Дело № 12-861/2022
Р Е Ш Е Н И Е
24 октября 2022 года город Уфа
Судья Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Загитбаева А.М., рассмотрев жалобу Минниханова Р. Р. на постановление Административной комиссии при Администрации Калининского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Минниханова Р. Р. к административной ответственности по ч.1 ст. 6.21 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением административной комиссии при Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № Минниханов Р.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.21 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Миннихановым Р.Р. подана жалоба, в которой он просит постановление Административной комиссии при Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № отменить, сообщает, что получил его ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что вынесенное в отношении него постановление незаконно и необоснованно. Указывает, что был нарушен процессуальный порядок составления протокола об административном правонарушении, он не был уведомлен надлежащим образом, также имели место иные процессуальные нарушения. При этом состав административного правонарушения отсутствует, так как его автомобиль не находился на газоне, озелененной территории, благоустройство на данном участке, огороженном бортовым камнем с двух сторон, никогда не проводилось. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Минниханов Р.Р. доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление по изложенным доводам.
Представитель Административной комиссии при Администрации Калининского района г.Уфа Республики Башкортостан в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен.
При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть данное дело.
Изучив и оценив материалы административного дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 14.16 КоАП РБ производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
В силу положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
В соответствии с п.1 и п.3 ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 ст. 6.21 КоАП РБ устанавливается административная ответственность за размещение транспортных средств (прицепов к ним), в том числе брошенных и (или) разукомплектованных, на расположенных в границах населенных пунктов газонах, цветниках, иных озелененных территориях, детских, спортивных площадках, а равно проезд по указанным территориям, если такое размещение не связано с осуществлением деятельности по созданию или эксплуатации соответствующих территорий или находящихся на них объектов, выполнением аварийных или иных неотложных работ на объектах жизнеобеспечения населения, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Постановлением Административной комиссии при Администрации Калининского района ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ № Минниханов Р.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.21 КоАП РБ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, выявлен факт парковки автомобиля с государственным регистрационным знаком №, принадлежащего Минниханову Р. Р., в границе населенного пункта озелененной территории (а именно разновидность объекта благоустройства, представляющая собой территорию различного функционального назначения, покрытую древесно-кустарниковой и (или) травянистой растительностью естественного либо искусственного происхождения, включая участки, не покрытые растительностью (почвенный покров), но являющиеся неотъемлемой составной частью озелененной территории, на которых размещаются или могут размещаться иные объекты благоустройства), чем был нарушен п.п.3 п.10 ст.58 «Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами дела установлено, что Минниханов Р.Р. является собственником автомобиля <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №.
Статья 2.1 КоАП РФ наделяет субъекты РФ правом устанавливать законом субъекта РФ административную ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания является документом, который выносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В силу ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с ч.ч. 4, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется, равно как рассмотрение дела по существу, при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Основным условием правомерности составления протокола по делу об административном правонарушении в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте составления протокола, а также предоставление ему возможности реализовать свои права, установленные ст. 28.2 КоАП РФ.
При этом следует учитывать, что под надлежащим извещением необходимо понимать такое извещение, которое позволяет лицу заблаговременно в разумный срок узнать о месте и времени рассмотрения материалов административного дела.
Из содержания вышеуказанных норм права следует, что возможность составления протокола при отсутствии привлекаемого к ответственности лица допускается лишь тогда, когда у административного органа имеются сведения о получении этим лицом соответствующей информации о составлении протокола.
Вместе с тем, в административном материале в отношении Минниханова Р.Р. отсутствуют сведения о получении последним уведомления о явке в Административную комиссию Администрации Калининского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан для составления протокола.
Протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ без участия Минниханова Р.Р. При этом, сведения о получении им протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в административном материале также отсутствуют.
Суду Административной комиссией при Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан не представлено доказательств того, что Минниханов Р.Р. был извещен надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения протокола по делу об административном правонарушении, как того требует законодательство. В материалах дела сведения об извещении Минниханова Р.Р. так же отсутствуют.
Таким образом, со стороны Административной комиссии Администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан были грубо нарушены нормы процессуального права.
Следовательно, протокол об административном правонарушении, представляющий собой основополагающий документ, фиксирующий событие административного правонарушения, является недопустимым доказательством и не может служить основанием для привлечения Минниханова Р.Р. к административной ответственности.
Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, перечислены в ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
В силу положений п. 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, по результатам рассмотрения жалобы на это постановление выносится решение о его отмене и прекращении производства по делу.
При этом, вопреки доводам жалобы, в соответствии с ч.1 ст.6.21 КоАП РБ ответственность наступает за размещение транспортных средств (прицепов к ним), в том числе брошенных и (или) разукомплектованных, на расположенных в границах населенных пунктов газонах, цветниках, иных озелененных территориях, детских, спортивных площадках, а равно проезд по указанным территориям, если такое размещение не связано с осуществлением деятельности по созданию или эксплуатации соответствующих территорий или находящихся на них объектов, выполнением аварийных или иных неотложных работ на объектах жизнеобеспечения населения, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Под озелененной территорией в настоящей статье понимается элемент благоустройства, представляющий собой покрытую травянистой, цветочной и (или) древесно-кустарниковой растительностью поверхность земельного участка, имеющую ограничение в виде бортового камня (поребрика, бордюра) и (или) граничащую с твердым покрытием пешеходных, велопешеходных, велосипедных дорожек, дорог (тротуаров, проезжей части, обочины).
Согласно ч.7 ст.23 Правил благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан запрещается размещение транспортных средств (прицепов к ним), в том числе брошенных и (или) разукомплектованных, на газонах, цветниках, иных озелененных территориях, детских, спортивных, хозяйственных площадках, площадках для отдыха.
Согласно п.2 ч.11 ст.63 Правил благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан запрещается размещение автотранспортных средств вне специальных площадок, оборудованных для их размещения.
Согласно п.3 ч.10 ст.58 Правил благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в садах, парках, скверах, городских лесах и на иных территориях, относящихся к местам общественного пользования, где имеются зеленые насаждения, запрещается размещать транспортные средства.
К зеленым насаждениям городского округа относятся дикорастущие и искусственно посаженные деревья и кустарники, травяной слой, газоны и цветы на всей территории городского округа, а также леса городского округа, которые образуют зеленый фонд.
Из содержания указанных норм следует, что объектом правонарушения являются озелененные территории населенных пунктов Республики Башкортостан, которым в результате размещения на них транспортных средств причиняется вред, объективную сторону состава административного правонарушения образует проезд и стоянка транспортных средств на озелененных территориях населенных пунктов Республики Башкортостан.
Даже отсутствие на участке парковки автомобиля признаков газона не свидетельствует об отсутствии естественной травянистой растительности, подлежащей защите, данное обстоятельство может являться следствием неоднократной стоянки на нем транспортных средств, поскольку парковка автомобиля на газоне негативно влияет на дальнейший рост семян и корневищ травянистых дикорастущих растений, находящихся в плодородном слое почве данного газона, а дальнейшее нахождение в зоне зеленых насаждений транспортных средств не только препятствует восстановлению плодородности почвы данного участка и усугубляет состояние окружающей среды, а влечет гибель травянистых дикорастущих растений.
В силу положений со ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.21 КоАП РБ об административных правонарушениях, составляет 2 месяца.
При таких обстоятельствах, суд находит жалобу Минниханова Р.Р. на постановление Административной комиссии при Администрации Калининского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Минниханова Р. Р. к административной ответственности по ч.1 ст. 6.21 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, подлежащей удовлетворению.
Поскольку со дня совершения административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ прошло более двух месяцев, производство по настоящему делу подлежит прекращению, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░. 6.21 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░. 6.21 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░