Дело № г. Дзержинск
№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
5 февраля 2024 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Юровой О.Н.,
при секретаре Нефедове Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Дзержинска Нижегородской области, действующего в интересах Корнева СА, к ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения трудового законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Дзержинска Нижегородской области, действуя в интересах Корнева С.А., обратился в суд с иском к ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения трудового законодательства, указав, что прокуратурой г. Дзержинска Нижегородской области проведена проверка соблюдения ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ» трудового законодательства, в ходе которой установлено, что в ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ» отсутствует личная карточка учета выдачи средств индивидуальной защиты Корневу С.А., а также отсутствуют документы, подтверждающие выдачу средств индивидуальной защиты работнику предприятия.
Прокурор г. Дзержинска Нижегородской области просит суд признать бездействие ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ» по необеспечению Корнева С.А. средствами индивидуальной защиты, неоформлению карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты незаконным; обязать ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ» оформить личную карточку учета выдачи средств индивидуальной защиты Корневу С.А., выдать средства индивидуальной защиты в установленном законом порядке; установить, что решение суда должно быть исполнено в течение 10 дней с момента вступления его в законную силу.
В судебном заседании представитель истца помощник Прокурора г. Дзержинска Нижегородской области ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец Корнев С.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд полагает возможным дело рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела был извещался надлежащим образом.
Пунктом 1 ст. 165.1 ГК РФ предусмотрено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
При таких обстоятельствах суд, в соответствии с положениями ст. 113 ГПК РФ, надлежащим образом выполнил свою обязанность по извещению ответчика о времени и месте судебного разбирательства.
В силу ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу в установленные законом сроки.
Суд, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Корнев С.А. является работником ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ» на основании трудового договора № от 03.10.2022. Истец работает в должности котельщика.
Прокуратурой г. Дзержинска Нижегородской области проведена проверка соблюдения ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ» трудового законодательства, в ходе которой установлено, что в ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ» отсутствует личная карточка учета выдачи средств индивидуальной защиты Корневу С.А.
Как следует из объяснений директора ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ» ФИО2, по состоянию на 23.08.2023 в организации отсутствуют: проведение медицинских осмотров, проведение обучений по ОТ, инструктажи и инструкции, личные карточки учета выдачи СИЗ, прохождение психиатрического освидетельствования, проведение оценки рисков.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:
правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом;
единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В целях содействия соблюдению правил по охране труда разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти национальные стандарты безопасности труда. Порядок разработки, утверждения и применения национальных стандартов безопасности труда определяется законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В соответствии со ст. 221 ТК РФ для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
До 31.12.2024 работодатели вправе для обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до 01.03.2022 (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ).
Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.
В соответствии с п. 10 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н (далее – Правила), работодатель обязан:
разработать на основании Единых типовых норм, с учетом результатов СОУТ, результатов ОПР, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии) и утвердить локальным нормативным актом Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации (далее - Нормы);
обеспечить разработку локального нормативного акта, устанавливающего порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил;
обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ и смывающих средствах согласно Нормам и способах выдачи, условиях хранения, а также об ответственности за целостность и комплектность СИЗ в случае хранения СИЗ у работников в нерабочее время;
обеспечить проведение обучения, инструктажа или иного способа информирования работников о правилах эксплуатации СИЗ, использование которых требует от них практических навыков, знаний о простейших способах проверки их работоспособности и исправности;
организовать учет и контроль за выдачей работникам СИЗ и смывающих средств, а также за своевременным возвратом СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности СИЗ либо в случае досрочного выхода СИЗ из строя;
не допускать работников к выполнению работ без обеспечения СИЗ, а также в неисправных СИЗ или в СИЗ с загрязнениями, способными снизить заявленный изготовителем уровень защитных свойств;
обеспечить в случае применения вендингового оборудовании и дозаторов постоянное наличие в них СИЗ, смывающих и обеззараживающих средств;
обеспечить контроль за правильностью применения СИЗ работниками;
обеспечить хранение СИЗ в соответствии с эксплуатационной документацией изготовителя, сушку, выявление повреждений в процессе эксплуатации и ремонт СИЗ в период эксплуатации;
обеспечить уход (стирку, химчистку, обеспыливание, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию), обслуживание СИЗ в соответствии с рекомендациями изготовителей СИЗ;
обеспечить своевременный прием от работников и вывод из эксплуатации, а также утилизацию СИЗ.
Потребность в СИЗ устанавливается работодателем в зависимости от профессий (должностей) работников организации с учетом перечня и уровня воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов и опасностей, установленных на рабочих местах по результатам СОУТ и ОПР, количества работников на этих рабочих местах, с учетом организации мероприятий по уходу и иных факторов, определяемых работодателем, влияющих на уровень потребности в СИЗ (п. 13 Правил).
Объем выдачи СИЗ, выдаваемых работникам в зависимости от профессии (должности), определен в Единых типовых нормах выдачи СИЗ работникам по профессиям (должностям).
В Единых типовых нормах выдачи СИЗ работникам по профессиям (должностям). (Приложение N 1 к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 767н) поименована должность котельщика (под №).
При определении работодателем объема выдачи СИЗ, выдаваемых работникам на основании проведенных СОУТ и ОПР, работодатель использует Единые типовые нормы выдачи СИЗ в зависимости от идентифицированных опасностей, Единые типовые нормы выдачи дерматологических СИЗ и смывающих средств (пункт 18 Правил).
Выдача работникам и возврат ими СИЗ, выдача дерматологических СИЗ, смывающих средств фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ (в электронном или бумажном виде) (п. 25 Правил).
В электронной карточке учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника или данные с электронных считывающих устройств, фиксирующих биометрические данные работника или его электронную подпись, либо иные сведения, позволяющие идентифицировать личность работника (п. 26 Правил).
В случае обеспечения учета выдачи СИЗ в электронном виде ведение личных карточек на бумажном носителе не требуется (п. 27 Правил).
Для организации работы по обеспечению работников СИЗ работодателю (кроме организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства) необходимо разработать локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ (далее - Порядок обеспечения работников СИЗ) с учетом особенностей структуры управления организации и требованиями Правил (п. 77 Правил).
Порядок обеспечения работников СИЗ должен включать в себя порядок выявления потребности работников в СИЗ, предупредительно-плановый характер закупки (аренды, аутсорсинга) СИЗ, порядок выдачи, эксплуатации (использования), входного контроля, хранения, ухода (обслуживания), вывода из эксплуатации и утилизации СИЗ, а также порядок информирования работников по вопросам обеспечения СИЗ (п. 78 Правил).
В порядке обеспечения работников СИЗ должно быть отражено распределение обязанностей и ответственности руководителей структурных подразделений по организации и обеспечению функционирования процесса обеспечения работников СИЗ с учетом особенностей структуры управления организации в целом (п. 79 Правил).
Порядок обеспечения работников СИЗ должен содержать требования по организации отдельных этапов процесса обеспечения работников СИЗ:
планирование потребности в СИЗ, включая подбор СИЗ;
обеспечение работников СИЗ (выдача, эксплуатация, хранение, уход (обслуживание), вывод из эксплуатации);
контроль за обеспеченностью работников СИЗ и их применением, а также анализ результатов контроля (п. 80 Правил).
Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих надлежащее оформление ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ» личных карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты и выдачу средств индивидуальной защиты Корневу С.А., суд приходит к выводу о том, что бездействие ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ», выразившиеся в нарушении норм трудового законодательства, следует признать незаконным и возложить на ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ» обязанность по оформлению личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты Корневу С.А. и выдаче средств индивидуальной защиты в установленном законом порядке.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает возможным установить срок для устранения ответчиком допущенных им нарушений - в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, что отвечает требованиям разумности и объему необходимых работ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 67, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г. Дзержинска Нижегородской области, действующего в интересах Корнева СА, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ» (№), выразившееся в необеспечении Корнева СА средствами индивидуальной защиты и неоформлении карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты.
Обязать ООО «Завод металлоконструкций ДЗМКИ» (ИНН 5260438691) оформить личную карточку учета выдачи средств индивидуальной защиты на Корнева СА (<данные изъяты>) и выдать Корневу СА средства индивидуальной защиты - в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано Нижегородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья: п/п О.Н. Юрова
Копия верна.
Судья: О.Н. Юрова
Копия верна:
Судья