Дело (№)
УИД 27RS0007-01-2023-002270-18
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
08 июня 2023 года г. Комсомольск-на-Амуре
Судья Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Устьянцева-Мишнева О.О., рассмотрев жалобу представителя Открытого акционерного общества «Российские железнодорожные дороги» О.П. Шаповалова на постановление государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, пожарной безопасностью на подвижном составе МТУ Ространснадзора по ДФО Е.В. Осипова № (№) от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица Открытое акционерное общество «Российские железнодорожные дороги», юридический адрес: (адрес), (адрес) строение 1, ИНН (№) ОГРН (№),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, пожарной безопасностью на подвижном составе МТУ Ространснадзора по ДФО Е.В. Осипова № (№) от (дата) Открытое акционерное общество «Российские железнодорожные дороги» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере (иные данные) рублей.
Указанным постановлением ОАО «РЖД», расположенное по адресу: (адрес) строение 1, было признано виновным в том, что в ходе проверки Ванинской транспортной прокуратурой на железнодорожном вокзале железнодорожной станции Советская Гавань - сортировочная выявлены нарушения требования законодательства в области доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, а именно:
- один вход в здание вокзала (со стороны (адрес)) за счет завышенных порогов не приспособлен для инвалидов-колясочников;
- в здании вокзала отсутствуют низкорасположенные телефоны с функцией регулирования громкости, индукционные системы, мнемосхемы, таблички Брайля установлены не в полном объеме (отсутствуют перед туалетом, в месте обозначения мест для инвалидов), имеющиеся таблички Брайля на входе в здание вокзала тактильно не читаемы;
- окно билетной кассы не приспособлено для инвалида-коляеочника;
- на территории вокзала отсутствует парковка для инвалидов, на платформе отсутствует тактильная плитка;
- верхние и нижние ступеньки при входе в здание вокзала, а так же при выходе на платформу не маркированы контрастным цветом;
- раковина для умывания установлена на значительной высоте, не позволяющей свободно пользоваться инвалиду-колясочнику.
Таким образом, в действиях юридического лица ОАО «РЖД» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от (дата) N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, представитель ОАО «РЖД» О.П. Шаповалов, действующий на основании доверенности, обратился в суд с жалобой об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу, указывая на то, что нарушения выявленные Ванинской транспортной прокуратуры в рамках проверки от (дата), аналогичны нарушениям, которые указаны в решение Центрального районного суда (адрес) от (дата) по делу № 2-3774/2021. Кроме того, согласно определению Центрального районного суда (адрес) (дата) ОАО «РЖД» предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу № 2-3774/2021 до (дата). О предоставлении отсрочки Ванинская прокуратура была уведомлена в ответе на представление от (дата). ОАО «РЖД» планомерно сроки на проведение ремонтных работ в соответствии с выделяемым финансированием в срок до (дата).
В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» Шаповалов О.П. в полном объеме поддержал доводы жалобы по основаниям, в ней изложенным, просил отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу. Не отрицает того факта, что нарушения имеют место, однако судом для устранения этих нарушений предоставлена отсрочка исполнения. Полагает, что претензии со стороны прокуратуры будут обоснованными только после последнего дня предоставленной судом отсрочки исполнения решения суда.
Государственный инспектор отдела надзора за опасными грузами, пожарной безопасностью на подвижном составе МТУ Ространснадзора по ДФО Е.В. Осипов – должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, пояснил, что он вынес постановление на основании поступивших от прокурора материалов. Решение суда и определение об отсрочке исполнения решения суда ему не представили на момент вынесения постановления.
Помощник прокурора прокуратуры Сотников Э.Г. возражал против доводов жалобы. Представлены письменные пояснения, которые по существу отражают позицию, изложенную в постановлении прокурора, которое по существу является протоколом по делу об административных правонарушениях. Дополнительно указал, что решение суда не исполняется длительное время, что нарушает права инвалидов.
Выслушав пояснения представителя привлекаемого юридического лица, должностного лица, помощника прокурора, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность.
Согласно ст. 9.13 КоАП РФ, уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о социальной защите инвалидов) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В соответствии с п. 5.1 Приказа Минтранса России от 06.11.2015 N 329 (ред. от 27.09.2017) "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования", владельцы инфраструктуры обеспечивают:
а) беспрепятственный вход на вокзалы и выход из них самостоятельно или с помощью персонала и вспомогательных средств;
б) возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории вокзала, пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг;
в) возможность прохода пассажиров из числа инвалидов, использующих для передвижения кресло-коляску, через контрольно-пропускное устройство при наличии контроля на входе в вокзал;
г) оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, индукционными системами, видеотерминалами с возможностью связи с диспетчерской службой для глухих;
д) встречу на территории вокзала пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения, при предоставлении ими заблаговременной информации о предоставлении услуги не менее чем за 24 часа, а также помощь:
В соответствии с п.п. 9, 9.1 указанного приказа, кроме условий доступности услуг, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, владельцы инфраструктуры на вокзалах, вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию (модернизацию) после (дата) обеспечивают: а) обеспечивают доступность коммуникаций горизонтальных (раздвижные двери, нормативная ширина дверных проемов, проходов) и вертикальных (пассажирские лифты, подъемные платформы, пандусы, нормативная ширина марша лестницы) для беспрепятственного входа на вокзал, передвижения по зданию вокзала и выхода из него, а также для самостоятельного передвижения по территории вокзала и пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг, в том числе пассажиров из числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;
б) оборудуют средствами передачи динамической зрительной информации, автоматической информационно-справочной системой "Автодиктор" (для вокзалов, на которых не предусмотрено оборудование радиоузла с дикторской), иными автоматизированными информационными системами для дублирования необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации;
в) обеспечивают возможность безопасного передвижения через железнодорожные пути по пешеходным переходам, устраиваемым на одном уровне с верхом головки рельсов, подземным пешеходным переходам и пешеходным мостам, в том числе для пассажиров из числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
В соответствии с п.1.1 ст. 1 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» № 59.13330.2020 от 01.07.2021, настоящий свод правил предназначен для разработки проектных решений, общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Государственный инспектор отдела надзора за опасными грузами, пожарной безопасностью на подвижном составе МТУ Ространснадзора по ДФО Е.В. Осипов при вынесении постановления № (№) от (дата), указывал на виновное бездействие юридического лица ОАО «РЖД», выразившееся в уклонении от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Вместе с тем, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела данные выводы должностного лица обоснованными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов, а состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.
Судом установлено, что решением Центрального районного суда (адрес) от (дата) по гражданскому делу по иску прокурора Ванинского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности удовлетворены. На открытое акционерное общество «Российские железные дороги» возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить условия доступности для пассажиров из числа инвалидов на железнодорожном вокзале станции Совгавань-сортировочная Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств -филиала ОАО «РЖД», а именно: оборудовать здание вокзала низкорасположенными телефонами с функцией регулировки громкости; оборудовать здание вокзала индукционными системами, мнемосхемами; установить таблички Брайля на входе в здание вокзала и перед туалетом; оборудовать в здании вокзала окно билетной кассы на высоте 0.8 м. от уровня пола; в здании вокзала обозначить места для инвалидов; оборудовать платформу вдоль краев для пассажиров с дефектами зрения предупредительными тактильными полосами; оборудовать порог при входе в здание вокзала для инвалидов-колясочников, установив высоту порога или перепад высот не более 0,014м.
Решение суда вступило в законную силу (дата), взыскателю выдан исполнительный лист, на основании которого судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство.
(дата) судебным приставом-исполнителем ОСП по (адрес) было возбуждено исполнительное производство.
Определением Центрального районного суда (адрес) от (дата) предоставлена открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» отсрочка исполнения решения суда от (дата) по гражданскому делу по иску исполняющего обязанности Ванинского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности - до (дата).
Принимая во внимание о том, что ОАО «РЖД» часть работ выполнена, а именно в санитарной комнате железнодорожного вокзала железнодорожной станции Советская Гавань – сортировочная, установленная раковина для умывания переоборудована на высоту 0,8 метров, а также предоставлена отсрочка по выполнению работ, указанных в обжалуемом постановлении, то выводы должностного лица об уклонении исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, не нашли своего подтверждения.
При указанных обстоятельствах, обжалуемое постановление государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, пожарной безопасностью на подвижном составе МТУ Ространснадзора по ДФО Е.В. Осипова № (№) от (дата) не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, в связи с существенным нарушением требований, предусмотренных действующим процессуальным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов, а состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.
Суду представлены доказательства того, что привлекаемым юридическим лицом производятся действия по устранению нарушений в сфере законодательства о доступности инвалидам к объектам транспортной инфраструктуры, кроме того, ОАО «РЖД» предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу № 2-3774/2021 до (дата).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
Таким образом, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ОАО «РЖД», предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, в связи с чем, постановление государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, пожарной безопасностью на подвижном составе МТУ Ространснадзора по ДФО Е.В. Осипова № (№) от (дата) подлежит отмене, а производство по делу прекращению, на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, пожарной безопасностью на подвижном составе МТУ Ространснадзора по ДФО Е.В. Осипова № (№) от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица Открытое акционерное общество «Российские железнодорожные дороги» – отменить, жалобу представителя Шаповалова О. П. - считать удовлетворённой.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ в отношении Открытого акционерного общества «Российские железнодорожные дороги» в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья О.О.Устьянцева-Мишнева