушениями требований законодательства о противопожарной безопасности РФ, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся.
На основании изложенного просил обязать администрацию МО город Алексин Тульской области в срок до 30.09.2021 произвести финансирование МБОУ «СОШ № 11» за счет средств бюджета МО город Алексин для выполнения образовательной организацией указанных мероприятий, обязать МБОУ «СОШ № 11» в течение трёх месяцев после поступления финансирования оборудовать объект (здание) МБОУ «СОШ № 11» системой автоматической противопожарной защиты в соответствие с действующими техническими требованиям СП 5.13130.2009, ГОСТ Р 53315-2009.
Определением суда от 19.10.2020 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление образования администрации МО город Алексин и администрация МО город Алексин, последняя исключена из числа третьих лиц по делу.
В последующем Алексинский межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд с уточненным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил обязать администрацию МО город Алексин Тульской области, Управление образования администрации МО город Алексин в срок до 30.09.2021 произвести финансирование МБОУ «СОШ № 11» за счет средств бюджета МО город Алексин для выполнения образовательной организацией указанных мероприятий, обязать МБОУ «СОШ № 11» до 31.12.2021 оборудовать объект (здание) МБОУ «СОШ № 11» системой автоматической противопожарной защиты в соответствие с действующими техническими требованиями СП 5.13130.2009, ГОСТ Р 53315-2009.
В судебном заседании помощник Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Кадников А.Е. поддержал заявленные исковые требования с учётом уточнения и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 11» и ответчика Управления образования администрации МО город Алексин по доверенностям Даутов Г.Р., в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель ответчика администрации МО город Алексин по доверенности Иванов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержав позицию, изложенную в письменных возражениях. Пояснил, что Управление образования администрации МО город Алексин является самостоятельным органом, осуществляющим полномочия главного распорядителя бюджетных денежных средств, в связи с чем, в удовлетворении требований к администрации МО город Алексин просил оказать.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1, прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.ст. 1, 24, 28 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляя от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, и, в частности, за исполнением законов руководителями образовательных учреждений при осуществлении ими обязанностей по созданию необходимых условий для учебы, труда и отдыха созданию условий для охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст.28 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников.
Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На территории Российской Федерации общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Законодательство субъектов РФ не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности, (ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности»).
В соответствии ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности, создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности, проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности, содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности, научно-техническое обеспечение пожарной безопасности, информационное обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности, производство пожарно-технической продукции, выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности, лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, учет пожаров и их последствий, установление особого противопожарного режима, организация и осуществление профилактику пожаров.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 323-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Федерального закона от 22.07.2008 № 323-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», разработан свод правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические», который утвержден Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 375.
Согласно п. 14.3 СП 5.13130.2009 для формирования команды управления по 14.1 в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее:
трех "Пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов или в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов;
четырех пожарных извещателей при включении их в два шлейфа однопороговых приборов по два извещателя в каждый шлейф;
двух пожарных извещателей, удовлетворяющих требованию 13.3.3 ("а", "б", "в"), включенных по логической схеме "И" при условии своевременной замены неисправного извещателя;
двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме "ИЛИ", если извещателями обеспечивается повышенная достоверность сигнала о пожаре.
Судом установлено, что 15.09.2020 Алексинской межрайонной прокуратурой совместно с ОНД и ПР по Алексинскому и Заокскому районам Управления МЧС России по Тульской области проведена проверка соблюдения МБОУ «СОШ № 11» муниципального образования город Алексин Тульской области требований противопожарного законодательства РФ.
В ходе проверки выявлены нарушения требований указанного законодательства Российской Федерации, в частности, в здании МБОУ «СОШ № 11» система автоматической противопожарной защиты не приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ о противопожарной безопасности - в каждом из защищаемых помещениях здания установлено по два пожарных извещателя, что является нарушением СП 5.13130.2009 п. 14.3, ГОСТ 31565-2012, п.6 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», так как согласно указанным положениям закона в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее трех пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов или в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов).
Ранее межрайонной прокуратурой в отношении МБОУ «СОШ № 11» проведена аналогичная проверка, по результатам которой в адрес директора МБОУ «СОШ № 11» ФИО1 29.05.2020 внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, которое рассмотрено и признано обоснованным, однако требование о приведении установленной автоматической пожарной сигнализации в соответствие действующим техническим требованиям СП 5.13130.2009 п. 14.3, ГОСТ Р 53315-2009 п. 5 до настоящего времени не исполнено.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Алексинской межрайонной прокуратурой в отношении должностного лица (директора) МБОУ «СОШ № 11» МО город Алексин возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, из которого следует, что в рамках проверки выявлены следующие нарушения законодательства, в том числе, система автоматической противопожарной защиты не приведена в соответствие с действующими техническими требованиями СП 5.13130.2009 (не менее трех пожарных извещателей в защищаемом помещении) ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», что является нарушением п. 6 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 « Правила противопожарного режима в РФ» п. 61, СП 5.13130.2009 п. 14.3, ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия, п. 6 «Требования пожарной безопасности.
Постановлением № заместителя начальника ОНД и ПР по Алексинскому и Заокскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и привлечена к административной ответственности в виде предупреждения.
В соответствии с ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Допрошенная в ходе судебного разбирательства свидетель старший дознаватель – государственный инспектор Алексинского и Заокского районов Тульской области по пожарному надзору ФИО2, пояснила, в ходе проверки МБОУ «СОШ №11» выявлены нарушения пожарной безопасности. Установленная автоматическая пожарная сигнализация не соответствует действующим требованиям в области пожарной безопасности, а именно кабель изделия. Согласно Своду Правил 5.13130.2009 п.14.3 в защищенных помещениях, должно быть установлено не менее трех пожарных извещателей. В соответствии с п.6 ГОСТ 31565-2012 для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки, кабелей в системах противопожарной защиты в здании школ должны прокладываться провода которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара, должны быть не горючими. Кабель изделия должен быть противопожарным. В данном образовательном учреждении требования не соблюдены, в связи с чем, необходимо провести установку пожарной сигнализации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не доверять показаниям свидетеля у суда оснований не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, согласуются с объяснениями стороны истца, а так же подтверждаются письменными доказательствами. Сведения о заинтересованности указанного свидетеля в исходе дела в материалах дела отсутствуют. До дачи пояснений свидетель был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. В связи с изложенным показания вышеуказанного свидетеля суд признает допустимым и достоверным доказательством по делу.
Согласно Положению об Управлении по образованию администрации МО город Алексин, утверждённому решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 24.12.2014 №7(7).28 (далее Положение), Управление образования администрации МО город Алексин является отраслевым (функциональным) органом администрации МО город Алексин, входит в ее структуру и обеспечивает осуществление полномочий администрации МО город Алексин в сфере образования (п.1). 2.Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Тульской области, Уставом муниципального образования город Алексин, муниципальными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением (п.2). Управление обладает правами юридического лица, имеет лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для учета операций по исполнению расходов за счет бюджета, и иные счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки со своим наименованием на русском языке, может от своего имени выступать истцом и ответчиком в суде, несет соответствующие обязанности, осуществляет от своего имени имущественные и неимущественные права (п.3).
Согласно п.п. 15, 19 Положения к основным полномочиям Управления относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами). Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
К функциям Управления относится, в том числе, осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств (п.71).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что эксплуатация здания МБОУ «COШ № 11» МО город Алексин в условиях, допускающих возможность осуществления деятельности с нарушениями требований законодательства о противопожарной безопасности Российской Федерации, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся.
С учётом приведенных норм права, установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что Управление образования администрации МО город Алексин обязано за счет средств бюджета МО город Алексин произвести финансирование МБОУ «СОШ № 11» для выполнения мероприятий по оборудованию объекта (здания) МБОУ «СОШ № 11» системой автоматической противопожарной защиты в соответствии с действующими техническими требованиями СП 5.13130.2009, ГОСТ Р 53315-2009, а МБОУ «СОШ № 11» - оборудовать объект (здание) МБОУ «СОШ № 11» системой автоматической противопожарной защиты в соответствии с действующими техническими требованиями СП 5.13130.2009, ГОСТ Р 53315-2009.
Оценивая все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Алексинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц об обязании произвести финансирование для выполнения мероприятий, об обязании оборудовать объект (здание) системой автоматической противопожарной защиты, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░ № 11» ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░ «░░░ № 11» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░ № 11» ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░ «░░░ № 11» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 5.13130.2009, ░░░░ ░ 53315-2009.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░