УИД (номер обезличен)RS0(номер обезличен)-65
Производство № 2-2685/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2023 года г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Большаковой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бакуровой Людмилы Сергеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии
установил:
Бакурова Л.С. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на назначение пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что обратилась в отделение пенсионного Фонда Российской Федерации с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Пенсионным органом отказано в назначении пенсии досрочно, не учтены периоды проживания истца на загрязненной территории в (адрес обезличен), в связи с отсутствием документального подтверждения. Между тем, в (дата обезличена) году ею с супругом приобретен земельный участок с расположенным на нем двухэтажным домом, в котором произведена реконструкция. Истец и члены ее семьи стали проживать постоянно в указанном доме. Полагая отказ пенсионного органа в досрочном назначении пенсии незаконным, истец просила суд становить факт ее проживания с (дата обезличена) по адресу: (адрес обезличен), (адрес обезличен) признать за ней право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 3 года, обязать ответчика назначить пенсию и производить ее выплату с 18.04.2023.
В судебном заседании истец Бакурова Л.С. и ее представитель Давыдова Ю.В. исковые требования уточнили, просили признать за истцом право на снижение пенсионного возраста на 2 года и обязать ответчика назначить пенсию с даты обращения – 18.04.2023.
Представитель ответчика – Харченко Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении, по основаниям, изложенным в решении об отказе.
Представитель третьего лица – администрации Неполодского сельского поселения в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил.
Судом определено рассматривать дело в отсутствие надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, участников процесса.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Из ст. 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.
Согласно названным перечням, населенный пункт – (адрес обезличен) поименован в числе населенных пунктов, относящихся к территории с льготным социально-экономическим статусом.
Как следует из материалов дела, 18.04.2023 истец обратилась в ОПФР по Орловской области с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением ОПФР по Орловской области (номер обезличен) в установлении пенсии по старости Бакуровой Л.С. было отказано в связи с отсутствием документального подтверждения факта проживания на загрязненной территории.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, Бакурова Л.С. указывала, что (дата обезличена) года проживает в (адрес обезличен)
Согласно справки администрации Неполодского территориального управления Орловского муниципального округа, Бакурова Л.С. постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: (адрес обезличен), с (дата обезличена).
Из свидетельства о браке (номер обезличен) следует, что истец (дата обезличена) вступила в брак с Бакуровым Н.Н.
(дата обезличена) Бакуровым Н.Н. зарегистрировано право на земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, для садоводства по адресу: (адрес обезличен) (дата обезличена) за Бакуровым Н.Н. зарегистрировано право на жилое строение, с назначением нежилое, по указанному выше адресу, что следует из свидетельств о государственной регистрации права.
Решением Орловского районного суда Орловской области строение, расположенное по адресу: (адрес обезличен), признано жилым домом.
Согласно представленным квитанциям, Бакуровым Н.Н. с (дата обезличена) год вносились членские взносы.
(дата обезличена) между Бакуровым Н.Н. и ООО «Орловская региональная компания по реализации газа» заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд по адресу: (адрес обезличен)
(дата обезличена) составлен акт проверки внутридомового газового оборудования.
Кроме того, по имеющимся в материалах дела выпискам из лицевого счета видно, что в период с (дата обезличена) года по настоящее время по адресу (адрес обезличен) осуществляется начисление и уплата платежей за поставку газа и электроэнергии.
В то время как, по месту регистрации истца: (адрес обезличен), начисления за данные коммунальные услуги не производились, что также следует из представленных квитанций.
Кроме того, как следует из заявления о расторжении договора об оказании услуг связи, (дата обезличена) в связи с переездом Бакуров Н.Н. заявил об отказе от исполнения договора об оказании услуг междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», а также ЗАО «Антенна-Сервис».
Из личной карточки работника Бакуровой Л.С. следует, что адресом ее фактического проживания значился: (адрес обезличен)
Кроме того, факт проживания Бакуровой Л.С. по адресу: Орловская область, Орловский район, (адрес обезличен) совместно с супругом, сыном и матерью, подтверждается показаниями свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО15
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, их показания согласуются между собой и исследованными материалами дела.
Свидетели предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Место смерти Горюшкиной В.Д., матери истца, проживающей совместно с Бакуровыми значится (адрес обезличен), что следует из свидетельства о смерти (номер обезличен), выданного (дата обезличена).
Территория (адрес обезличен) как следует из справки Неполодского территориального управления Орловского муниципального округа и схемы градостроительного зонирования, находится в границах (адрес обезличен).
Истец просит установить факт ее проживания в (адрес обезличен) с 2008 года.
Между тем, в судебном заседании достоверно установлен факт проживания Бакуровой Л.С. в населенном пункте, относящемся к территориям радиоактивного загрязнения (адрес обезличен) в период с декабря 2009 года по настоящее время.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, стороной ответчика вопреки требованиям ст. ст. 12, 56 ГПК РФ суду в ходе рассмотрения дела представлено не было.
Доводы ответчика об отсутствии документального подтверждения факта проживания истца не могут служить основанием к отказу истцу в признании за ним права на получение льготной пенсии.
Принимая во внимание, что Бакурова Л.С. проживала в период с 2009 по дату обращения с заявлением в орган пенсионного фонда в населенном пункте, отнесенном к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о признании за ним права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на два года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 1244-1.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, в связи с чем, пенсия истцу должна быть назначена с 18.04.2023.
В соответствии ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Учитывая данные положения закона, наличие доказательств, понесенных истцом судебных расходов, исходя из положений ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом удовлетворения исковых требований, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Бакуровой Людмилы Сергеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии – удовлетворить.
Признать за Бакуровой Людмилой Сергеевной, (дата обезличена) года рождения право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Бакуровой Людмиле Сергеевне с 18.04.2023.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области в пользу Бакуровой Людмилы Сергеевны, (дата обезличена) года рождения, паспорт (номер обезличен), расходы по оплате госпошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2023 года.
Судья Ю.В. Большакова