Дело № 2-931/2024 01 февраля 2024 года
УИД: 29RS0023-01-2023-007376-98
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Дружинина И.А.,
при секретаре Черноковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Северодвинске гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Архангельской области к Третьякову Михаилу Александровичу о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение,
установил:
Государственная жилищная инспекция Архангельской области (далее – ГЖИ Архангельской области, Инспекция) обратилась в суд с иском к Третьякову М.А. о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (далее – спорное жилое помещение) (л.д. 3-6).
В обоснование заявленного требования указано, что спорное жилое помещение находится в собственности ответчика.
В Инспекцию поступило обращение гражданина о возможно незаконной перепланировки спорной квартиры.
Для проверки фактов, изложенных в обращении, в адрес ответчика направлялись уведомления о необходимости обеспечить доступ должностным лицам Инспекции для производства обследования жилого помещения. Указанные уведомления ответчиком не получены, доступ в жилое помещение обеспечен не был.
С учетом изложенного, истец просил суд обязать ответчика обеспечить доступ в спорное жилое помещение для проведения проверки на предмет нарушения требований содержания и использования жилого помещения.
Истец – ГЖИ Архангельской области, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 57, 75), своего представителя для участия в судебном заседании не направил.
Ответчик Третьяков М.А. в судебное заседание не явился. Извещался судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом по адресу регистрации и адресу спорного жилого помещения. Конверты с судебными извещениями вернулись в адрес суда в связи с истечением срока хранения судебной корреспонденции в организации почтовой связи (л.д. 73-74).
В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), с учетом положений пунктов 63, 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», дело рассмотрено в отсутствие сторон.
исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности ответчика (л.д. 23-26).
В Инспекцию поступило обращение гражданина о возможно незаконной перепланировки спорной квартиры (л.д. 9-10).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика были направлены уведомления о необходимости обеспечить доступ должностным лицам Инспекции для производства обследования жилого помещения. Указанные уведомления ответчиком не получены. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Инспекции были предприняты попытки визуального осмотра жилого помещения, однако доступ в жилое помещение предоставлен не был (л.д. 11-22)
Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, сторонами не оспариваются, в связи с чем, суд считает их установленными.
В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с частью 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 4 статьи 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 16 раздела IV Приказа Минстроя России от 14 мая 2021 года № 292/пр «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» установлены обязанности собственник в качестве пользователя жилым помещением, в том числе: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 ЖК РФ; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, не допускать бесхозяйственное обращение с жилым помещением, соблюдать права и законные интересы соседей.
Согласно положениям частей 1, 2, 4 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учётом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 года № 1670 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)» предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, исходя из приведенных выше норм закона, суд, принимая во внимание, что ГЖИ Архангельской области проверку в спорном жилом помещении провести не удалось по причине того, что ответчик не получает уведомления, не обеспечивает допуск государственного жилищного инспектора в свою квартиру, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом суд исходит из того, что, препятствуя доступу в квартиру сотрудникам Инспекции для осуществления функций по контролю за соблюдением норм жилищного законодательства, ответчик злоупотребляет своими правами собственника жилого помещения.
Так, в силу положений пункта 2 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют, в том числе, право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
В соответствии с пунктом 66 постановления Правительства Архангельской области от 26 декабря 2013 года №643-пп «Об утверждении административного регламента исполнения государственной жилищной инспекцией Архангельской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Архангельской области» в случае выявления нарушений обязательных требований юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином, органом государственной власти, органом местного самоуправления государственные жилищные инспекторы выдают предписание органу государственной власти, органу местного самоуправления, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину об устранении выявленных нарушений и осуществляют контроль за исполнением выданного предписания.
В рамках возложенных полномочий ГЖИ Архангельской области вправе требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Обоснованных причин отказа в обеспечении доступа инспектора ГЖИ Архангельской области в квартиру ответчиком не приведено, доказательств отсутствия оснований для проведения проверки в спорной квартире, соблюдения правил пользования жилым помещением не представлено.
В связи с чем, суд находит заявленные требования подлежащим удовлетворению и возлагает на ответчика обязанность обеспечить должностным лицам ГЖИ Архангельской области доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход бюджета городского округа Архангельской области «Северодвинск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194–198, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ИНН .....) к Третьякову Михаилу Александровичу (паспорт серии ..... .....) о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение удовлетворить.
Обязать Третьякова Михаила Александровича обеспечить должностным лицам Государственной жилищной инспекции Архангельской области доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с целью проведения нарушений требований к содержанию и использованию жилого помещения.
Взыскать с Третьякова Михаила Александровича в доход бюджета городского округа Архангельской области «Северодвинск» государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий И.А. Дружинин
Мотивированное решение по делу изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.