Дело № 2-2273/2024
55RS0007-01-2024-002664-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2024 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С., при секретаре судебного заседания Юлиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Д.З.Ж. к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска об определении и взыскании выкупной стоимости жилого помещения,
Установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что является собственником квартиры <адрес>.
Указанный многоквартирный дом заключением межведомственной комиссии города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения установлен до 31 декабря 2029 года.
11.09.2022г. собственники многоквартирного дома приняли решение отказаться от самостоятельного сноса дома.
В Администрацию города Омска было направлено уведомление об отказе собственников сносить дом самостоятельно, и предложение о направлении собственникам проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд.
В ответе на письмо сообщено, что департаментом городского хозяйства Администрации г.Омска принято к сведению.
Учитывая, что жилой дом признан аварийным, проживание истца в нем несет реальную угрозу жизни и здоровья определить размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение – <адрес> общей площадью 41,9 кв.м с учетом рыночной стоимости доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, убытков, связанных с изъятием жилого помещения, компенсации за не проведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, в размере 3590359,00 рублей. Взыскать с ответчика в пользу истца стоимость возмещения жилого помещения в сумме 3590359,00 рублей, взыскать расходы по проведению оценки 15000 рублей, по оплате госпошлины 300 рублей.
В судебном заседании истец участия не принимал, уведомлен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель истца Т.С.С., действующий на основании доверенности, пояснил, что у истца имеется иное жилое помещение, но он вынужден проживать в аварийном, так как в другой квартире проживает семья его родственников. Кроме того, в доме по <адрес> у него имеется хозяйство, за которым надо осуществлять уход.
В судебное заседание представитель ответчика департамента жилищной политики Администрации города Омска Л.А.А. возражала против удовлетворения исковых требований, так как угрозы проживания не имеется, так как у истца есть другое жилое помещение.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец Д.З.Ж. является собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13).
На основании заключения межведомственной комиссии города Омска № от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.24-28).
Постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п установлен срок отселения физических и юридических лиц до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29).
ДД.ММ.ГГГГ департаментом жилищной политики Администрации г.Омска Д.З.Ж. предоставлен ответ на его обращение, в котором были даны разъяснения положений ст. 32 ЖК РФ, а также дано разъяснение, что истец вправе обратиться в Администрацию г.Омска по вопросу предоставления жилых помещений маневренного фонда (л.д.32).
По сведениям департамента жилищной политики Администрации города Омска в соответствии с ФЗ от 21.07.2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением Правительства Омской области от 10.04.2019 года №117-п утверждена региональная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, финансирование которой будет осуществляться за счет средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета Омской области и местных бюджетов. Программой предусматривается переселение граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Таким образом, многоквартирный жилой <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ в рамках Программы расселению не подлежит.
Обращаясь с иском в суд истец указывает, что его проживание в аварийном жилье несет реальную угрозу жизни и здоровью и просит определить выкупную стоимость изымаемого жилого помещения согласно отчету 24/24 подготовленному ООО "Абсолют-Эксперт". Согласно указанному отчету величина рыночной стоимости за квартиру, доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, убытков, связанных с изъятием жилого помещения, компенсации за не проведенный капитальный ремонт многоквартирного дома составляет – 3 590 359,00 рублей.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г., обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Часть 7 статьи 32 ЖК РФ, конкретизирующая положения статей 35 (часть 3) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных или муниципальных нужд без предварительного и равноценного возмещения, закрепляет порядок определения размера возмещения, предусматривающий включение в него как рыночной стоимости жилого помещения и доли в праве общей собственности на общее имущество, в том числе доли на земельный участок, так и всех убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, в том числе упущенной выгоды.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Совокупность вышеуказанных правовых норм и актов легального толкования в их системном единстве предполагает, что в основание правоотношения по внеочередному предоставлению (выкупу) жилого помещения взамен изымаемого, в том числе, входит юридический факт постоянного проживания гражданина в непригодном для таких целей жилом помещении. При этом постоянное проживание в контексте спорных отношений предполагает, что гражданин не имеет в собственности или постоянном бессрочном пользовании, то есть по договору социального найма, иных жилых помещений; фактически непригодное жилое помещение должно быть для него единственным местом жительства, пользование которым без угрозы для жизни и здоровья невозможно.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании у Д.З.Ж. имеется в собственности иное жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 42,4 кв.м., в котором он зарегистрирован и имеет возможность проживать.
Доводы представителя истца, что Д.З.Ж. фактически проживает в аварийном жилом помещении, сами по себе правового значения не имеют, так как истец имеет в собственности безопасное для проживания жилое помещение, где может проживать, не подвергая свою жизнь и здоровье угрозе. Кроме того, доказательств, что истец проживает в аварийном доме не представлено. Представитель в судебном заседании такие доказательства представлять отказался.
Каких либо доказательств свидетельствующих о невозможном проживании истца по месту его регистрации по адресу: <адрес> не представлено.
Таким образом, несмотря на аварийное состояние многоквартирного дома, в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение, отсутствует угроза жизни и здоровью истцу, поскольку он зарегистрирован и имеет возможность проживать в ином жилом помещении помимо спорной квартиры, не подвергая себя опасности. Учитывая это, у ответчика отсутствуют основания для внеочередного выкупа спорной квартиры.
С учетом изложенного требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Д.З.Ж. к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска об определении и взыскании выкупной стоимости жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С.Марченко
Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2024г.