Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2-807/2022 ~ М-60/2022 от 13.01.2022

Дело № 2-807/2022                                                 20 апреля 2022 года

78RS0018-01-2022-000098-04

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи               Петровой И.В.,

при секретаре                            Липьяйнен Н.С.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании исковое заявление Пришутова Д.А. к Андреевой А.А., Андреевой Е.А., Федоровой С.В., ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», Дмитренко С.В., Гурвич Л.А. об обязании произвести действия,

у с т а н о в и л:

    Пришутов Д.А. обратился в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с иском к Андреевой А.А., Андреевой Е.А., Федоровой С.В., ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», Корпенко Н.В., Дмитренко С.В., Гурвич Л.А., которым просит обязать ответчика восстановить исторический облик объекта культурного наследия «Казармы 148 –го пехотного Каспийского полка (с территорией), расположенный по адресам: <адрес>, об обязании ответчиков провести необходимые мероприятия, предусмотренные законодательством по содержанию, сохранению, использованию объектов культурного наследия в отношении вышеуказанного объекта культурного наследия, обязать обеспечить доступ к объекту культурного наследия.

    В обоснование заявленных требований указывает, что в собственности у ответчиков находятся объект культурного наследия – «Казармы 148 –го пехотного Каспийского полка (с территорией), расположенный по адресам: <адрес> в собственности у Гурвич Л.А. Во время посещения самого объекта, его территории истцом были обнаружен трещины на фасадах, следы протечек, утрата внутреннего содержания объекта культурного наследия, несоответствие объекта культурного наследия историческому облику. Видимых работ по реконструкции не проводится. Доступ к объекту отсутствует. Бездействие ответчиков привело к угрозе утраты объекта культурного наследия, а отсутствие доступа привели к нарушению охраняемых Конституцией РФ прав истца.

    Истец Пришутов Д.А. в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин не явки в судебное заседание суду не предоставил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

    Ответчики Андреева А.А., Андреева Е.А. в суд явились, не возражали против удовлетворения ходатайств о прекращении производства по делу.

     Ответчик Федорова С.В. в суд явилась, не возражала против удовлетворения ходатайств о прекращении производства по делу.

        Ответчик представитель ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по доверенности Волкова А.А. в суд явилась, не возражала против удовлетворения ходатайств о прекращении производства по делу.

     Ответчик Корпенко Н.В. в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, сведений об уважительности причин не явки в судебное заседание суду не предоставила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие.

    Ответчик Дмитренко С.В. в суд явился, указал, что стороной истца не представлены доказательства нарушения его прав, не является лицом наделенным полномочиями предъявления такого рода исков. Не возражал против удовлетворения ходатайств о прекращении производства по делу.

    Ответчик Гурвич Л.А. в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, сведений об уважительности причин не явки в судебное заседание суду не предоставила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие.

    Третье лицо представитель КГИОП, Правительства Санкт-Петербурга по доверенности Касьянова Д.В. в суд явилась, заявила ходатайство о прекращении производства по настоящему делу на основании п.п 1 ч.1 ст.134 и ст.220 ГПК РФ, поскольку у истца отсутствует право обращения с исковыми требованиями подобного содержания, необходимые меры по обеспечению сохранности Объекта в соответствии с Законом 73-ФЗ подлежат реализации КГИОП в установленном порядке, что исключает основания для рассмотрения требований истца

    Третьи лица КИО, губернатор Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили суду правовую позицию, в которой указали на отсутствие у истца права предъявлять соответствующие требования, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    Суд, выслушав правовую позицию сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что производство по гражданскому делу по иску Пришутова Д.А. подлежит прекращению по следующим основаниям.

    В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской федерации бремя содержания имущества несет его собственник.

    Согласно положениям ст. 54 Закона 73-ФЗ бесхозяйственно содержимый объект культурного наследия может быть изъят у его собственника по иску соответствующего органа охраны объектов культурного значения.

    В Санкт-Петербурге региональным органом охраны объектов культурного наследия является Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

    Для реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (пункт 3 статьи 44 Конституции РФ) принят Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон 73-ФЗ), который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 6, 33 Закона 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом 73-ФЗ в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

    В силу подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 9.1, 9.2, 11 Закона 73-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют государственную охрану объектов культурного наследия, а также государственный надзор (контроль) в сфере охраны объектов культурного наследия.

    Для надлежащей реализации указанных полномочий органам государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия:

    в силу пункта 6 статьи 11 Закона 73-ФЗ предоставлено право, в том числе: привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений в сфере сохранения объектов культурного наследия, предусмотренных законодательством; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений; обращаться в судебные органы с исками об изъятии объекта культурного наследия у его собственника в случае неисполнения им требований по сохранению и использованию объекта культурного наследия, с исками о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в рамках государственного надзора (контроля);

    в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 33, 47.6 Закона 73-ФЗ утверждать охранные обязательства собственников и иных законных владельцев объектов культурного наследия, содержащие требования по сохранению, содержанию, использованию объектов культурного наследия и доступа к ним, в том числе перечень работ по сохранению объекта культурного наследия.

    На основании статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 12.07.2007 № 333-64 «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге» Правительство Санкт- Петербурга непосредственно или через исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране выявленных объектов культурного наследия, объектов культурного наследия регионального, федерального значения, расположенных в границах Санкт-Петербурга.

    Согласно разделу 2 Положения о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП), утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 № 651, КГИОП является исполнительным органом государственной власти Санкт- Петербурга, уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия, в задачи которого входит в том числе реализация государственной охраны объектов культурного наследия регионального и федерального значения, а также государственного регионального и федерального надзора (контроль) в области охраны культурного наследия.

    Для выполнения указанных задач КГИОП предоставлены предусмотренные положениями Закона 73-ФЗ соответствующие полномочия, закрепленные, в том числе, пунктами 3.14,3.15,3.33,3.35 -3,38 Положения 651.

    В соответствии со статьей 7 Закона 73-ФЗ установлен конкретизированный перечень прав граждан Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с которым гражданам Российской Федерации:

    гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в соответствии с Законом 73-ФЗ;

    право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 Закона 73-ФЗ;

    - право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия, в порядке, установленном Законом 73-ФЗ, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

    Иные права указанной нормой не предусмотрены.

    Таким образом, контроль (надзор) за надлежащим содержанием и сохранением объектов культурного наследия, включающий право требовать от его собственников и законных владельцев выполнение работ, необходимых для обеспечения сохранности объекта, является полномочием КГИОП.

    При этом физические лица (граждане РФ), при отсутствии иных правоотношений, в силу статьи 7 Закона 73-ФЗ не наделены правом, позволяющим им предъявлять требования к собственникам объекта культурного наследия о проведении работ по его сохранению.

        Объект недвижимости «Казармы 148 – го пехотного Каспийского полка (с территорией), расположенный по адресу: <адрес> закреплено за ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на праве хозяйственного ведения, по своему назначению является административным и используется под кабинеты для размещения сотрудников, обеспечивающих деятельность предприятия, земельный участок, на котором расположено здание, предоставлен на основании договора аренды на срок до 04.04.2048 года. Порядок предоставления доступа к объекту установлен охранным обязательством. Осуществляется в соответствии с внутренним распорядком, установленным собственником или иным законным владельцем объекта. В данном здании установлен пропускной режим, проход в здание только сотрудникам предприятия. И у предприятия отсутствует обязанность предоставлять истцу доступ в помещение. Земельный участок не огорожен доступ на него имеется.

    Объекты недвижимости «Казармы 148 – го пехотного Каспийского полка (с территорией), расположенные по адресам: <адрес> на основании решения исполкома Ленгорсовета от 16.07.1990 № 608 «О взятии под охрану памятников градостроительства и архитектуры Кировского, Красносельского, Ломоносовского, Петродворцового районов и г. Ломоносова» является объектом культурного наследия регионального значения.

    Распоряжением КГИОП от 23.01.2018 № 07-19-30/18 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта.

     В соответствии с условиями охранного обязательства по адресу: <адрес>, в течение 54 месяцев со дня утверждения охранного обязательства актом КГИОП на основании задания КГИОП необходимо выполнить работы по ремонту фасадов объекта, в течение 60 месяцев со дня утверждения охранного обязательства актом КГИОП в установленном порядке выполнить благоустройство территории.

    по адресу: <адрес> в течение 12 месяцев со дня утверждения охранного обязательства актом КГИОП на основании задания КГИОП необходимо выполнить работы по сохранению объекта, в течение 60 месяцев со дня утверждения охранного обязательства актом КГИОП в установленном порядке выполнить благоустройство территории.

    по адресу: <адрес> в течение 4 месяцев со дня утверждения охранного обязательства актом КГИОП на основании задания КГИОП необходимо выполнить консервацию объекта, в течение 24 месяцев со дня утверждения охранного обязательства актом КГИОП на основании задания и разрешения КГИОП выполнить работы по реставрации объекта в соответствии с проектной документацией, согласованной с КГИОП, в течение 60 месяцев со дня утверждения охранного обязательства актом КГИОП в установленном порядке выполнить благоустройство территории.

    по адресу: <адрес> в течение 48 месяцев со дня утверждения охранного обязательства актом КГИОП на основании задания КГИОП необходимо выполнить работы по реставрации объекта, в течение 60 месяцев со дня утверждения охранного обязательства актом КГИОП в установленном порядке выполнить благоустройство территории.

    по адресу: <адрес> в течение 3 месяцев со дня утверждения охранного обязательства актом КГИОП на основании задания и разрешения КГИОП необходимо выполнить консервацию объекта, в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу в установленном законом порядке и на основании согласованной с КГИОП проектной документацией произвести реставрацию объекта, в течение 60 месяцев утверждения охранного обязательства актом КГИОП в установленном порядке выполнить благоустройство территории.

        В соответствии с пунктом 2 статьи 47.2 Закона 73-ФЗ виды работ по сохранению объекта культурного наследия, включаемые в состав охранного обязательства определяются с учетом мнения собственника объекта культурного наследия, на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 47.2, пунктом 6, 11 статьи 47.6 Закона 73- ФЗ собственник объекта культурного наследия обязан исполнять требования охранного обязательства по сохранению объекта культурного наследия, в том числе работы по сохранению объекта культурного наследия и сроки, установленные для их выполнения.

    Положениями ст.47.6 Закона 73-ФЗ и приказом Министерства культуры РФ от № 1887 «О реализации отдельных положений ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ» установлен порядок оформления, утверждения и исполнения охранных обязательств, который предусматривает возможность изменения по инициативе собственников объекта культурного наследия условий охранных обязательств, в том числе в части сроков и видов, предусмотренных им работ.

    В случае выявления по результатам проверки факта нарушения требований сохранения и использования объекта (статьи 45,47.2-47.3 Закона 73-ФЗ), в том числе в виде неисполнения условий обязательства, собственник объекта подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, а также в силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Закона 73-ФЗ КГИОП вправе направить исковое заявление о понуждении выполнить предусмотренные охранным обязательством работы в натуре.

    В целях устранения нарушений КГИОП обратился в Петродворцовый районной суд с исками к собственникам о выполнении работ по защите объектов культурного наследия.

    Таким образом, действующим законодательством установлен перечень мер, направленных на обеспечение сохранности объекта, реализация которых осуществляется в рамках полномочий КГИОП.

    Принимая во внимание, что необходимый комплекс работ по сохранению объекта находится в процессе реализации, это также исключает наличие правовых оснований для обращения в суд с требованиями об обязании выполнить работы по сохранению объекта.

    Гражданским законодательством не установлено безусловное право неограниченного круга лиц требовать, от собственника объекта недвижимого имущества исполнения его обязательств по содержанию такого объекта.

    Заинтересованное лицо может обратиться в суд с соответствующим требованием обосновав наличие такого права требования нормой гражданского законодательства или условием гражданско-правовой сделки, заключенной с собственником объекта недвижимого имущества.

    Истцом в исковом заявлении не указано, на основании какой нормы гражданского законодательства или сделки истцу принадлежит право требовать выполнения работ по содержанию объекта.

    В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 134, 220 ГПК РФ суд отказывает в приеме искового заявления либо прекращает производство по делу в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов гражданином, которому законодательством не предоставлено такое право.

    Учитывая изложенные обстоятельства и положения законодательства, у истца отсутствует право обращаться с исковыми требованиями подобного содержания, необходимые меры по обеспечению сохранности объекта в соответствии с Законом 73-ФЗ подлежат реализации КГИОП в установленном порядке, что исключает основания для рассмотрения требований истца, права истца в данном случае не затрагиваются и не подлежат судебной защите в рамках предъявленных истцом оснований и предмета иска.

    На основании изложенного, в соответствии со ст.220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ.

    Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд

    о п р е д е л и л:

    Производство по гражданскому делу № 2-807/2022                                                 по иску Пришутова Д.А. к Андреевой А.А., Андреевой Е.А., Федоровой С.В., ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», Дмитренко С.В., Гурвич Л.А. об обязании произвести действия - прекратить.

    Определение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 15 дней путем подачи частной жалобы через Петродворцовый районный суд.

Судья

2-807/2022 ~ М-60/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНОДЕЛО НЕ ПОДЛЕЖИТ РАССМОТРЕНИЮ В ПОРЯДКЕ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Истцы
Пришутов Дмитрий Александрович
Ответчики
Карпенко Наталья Владимировна
Андреева Елена Александровна
Гурвич Людмила Александровна
Дмитриенко Сергей Владимирович
Дубошина (Андреева) Алеся Александровна
Федорова Светлана Владимировна
ГУП "Водоканал Санкт-Петербург"
Другие
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
Правительство Санкт-Петербурга
МТУ Росимущества в г. СПб и ЛО
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Губернатор Санкт-Петербурга
Суд
Петродворцовый районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Петрова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
pdv--spb.sudrf.ru
13.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2022Передача материалов судье
17.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.03.2022Предварительное судебное заседание
20.04.2022Предварительное судебное заседание
13.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2023Дело оформлено
05.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее