Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-83/2023 ~ М-57/2023 от 17.02.2023

УИД 56RS0004-01-2023-000063-59

Дело № 2–83/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Александровка                                                   17 марта 2023 года

Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего - судьи Беймлера П.Ю.,

при секретаре Жихаревой О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Сейткалиевой Р.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов транспортной инфраструктуры (внутрипоселковых дорог),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Александровского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области (далее - МО Александровский сельсовет) требований законодательства о муниципальной собственности, в том числе по принятию мер по постановке на учет бесхозяйных объектов транспортной инфраструктуры (внутрипоселковых дорог) и признанию права муниципальной собственности на них. Проверкой установлено, что на территории МО Александровский сельсовет имеются объекты транспортной инфраструктуры (внутрипоселковые дороги), на которые право собственности ни за кем не зарегистрировано: расположенные: <адрес> и <адрес> сельсовет, собственник указанных внутрипоселковых дорог отсутствует, и никто не следит за их техническим состоянием.

Поскольку внутрипоселковые дороги являются бесхозяйным элементом обустройства дорожной инфраструктуры и автомобильных дорог, их техническое состояние оказывает влияние на степень защищенности участков дорожного движения, что может причинить вред неопределенному кругу лиц, в связи с чем, влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данных внутрипоселковых дорог на учет в государственный регистрирующий орган как бесхозяйного имущества. Кроме того, не постановка данных объектов дорожной инфраструктуры на учет как бесхозяйного имущества влечет отсутствие оснований для выделения материальных средств на их содержание, обслуживание и ремонт. В результате бездействия органов местного самоуправления в отношении объектов транспортной инфраструктуры (внутрипоселковых дорог), расположенных на территории муниципального образования, возможно возникновение негативных последствий, связанных в том числе, и гибелью людей.

Просит обязать администрацию муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области в срок до 1 апреля 2023 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов транспортной инфраструктуры (внутрипоселковых дорог), расположенных по адресу: <адрес>

Представитель истца – старший помощник прокурора Александровского района Оренбургской области Сейткалиева Р.К. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Вместе с тем, просила срок исполнения указанной в просительной части иска обязанности, установить до 1 июня 2023 года.

Представитель ответчика – администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимал, до начала судебного заседания от главы администрации Александровского сельсовета поступило письменное заявление, в тексте которого содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против удовлетворения требований прокурора.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Так, согласно статье 1 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» правовое регулирование дорожного движения осуществляется в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. При этом в силу пункта 1 статьи 24 данного федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3).

Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (ч. 1 ст. 6 Закона № 257-ФЗ).

К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (ч. 10 ст. 6 Закона № 257-ФЗ).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Отношения, возникающие в связи с ведением регистрации прав на недвижимого имущества, регулируются Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (ч. 7 ст. 1 № 218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) (ч.1 ст.3 № 218-ФЗ).

Перечень сведений, вносимых в кадастр недвижимости, регламентируется ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ (ч. 6 ст. 1 № 218-ФЗ)

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что неисполнение органом местного самоуправления обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на спорные объекты транспортной инфраструктуры (внутрипоселковые дороги) в границах муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области в силу закона нарушает единство правового пространства РФ.

Кроме того, в силу положений статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник.

Частью 18 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность проведения классификации автомобильных дорог. Согласно пункту 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации их отнесения к категориям автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.

Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства и для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям приведению в надлежащее состояние.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» за сельскими поселениями Оренбургской области закреплены вопросы местного значения, в том числе, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей регламентирован п. 3 ст. 225 ГК РФ.

Так бесхозяйная недвижимая вещь принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как следует из п. 5 ст. 5 Устава муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района, к вопросам местного значения сельсовета относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно справке № 02-24-181 от 3 февраля 2023 года, выданной главой администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области, на территории Александровского сельсовета <адрес> имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения, на которые право собственности ни за кем не зарегистрировано, на балансе администрации Александровского сельсовета не стоят, никем не обслуживаются (л.д.8).

Указанные нарушения приводят к тому, что администрацией муниципального образования Александровский сельсовет не может осуществляться надлежащим образом содержание объектов транспортной инфраструктуры (внутрипоселковых дорог) в целях поддержания бесперебойного и безопасного движения транспортных средств.

Учитывая, что нарушения действующего законодательства имеют место, а обязанность по регистрации имущества, владению, пользованию и распоряжению им в силу вышеприведенных положений закона возложена на администрацию муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Удовлетворяя требования иска, суд учитывает, что для устранения нарушений необходимы временные затраты, в связи с чем, считает возможным установить срок для устранения нарушений - до 1 июня 2023 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░ ░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                          ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░ 2023 ░░░░.

2-83/2023 ~ М-57/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Александровского района Иванов С.В.
Ответчики
Администрация Александровского сельсовета
Суд
Александровский районный суд Оренбургской области
Судья
Беймлер П.Ю.
Дело на сайте суда
aleksandrovsky--orb.sudrf.ru
17.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2023Передача материалов судье
22.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2023Дело оформлено
02.06.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее