Дело № 2-823/2024
УИД 34RS0019-01-2024-001539-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Камышин 25 апреля 2024 года
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Ветлугина В.А.
при секретаре судебного заседания Кибальниковой Е.Е.
с участием представителя истца - старшего помощника Камышинского городского прокурора Волгоградской области Мулдашевой А.Н.
представителя ответчика ГКУ «ЦСЗН города Камышина» Шаталовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камышинского городского прокурора Волгоградской области в интересах Соколовой Елены Юрьевны к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по городу Камышину» о признании незаконными и отмене решений, возложении обязанности,
установил:
Камышинский городской прокурор Волгоградской области обратился в суд в интересах Соколовой Е.Ю. с иском к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по городу Камышину» (далее – ГКУ «ЦСЗН по городу Камышину») о признании незаконными и отмене решений, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Камышинской городской прокуратурой по обращению Соколовой Е.Ю. проведена проверка исполнения действующего законодательства о государственной социальной помощи гражданам. 8 сентября 2023 года, 20 сентября 2023 года и 26 октября 2023 года Соколова Е.Ю. обращалась в ГКУ «ЦСЗН по городу Камышину» с заявлением о назначении ей адресного социального пособия. По результатам рассмотрения указанных заявлений ответчиком 15 сентября 2023 года, 29 сентября 2023 года и 3 ноября 2023 года вынесены решения об отказе в назначении адресного социального пособия по причине наличия недвижимого имущества, превышающего уровень имущественной обеспеченности семьи получателя, поскольку согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, поступившим в рамках межведомственного взаимодействия в ГКУ «ЦСЗН по городу Камышину» 11 сентября 2023 года, 21 сентября 2023 года, 3 ноября 2023 года Соколовой Е.Ю. принадлежат объекты недвижимости, расположенные в с. Супонь Узловского района Тульской области, г. Узловая Узловского района Тульской области, пос. Горноправдинск Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, г. Камышина Волгоградской области. Согласно объяснениям данным Соколовой Е.Ю., последней на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ..... Объекты, находящиеся за пределами города Камышина, ей никогда не принадлежали. Прокуратурой в ходе проверки направлены запросы в Росреестр о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, находящиеся в Тульской области (представленные в выписках из ЕГРН на Соколову Е.Ю.). Согласно поступившим ответам, правообладателем данных объектов являлось физическое лицо, личные данные которого частично совпадали с личными данными Соколовой Е.Ю. В связи с изложенным, прокуратурой в адрес руководителя филиала ППК «Роскадастр» по Волгоградской области направлена информация о необходимости устранения технических ошибок и корректировки сведений о принадлежащих Соколовой Е.Ю. объектах недвижимости в ЕГРН. В ГКУ «ЦСЗН по городу Камышину» направлена информация о необходимости пересмотра вынесенных решений об отказе в назначении социального пособия. Филиалом ППК «Роскадастр» по Волгоградской области от 15 декабря 2023 года подтверждено некорректное формирование сведений о принадлежащих Соколовой Е.Ю. объектах недвижимости в ЕГРН, также сообщалось о наличии в собственности у Соколовой Е.Ю. жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ...., отсутствие иных объектов недвижимости. Таким образом, Соколовой Е.Ю. в сентябре 2023 года отказано в назначении адресного социального пособия по причине некорректного формирования Росреестром сведений о принадлежащих заявительнице объектах недвижимости. Между тем, некорректное формирование Росреестром выписок из ЕГРН, не может влиять на объем социальных прав Соколовой Е.Ю., в том числе лишать её права на назначение государственной социальной помощи в виде адресного социального пособия.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, прокурор просит суд: признать незаконными и отменить решения ГКУ «ЦСЗН по городу Камышину» от 15 сентября 2023 года, 29 сентября 2023 года, 3 ноября 2023 года; возложить на ГКУ «ЦСЗН по городу Камышину» обязанность назначить и выплатить Соколовой Е.Ю. адресное социальное пособие, с даты подачи первого заявления - 8 сентября 2023 года (л.д. 6-11, 115-116).
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор, исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, заявлении об уточнении исковых требований.
Истец Соколова Е.Ю., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, не явилась, в телефонограмме просила дело рассмотреть без её участия, исковые требования удовлетворить (л.д. 113).
Представитель ответчика ГКУ «ЦСЗН города Камышина» Шаталова Н.А. в судебном заседании просила вынести решение на усмотрение суда.
Информация по делу своевременно размещалась на интернет-сайте Камышинского городского суда Волгоградской области http://kam.vol.sudrf.ru.
С учётом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотрение дела при указанной явке.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат (статья 75 Конституции Российской Федерации).
Статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - ФЗ № 178, Закон) установлено, что государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В статье 3 ФЗ № 178 указано, что государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
На основании статьи 1 Закона Волгоградской области от 31.12.2015 № 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области» (принят Волгоградской областной Думой 24.12.2015) отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи (государственной социальной помощи и дополнительных мер социальной помощи) в Волгоградской области за счет средств областного бюджета.
Согласно статье 50 данного Закона Волгоградской области от 31.12.2015 получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам, перечень которых устанавливается Администрацией Волгоградской области, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Государственная социальная помощь предоставляется: в виде адресного социального пособия, на основании социального контракта (статья 51 Закона № 246-ОД).
На основании статьи 51 Закона Волгоградской области от 31.12.2015 адресное социальное пособие предоставляется на шесть месяцев с месяца обращения за его предоставлением и выплачивается единовременно за весь период предоставления из расчета: 200 рублей в месяц малоимущим одиноко проживающим гражданам; 200 рублей в месяц на каждого члена семьи малоимущим семьям, состоящим из двух человек; 150 рублей в месяц на каждого члена семьи малоимущим семьям, состоящим из трех и более человек. Предоставление адресного социального пособия осуществляется при соблюдении следующих условий: ни один из членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеет движимого и недвижимого имущества, перечень которого утверждается Администрацией Волгоградской области; ни один из членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя; трудоспособные члены малоимущей семьи или трудоспособный малоимущий одиноко проживающий гражданин, не осуществляющие трудовую деятельность, зарегистрированы в качестве безработных или не осуществляют трудовую деятельность по независящим от них причинам, указанным в перечне, установленном Администрацией Волгоградской области (не применяется при назначении адресного социального пособия на членов малоимущей семьи, являющихся неработающими лицами, достигшими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), и малоимущим одиноко проживающим гражданам, являющимся неработающими лицами, достигшими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины)).
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7 Приказа Комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 29.04.2016 № 461 «О Порядке предоставления государственной социальной помощи и отдельных видов дополнительных мер социальной помощи» (далее – Порядок).
Пунктами 2.1 и 2.2 Порядка предусмотрено, что социальная помощь предоставляется на основании заявления гражданина либо его представителя о предоставлении социальной помощи. Заявление подается в центр социальной защиты населения либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства заявителя, либо через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Согласно пункту 2.4 данного Порядка в течение пяти рабочих дней со дня обращения заявителя за предоставлением социальной помощи центр социальной защиты населения в соответствии с действующим законодательством и (или) заключенными соглашениями запрашивает посредством системы межведомственного информационного взаимодействия следующие документы: …сведения о наличии недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности заявителю (членам семьи), из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии…
На основании пункта 2.7 Порядка в предоставлении социальной помощи отказывается в случае: несоответствия заявителя требованиям, установленным пунктами 1.2, 1.7, 1.8, 1.9 настоящего Порядка; представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений и документов о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; несоответствия заявителя условиям предоставления социальной помощи, установленным настоящим Порядком.
Согласно постановлению Администрации Волгоградской области от 23 мая 2016 года № 253-п в перечень движимого и недвижимого имущества, отсутствие которого является условием для предоставления малоимущей семьи или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи и дополнительных мер социальной помощи, входят в том числе, объекты недвижимого имущества (жилые помещения, земельные участки, здания, сооружения, незавершенное строительство), находящиеся в собственности, за исключением земельного участка, неразрывно связанного с жилым домом, и (или) земельного участка, предоставленного гражданам, имеющим трех и более детей, и гражданам, являющимся родителями ребенка-инвалида, в соответствии с законами Волгоградской области от 4 апреля 2003 года № 809-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» и от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», в количестве более одного объекта.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 8 сентября 2023 года, 20 сентября 2023 года и 26 октября 2023 года Соколова Е.Ю. обращалась в ГКУ «ЦСЗН по городу Камышину» с заявлением о назначении адресного социального пособия. По результатам рассмотрения указанных заявлений, ответчиком 15 сентября 2023 года, 29 сентября 2023 года и 3 ноября 2023 года вынесены решения об отказе в назначении адресного социального пособия по причине наличия недвижимого имущества, превышающего уровень имущественной обеспеченности семьи получателя, поскольку согласно выпискам из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, поступившим в рамках межведомственного взаимодействия в ГКУ «ЦСЗН по городу Камышину», 11 сентября 2023 года, 21 сентября 2023 года, 3 ноября 2023 года Соколовой Е.Ю. принадлежат объекты недвижимости, расположенные в с. Супонь Узловского района Тульской области, г. Узловая Узловского района Тульской области, пос. Горноправдинск Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, города Камышина Волгоградской области (л.д. 26-59).
Посчитав свое право на получение адресной социальной помощи нарушенным, Соколова Е.Ю. обратилась в Камышинскую городскую прокуратуру с заявлением, в котором указала, что ей на праве собственности принадлежат только жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ...., объекты, находящиеся за пределами города Камышина Волгоградской области ей никогда не принадлежали (л.д. 21-22).
Прокуратурой в ходе проведения проверки направлены запросы в Росреестр о предоставлении информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, находящиеся в Тульской области в отношении Соколовой Е.Ю. Согласно поступившим ответам, правообладателем данных объектов являлось физическое лицо, личные данные которого частично совпадали с личными данными Соколовой Е.Ю. (ФИО и дата рождения), при этом место рождения и паспортные данные различаются (л.д. 69-76).
Установив вышеуказанные обстоятельства, 17 ноября 2023 года прокуратурой в адрес руководителя филиала ППК «Роскадастр» по Волгоградской области направлена информация о необходимости устранения технических ошибок и корректировки сведений о принадлежащих Соколовой Е.Ю. объектах недвижимости в ЕГРН (л.д. 60-61).
15 декабря 2023 года филиалом ППК «Роскадастр» по Волгоградской области подтверждено некорректное формирование сведений о принадлежащих Соколовой Е.Ю. объектах недвижимости в ЕГРН, также сообщалось о наличии в собственности у Соколовой Е.Ю. жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ...., отсутствии иных объектов недвижимости (л.д. 77-78).
30 января 2024 года Камышинской городской прокуратурой в ГКУ «ЦСЗН по городу Камышину» направлена информация о необходимости пересмотра вынесенных решений об отказе в назначении социального пособия, в ответ на которое в назначении пособия ответчиком было отказано, в связи с превышением среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленного в Волгоградской области (л.д. 81-84).
Таким образом, Соколовой Е.Ю. при обращении в ГКУ «ЦСЗН по городу Камышину» 8 сентября 2023 года в назначении адресного социального пособия было отказано по причине некорректного формирования Росреестром сведений о принадлежащих заявительнице объектах недвижимости, что не может влиять на объем социальных прав Соколовой Е.Ю., в том числе лишать её права на назначение государственной социальной помощи в виде адресного социального пособия. В связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь вышеизложенным, статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Камышинского городского прокурора Волгоградской области в интересах Соколовой Елены Юрьевны (СНИЛС № ....) к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по городу Камышину» (ИНН 3436114509) о признании незаконными и отмене решений, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконными и отменить решения Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по городу Камышину» от 15 сентября 2023 года, 29 сентября 2023 года и 3 ноября 2023 года об отказе в назначении Соколовой Елене Юрьевне адресного социального пособия.
Возложить на Государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по городу Камышину» обязанность назначить и выплатить Соколовой Елене Юрьевне адресное социальное пособие с даты подачи первого заявления – 8 сентября 2023 года.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Ветлугин
справка: мотивированное решение суда изготовлено 2 мая 2024 года