Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2273/2024 ~ М-1523/2024 от 10.04.2024

Дело № 2-2273/2024

55RS0007-01-2024-002664-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2024 года                                  город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С., при секретаре судебного заседания Юлиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Д.З.Ж. к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска об определении и взыскании выкупной стоимости жилого помещения,

Установил:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что является собственником квартиры <адрес>.

Указанный многоквартирный дом заключением межведомственной комиссии города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ -п многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения установлен до 31 декабря 2029 года.

11.09.2022г. собственники многоквартирного дома приняли решение отказаться от самостоятельного сноса дома.

В Администрацию города Омска было направлено уведомление об отказе собственников сносить дом самостоятельно, и предложение о направлении собственникам проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд.

В ответе на письмо сообщено, что департаментом городского хозяйства Администрации г.Омска принято к сведению.

Учитывая, что жилой дом признан аварийным, проживание истца в нем несет реальную угрозу жизни и здоровья определить размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение – <адрес> общей площадью 41,9 кв.м с учетом рыночной стоимости доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, убытков, связанных с изъятием жилого помещения, компенсации за не проведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, в размере 3590359,00 рублей. Взыскать с ответчика в пользу истца стоимость возмещения жилого помещения в сумме 3590359,00 рублей, взыскать расходы по проведению оценки 15000 рублей, по оплате госпошлины 300 рублей.

В судебном заседании истец участия не принимал, уведомлен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель истца Т.С.С., действующий на основании доверенности, пояснил, что у истца имеется иное жилое помещение, но он вынужден проживать в аварийном, так как в другой квартире проживает семья его родственников. Кроме того, в доме по <адрес> у него имеется хозяйство, за которым надо осуществлять уход.

В судебное заседание представитель ответчика департамента жилищной политики Администрации города Омска Л.А.А. возражала против удовлетворения исковых требований, так как угрозы проживания не имеется, так как у истца есть другое жилое помещение.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец Д.З.Ж. является собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13).

На основании заключения межведомственной комиссии города Омска от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.24-28).

Постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ -п установлен срок отселения физических и юридических лиц до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29).

ДД.ММ.ГГГГ департаментом жилищной политики Администрации г.Омска Д.З.Ж. предоставлен ответ на его обращение, в котором были даны разъяснения положений ст. 32 ЖК РФ, а также дано разъяснение, что истец вправе обратиться в Администрацию г.Омска по вопросу предоставления жилых помещений маневренного фонда (л.д.32).

По сведениям департамента жилищной политики Администрации города Омска в соответствии с ФЗ от 21.07.2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением Правительства Омской области от 10.04.2019 года №117-п утверждена региональная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, финансирование которой будет осуществляться за счет средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета Омской области и местных бюджетов. Программой предусматривается переселение граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Таким образом, многоквартирный жилой <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ в рамках Программы расселению не подлежит.

Обращаясь с иском в суд истец указывает, что его проживание в аварийном жилье несет реальную угрозу жизни и здоровью и просит определить выкупную стоимость изымаемого жилого помещения согласно отчету 24/24 подготовленному ООО "Абсолют-Эксперт". Согласно указанному отчету величина рыночной стоимости за квартиру, доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, убытков, связанных с изъятием жилого помещения, компенсации за не проведенный капитальный ремонт многоквартирного дома составляет – 3 590 359,00 рублей.

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ).

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г., обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ.

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Часть 7 статьи 32 ЖК РФ, конкретизирующая положения статей 35 (часть 3) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных или муниципальных нужд без предварительного и равноценного возмещения, закрепляет порядок определения размера возмещения, предусматривающий включение в него как рыночной стоимости жилого помещения и доли в праве общей собственности на общее имущество, в том числе доли на земельный участок, так и всех убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, в том числе упущенной выгоды.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Совокупность вышеуказанных правовых норм и актов легального толкования в их системном единстве предполагает, что в основание правоотношения по внеочередному предоставлению (выкупу) жилого помещения взамен изымаемого, в том числе, входит юридический факт постоянного проживания гражданина в непригодном для таких целей жилом помещении. При этом постоянное проживание в контексте спорных отношений предполагает, что гражданин не имеет в собственности или постоянном бессрочном пользовании, то есть по договору социального найма, иных жилых помещений; фактически непригодное жилое помещение должно быть для него единственным местом жительства, пользование которым без угрозы для жизни и здоровья невозможно.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании у Д.З.Ж. имеется в собственности иное жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 42,4 кв.м., в котором он зарегистрирован и имеет возможность проживать.

Доводы представителя истца, что Д.З.Ж. фактически проживает в аварийном жилом помещении, сами по себе правового значения не имеют, так как истец имеет в собственности безопасное для проживания жилое помещение, где может проживать, не подвергая свою жизнь и здоровье угрозе. Кроме того, доказательств, что истец проживает в аварийном доме не представлено. Представитель в судебном заседании такие доказательства представлять отказался.

Каких либо доказательств свидетельствующих о невозможном проживании истца по месту его регистрации по адресу: <адрес> не представлено.

Таким образом, несмотря на аварийное состояние многоквартирного дома, в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение, отсутствует угроза жизни и здоровью истцу, поскольку он зарегистрирован и имеет возможность проживать в ином жилом помещении помимо спорной квартиры, не подвергая себя опасности. Учитывая это, у ответчика отсутствуют основания для внеочередного выкупа спорной квартиры.

С учетом изложенного требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление Д.З.Ж. к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска об определении и взыскании выкупной стоимости жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                     Е.С.Марченко

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2024г.

2-2273/2024 ~ М-1523/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Джумабаев Зике Жунусович
Ответчики
Департамент жилищной политики Администрации г. Омска
Другие
Турчик Станислав Сергеевич
Суд
Центральный районный суд г. Омска
Судья
Марченко Елена Сергеевна
Дело на странице суда
centralcourt--oms.sudrf.ru
10.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2024Передача материалов судье
17.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2024Подготовка дела (собеседование)
17.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее