Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-3902/2021 от 12.03.2021

Судья Андреева Е.А. дело № 33а-3902/2021 (2а-1621/2020)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 13 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

    Председательствующего Лазаревой М.А.,    

    судей     Хлыстовой Е.В., Неугодникова В.Н.,     

    при секретаре Саблиной М.В.        

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Шебаршова А.Ю. в лице представителя Пикичевой А.В. на решение Волжского районного суда Самарской области от 17 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шебаршов А.Ю. обратился в суд с административным иском к Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 1133 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Однако в соответствии с Генеральным планом с.<адрес>, утвержденным решением собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок расположен в границах <адрес>. Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Собрания представителей <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны «Ж1 Зона застройки индивидуальными жилыми домами». Данная территориальная зона не предполагает вид разрешенного использования «для дачного строительства».

Он обращался с заявлением об учете изменений земельного участка в связи с изменением его категории, однако ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по <адрес> ответило отказом, разъяснив, что внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменениям границ населенного пункта возможно только после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта, однако сведения о местоположении границ населенного пункта, в границы которого входит земельный участок, в ЕГРН не внесены.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 32 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую. Согласно ч. 18.1 ст. 32 Закона обязательным приложением к документам, направляемым в орган регистрации прав, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон. В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона орган регистрации прав в срок не более 15 рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ населенного пункта вносит изменения в сведения ЕГРН о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов. Соответствующие сведения вносятся только на основании информации, поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Шебаршов А.Ю. просил суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по представлению документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенного пункта <адрес>, а также оформленное в соответствии с требованиями действующего законодательства в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, с перечнем координат характерных точек границ населенных пунктов и соответствующих объектов землеустройства (земельного участка с кадастровым номером );

обязать Администрацию сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> в срок не позднее месяца со дня вынесения судом решения осуществить мероприятия по представлению документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенного пункта <адрес>, а также оформленное в соответствии с требованиями действующего законодательства в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, с перечнем координат характерных точек границ населенных пунктов и соответствующих объектов землеустройства (земельного участка с кадастровым номером ).

Решением Волжского районного суда Самарской области от 17 декабря 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Шебаршова А.Ю. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Шебаршов А.Ю. в лице представителя Пикичевой А.В. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании пункта 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение требований нормативных правовых актов, полномочия органа, основания принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, Шебаршову А.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 1133 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от
ДД.ММ.ГГГГ

Установлено, что данный участок расположен в границах <адрес>, что сторонами не оспаривалось.

Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Собрания представителей с.п. Черноречье муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны «Ж1 - Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

На основании ч.1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; об установлении или изменении границ населенного пункта; об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

Положениями части 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

В силу ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Положениями ст. 8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, городских округов, муниципальных районов.

Судом установлено, что ранее Шебаршов А.Ю. обращался в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района <адрес>, Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, в рамках данного дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением об учете изменений земельного участка с кадастровым номером , изменении категории земельного участка «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов».

ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по <адрес> вынесло уведомление об отказе во внесении сведений в ЕГРН, поскольку Администрацией с.<адрес> муниципального района <адрес> не были представлены документы, позволяющие внести в ЕГРН сведения о границах населенного пункта и соответствующие изменения относительно категории указанного земельного участка.

Истец обращался в Администрацию муниципального района <адрес> с заявлением об изменении категории земельного участка земли сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, которое МКУ УМИЗО Администрации муниципального района <адрес> переадресовало Министерству имущественных отношений <адрес>, и ДД.ММ.ГГГГ заявителю дан ответ, в соответствии с которым изменение категории земельных участков с категории земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, осуществляемое посредством изменения (установления) границ населенных пунктов, относится к компетенции органов местного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства <адрес> и Администрацией сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> подписано соглашение о предоставлении в ДД.ММ.ГГГГ субсидии в целях софинансирования расходов на подготовку электронных документов, воспроизводящих сведения об установлении или изменении границ населенных пунктов сельского поселения Черноречье в целях их предоставления в государственный кадастр недвижимости.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения Черноречье был заключен муниципальный контракт с АО «<данные изъяты>» на выполнение работ по подготовке электронных документов, воспроизводящих сведения об установлении или изменении границ населенных пунктов сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> в целях их предоставления в государственный кадастр недвижимости, в том числе землеустроительной документации.

ДД.ММ.ГГГГ АО «<данные изъяты>» уведомило о подготовке плана мероприятий по устранению выявленных причин, препятствующих внесению в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов, в связи с имеющимися наложениями (пересечениями) границ, который был разработан и утвержден, в него включено, в том числе, внесение изменений в генеральный план сельского поселения.

При этом, АО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ уведомило, что в случае устранения указанных нарушений и выполнения плана мероприятий гарантирует выполнение работ до ДД.ММ.ГГГГ Объем необходимых работ и действий является значительным, затрагивает широкий круг собственников и пользователей земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с уточнением сведений о границах населенных пунктов Администрацией сельского поселения Черноречье в ФФГБУ ФКП Росреестра по <адрес> направлены сведения о внесении изменений в генеральный план сельского поселения и правила землепользования и застройки поселения, в том числе на электронном носителе.

ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии бюджету сельского поселения в целях софинансирования расходов на подготовку изменений в генеральный план сельского поселения Черноречье, ДД.ММ.ГГГГ к данному соглашению заключено дополнительное соглашение , ДД.ММ.ГГГГ - дополнительное соглашение .

В последующем, ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт с ГУП <адрес> институт «<данные изъяты>» о выполнении работ по подготовке проекта изменений в генеральный план сельского поселения Черноречье.

ДД.ММ.ГГГГ принято постановление о проведении публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план сельского поселения Черноречье.

С учетом установленных ранее при рассмотрении административного дела обстоятельств, Шебаршов А.Ю. при обращении с настоящим административным иском указывает, что согласно дополнительному соглашению к Соглашению о предоставлении в ДД.ММ.ГГГГ из областного бюджета субсидии бюджету <адрес> в целях софинансирования расходов на подготовку изменений в генеральный план, получатель субсидии представляет в Министерство в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвержденный генеральный план сельского поселения Черноречье с обязательным приложением текстового и графического описания местоположения границ населенных пунктов.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец повторно обратился с заявлением об учете изменений принадлежащего ему земельного участка в связи с изменением его категории.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по <адрес> отказало в проведении данных действий, поскольку внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменением границ населенного пункта возможно только после внесения в ЕГР сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта. Такие сведения в ЕГРН не внесены.

Как следует из показаний допрошенной судом в качестве свидетеля- заместителя главы <адрес> ФИО1, изменения в Генеральный план поселения внесены, однако внесению границ населенных пунктов в ЕГРН препятствуют сведения ЕГРН о местоположении границ ряда земельных участков, ведется переписка с собственниками данных земельных участков в целях проведения ими межевания. Поступают ответы, когда будут проведены соответствующие работы, некоторые собственники имеют возможность реестровые ошибки устранить только в судебном порядке. Данная работа находится на контроле. Архивные земельные участки подлежат снятию с учета органом регистрации по истечении 3 месяцев. По <адрес> многие участки имеют пересечение с границами городского округа Самара. Объем работы большой, администрация поселения заинтересована в разрешении данного вопроса, поскольку он находится на контроле <адрес>.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания представителей с.<адрес> внесены изменения в Генеральный план поселения.

ДД.ММ.ГГГГ письмом Администрации муниципального района <адрес> в адрес Администрации сельского поселения Черноречье направлен реестр препятствий при внесении границ населенных пунктов в ЕГРН, затем ДД.ММ.ГГГГ к ранее направленному письму направлен итоговый реестр контроля исправления препятствий при внесении границ населенных пунктов в ЕГРН. с целью их устранения.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось совместное совещание Администрации муниципального района <адрес>, Администрации сельского поселения Черноречье и представителей ООО «<данные изъяты>» с целью обсуждения и утверждения плана мероприятий по устранению пересечения границ населенных пунктов с границами земельных участков, в том числе имеющих технические и/или реестровые ошибки, которые подлежат устранению собственниками земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось рабочее совещание по вопросу устранения пересечения границ населенных пунктов поселений муниципального района <адрес> и земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на котором был определен объем работ.

Согласно письму Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация сельского поселения Черноречье своевременно предоставила администрации района необходимую информацию о существе проведенной работы, в том числе переписке с правообладателями, пользователями земельных участков.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что административным ответчиком представлены материалы переписки с правообладателями земельных участков, включенных в реестр препятствий при внесении границ населенных пунктов в ЕГРН, в целях устранения выявленных реестровых ошибок Управлением Росреестра по <адрес>, и пришел к правильному выводу о том, что бездействия Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> не установлено, что не повлекло нарушение прав Шебаршова А.Ю.

Положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что для удовлетворения требований о признании действий незаконным необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: нарушение административным ответчиком своими действиями (бездействием) требований закона и повлекшее данными действиями (бездействием) нарушение прав и законных интересов административного истца.

Судебной коллегией совокупности таких условий не установлено.

Административным истцом в нарушение пункта 1 части 9, части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов не представлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований Шебаршова А.Ю. в полном объеме.

     Доводы апелляционной жалобы Шебаршова А.Ю. в лице представителя Пикичевой А.В. о незаконности бездействия Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> основаны на неправильном толковании норм права, являлись предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости удовлетворения заявления в целях восстановления прав административного истца не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену решения. Права Шебаршова А.Ю. действиями Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> в настоящее время не нарушены.

Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Волжского районного суда Самарской области от 17 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Шебаршова А.Ю. в лице представителя
Пикичевой А.В. без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-3902/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шебаршов А.Ю.
Ответчики
Администрация с.п. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Пикичева А.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
12.03.2021Передача дела судье
13.04.2021Судебное заседание
29.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее