Мировой судья Машьянова С.Н.
Дело № 11-18/2023
УИД 59МS0089-01-2022-006056-62
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2023 года г. Верещагино Пермский край.
Верещагинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Филиппенко Р.М, при секретаре судебного заседания Тетеновой Е.Н., с участием представителя истца МУП «Зюкайка ЖКХ», действующего на основании доверенности от 01.06.2022, ответчика Попова С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Верещагино Пермского края гражданское дело по апелляционной жалобе Попова Сергея Васильевича на решение мирового судьи судебного участка № 1 Верещагинского судебного района Пермского края от 11 ноября 2022 которым постановлено:
«удовлетворить исковые требования Муниципального унитарного предприятия «Зюкайка ЖКХ.
Взыскать с Попова Сергея Васильевича (паспорт №) в пользу Муниципального унитарного предприятия «Зюкайка ЖКХ» (ИНН 5933011218) задолженность за потребленные жилищно-коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 9240 руб. 65 коп., в том числе пени в сумме 384 руб. 98 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб. 00 коп.»,
Ознакомившись с материалами дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд,
УСТАНОВИЛ:
МУП «Зюкайка ЖКХ» обратилось с иском к Попову С.В. о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги по теплоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8855 рублей 65 копеек, пени в сумме 1268 рублей 49 копеек, а также расходов по оплате государственной пошлины в сумме 405 рублей 00 копеек. В ходе судебного разбирательства исковые требования истца в части взыскания пени были уменьшены до 384 рублей 98 копеек.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Попов С.В. В апелляционной жалобе, указывает, что решение мирового судьи подлежит отмене и принятии нового решения о частичном удовлетворении требований истца, просит определить задолженность с Попова С.В. в пользу МУП «Зюкайка ЖКХ» в размере 608 рублей 46 копеек, расходы по оплате государственной пошлины 250 рублей с зачетом оплаченной государственной пошлины в 150 рублей, а всего – 858 рублей 46 копеек. При этом указывает, что мировой судья при вынесении решения принял недостоверные расчеты по отоплению общего имущества по «Правилу расчета от 01.01.2019», а не расчету в соответствии с Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» формула 3 (6) и с учетом доли в общей совместной собственности ответчика Попова С.В. полагает, что фактов позволяющих суду сделать вывод о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление площадей общего имущества) в заявленной сумме 8855 рублей 67 копеек не представлено. Согласно п.40 Правил № 354 потребитель отдельно вносит плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества, в том числе отопление на общедомовые нужды, что не отражено в лицевом счете 1119503041 в виде отдельной строки и соответственно нет информации о количестве тепловой энергии на отопление помещений общего имущества (общего пользования), а также стоимости этой услуги. В ходе судебного разбирательства истцом такие доказательства не представлены. Согласно представленных данных по отоплению общего имущества 8855 рублей 67 копеек или 32-33% от фактического отопления 2-х комнатной квартиры при наличии централизованного отопления, соответственно ответчик должен оплатить 1/3 отопления общего имущества. Его доля в общем имуществе составляет 4,25% (47,7/1122)*100%. С учетом того, что в лицевых счетах других жильцов отопление помещений общего имущества (общего пользования) уже включено в общий платеж по отоплению, то от общего имущества (общего пользования) уже включено в общий платеж по отоплению, то от общего платежа берется доля в помещениях общего имущества (общего пользования) 4,25% и задолженность составляет с мая 2021 года по сентябрь 2022 года – 608 рублей 46 копеек.
Ответчик Попов С.В. на доводах жалобы настаивает, указал, что расчеты истцом произведены неверно по формуле п.3 Постановления №354, правильно расчет производить по формуле 3(6) Постановления №354
Представитель истца МУП «Зюкайка ЖКХ» в судебном заседании просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в письменных возражениях. Указала, что ответчик неверно применяет формулу в своих расчета по п. №3(6) Постановления №354. В квартире ответчика отсутствует централизованное отопление, поэтому расчет произведен по формуле п.3 Постановления №354.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) определено, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статьями 153 и 155 ЖК РФ на граждан возложена обязанность своевременно и полностью производить оплату жилья и коммунальных услуг.
Согласно ч. 1 ст.155 ЖК РФ, пп. «и» п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома как сложного единого объекта, а также содержание его в состоянии, исключающем разрушение его составных элементов вследствие промерзания или отсыревания, предполагает соблюдение в отдельных жилых и нежилых помещениях такого дома и в расположенных в нем помещениях общего пользования нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования соответствующих помещений по целевому назначению. Это достигается за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению положен принцип возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования.
Действующий порядок, предполагает, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к данным Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий пункта 42(1)).
Формула 3 приложения № 2 к Правилам позволяет определить размер платы за коммунальную услугу по отоплению в конкретном (i-м) жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии при осуществлении оплаты в течение отопительного периода. Данная формула учитывает, в частности, такие показатели, как объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на конкретное (i-е) помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также установленный тариф (цену) на тепловую энергию.
При этом размер платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственником или пользователем конкретного помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, фактически определяется исходя из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящегося на данное помещение (т.е. тепловой энергии, используемой для отопления непосредственно этого помещения), и приходящейся на соответствующее помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на конкретное (i-е) помещение (жилое или нежилое) в данном многоквартирном доме, определяется по формуле 3(6) приложения № 2 к Правилам и признается равным нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в конкретном (i-м) жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство указанного жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации (абзац одиннадцатый пункта 3(6) приложения № 2 к Правилам).
Предусмотренный абзацем третьим пункта 42(1) Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению учитывает и возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых либо нежилых помещений, в которых с соблюдением предусмотренных законом требований к переустройству установлен индивидуальный источник тепловой энергии, в связи с чем тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для отопления данных помещений не расходуется. В силу этого подлежащая внесению собственниками и пользователями таких помещений (жилых или нежилых) плата за коммунальную услугу по отоплению фактически исчисляется лишь исходя из приходящейся на данное помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Что в свою очередь обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии.
При этом объем (количество) тепловой энергии, потребленной за конкретный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое (нежилое) помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, может быть определен исключительно расчетным способом, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Статьями 309, 310 ГК РФ определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ истец МУП «Зюкайка ЖКХ» оказывает услуги ответчику Попову С.В. по водоснабжению и водоотведению по адресу: <адрес> (л.д.8-10).
Согласно сведениям ООО «Коммунал-Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ во втором подъезде в <адрес> <адрес> установлены регистры отопления, данный факт ответчиком не опровергается.
В квартире ответчика, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> отсутствует центральное теплоснабжение, о чем представителями МУП «Зюкайка ЖКХ» при участии Попова С.В. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт (л.д.35).
Ответчик обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде услуги по теплоснабжению не выполнял. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность составила 8855 рублей 67 копеек, что подтверждается платежным документом, сформированным на основании лицевого счета №, где указано, что за август 2022 года на ДД.ММ.ГГГГ за Поповым С.В. числится задолженность за отопление в сумме 8855 рублей 67 копеек (л.д. 9-10).
Суммы оплаты услуги по теплоснабжению рассчитаны в соответствии с Тарифами на тепловую энергию (мощность) поставляемую потребителям МУП «Зюкайка ЖКХ», утвержденными постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики от 14.10.2020 № 127-т. Срок действия тарифов с 01.01.2021 по 31.12.2023, тариф составляет: для населения с 01.01.2021 по 30.06.2021 – 1912 рублей 17 копеек, с 01.07.2021 по 30.06.2022 – 1913 рублей 20 копеек и с 01.07.2022 по 31.12.2022 – 2012 рублей 17 копеек (л.д. 23-24, 25-26).
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 № 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году» установлено, что с 28 февраля 2022 г. до 1 января 2023 г. пени за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капремонт начисляются и уплачиваются исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей на 27 февраля 2022 г.
В связи с неуплатой ответчиком суммы задолженности по теплоснабжению истцом начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 384 рубля 98 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился с досудебной претензией в адрес МУП «Зюкайка «ЖКХ», согласно которой Попов С.В. предлагал произвести перерасчет задолженности за теплоснабжение. Из ответа на претензию следует, что согласно абонентскому договору начисления производятся ПАО «Пермэнергосбыт».
ПАО «Пермэнергосбыт» ДД.ММ.ГГГГ направило ответ на претензию, из которого следует, что потребители коммунальных услуг, проживающие в многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.
ДД.ММ.ГГГГ истец обращался к мировому судье судебного участка № 1 Верещагинского судебного района Пермского края с заявлением на выдачу судебного приказа о взыскании с Попова С.В. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 8855 рублей 67 копеек, пени 1140 рублей 32 копейки. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей на основании указанного заявления выдан судебный приказ.
ДД.ММ.ГГГГ от Попова С.В. поступило возражение относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем, судебный приказ ДД.ММ.ГГГГ был отменен мировым судьей.
На момент рассмотрения дела, ответчиком долг по оплате теплоэнергии и пени в полном объеме не погашен.
Представленный истцом расчет задолженности мировым судьей проверен, признан верным и соответствующим действующему законодательству.
Установив указанные обстоятельства и удовлетворяя исковые требования истца, мировой судья исходил из того, что между сторонами фактически сложились договорные отношения по поставке тепловой энергии. Факт поставки в спорный период коммунальной услуги и наличие задолженности по ее оплате в заявленном размере, а также просрочки в ее уплате ответчиком не опровергнуты. Начисление истцом в отношении ответчика платежей за предоставленную коммунальную услугу является правомерным, расчет начисления задолженности и пени проверен, произведен в соответствии с требованиями законодательства, согласно Постановлению Правительства РФ № 354, доказательств неправильного начисления сумм по оплате тепловой энергии ответчиком не представлено.
Основания для отмены, изменения решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции по делу не установлены.
Доводы апелляционной жалобы Попова С.В. о том, что задолженность по оплате тепловой энергии начислена не в соответствии с Постановлением Правительства № 354, не состоятельны, опровергаются материалами дела, показаниями свидетеля опрошенного мировым судьей в ходе судебного разбирательства. Так свидетель ФИО5 пояснил, что работает бухгалтером по расчетам в МУП «Зюкайка ЖКХ». Ответчик в квартире имеет автономное отопление, в связи с чем ему производится начисление по оплате теплоснабжения за места общего пользования, подъезд, где проживает ответчик оборудован системой отопления. Расчет производится в соответствии с Постановлением правительства № 354. В Материалах дела имеется подробный расчет начисления сумму по предоставлению коммунальной услуги по отоплению мест общего пользования, подъезда, с учетом того, что ответчик имеет индивидуальную систему отопления, расчет производится по формуле № 3 Приложения № 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Также не состоятельны доводы апелляционной жалобы о том, что между сторонами договор на подачу тепловой энергии не заключался, подача тепловой энергии фактически осуществляется в многоквартирный жилой дом, в том числе в места общего пользования.
Исполнителем коммунальных услуг "отопление" в отношении многоквартирного дома ПАО «Пермэнергосбыт», которым заключен агентский договор возмездного оказания услуг с МУП «Зюкайка ЖКХ» на осуществление от имени ПАО «Пермэнергосбыт» подготовки информации для расчета и начисления платы за отопление по многоквартирному дому. Начисление платы за коммунальные услуги, ежемесячное формирование платежных документов за коммунальные услуги по финансовым лицевым счетам, в том числе в отношении многоквартирного жилого дома по месту жительства ответчика производятся ПАО «Пермэнергосбыт».
При этом на основании ст. 249 ГК РФ, ст.153 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает не только из заключаемого в письменном форме договора, но и из иных оснований, указанных в законе, в частности из фактического получения коммунальных услуг.
Решение мировым судьей принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежали применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, соответствующими требованиям закона об их относимости и допустимости. Требования статьи 198 ГПК РФ мировым судьей не нарушены.
Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка №1 Верещагинского судебного района Пермского края от 11 ноября 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Попова Сергея Васильевича – без удовлетворения.
Судья Р.М. Филиппенко
Мотивированное определение составлено 27 апреля 2023 года.