Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-88/2023 от 28.04.2023

Дело №12-88/2023

УИД05RS0016-01-2023-000133-03

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Дагестанские Огни 25 мая 2023 года

Судья городского суда г. Дагестанские Огни

Республики Дагестан Ходжаев З.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Дагестан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей,

установил:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Дагестан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

В жалобе на указанное постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Дагестан ФИО1 просит его отменить и производство по делу прекратить. В самой жалобе заявитель также просит восстановить срок обжалования постановления.

В обосновании жалобы указала, что с инкриминируемым ей правонарушением она не согласна, вину не признает, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть привлечено к административной ответственности не иначе, как в установленном законом порядке.

ДД.ММ.ГГГГ на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подана жалоба в городской суд <адрес>, а так же заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование данного постановления.

В материалах дела сведений о направлении или вручении оспариваемого постановления ФИО1 не имеется. Административным органом доказательств направления или вручения постановления о назначении административного наказания ФИО1 не представлено.

ФИО1 и государственный инспектор в области охраны окружающей среды Республики Дагестан ФИО2, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Проверив и исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ в случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ, часть 1 статьи 30.10 КоАП РФ), в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, с обязательным извещением указанных лиц. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 3 статьи 30.3 КоАП РФ).

При этом установленный действующим законодательством срок на обжалование состоявшегося по делу постановления не является произвольным, имеет цель своевременного оспаривания постановления, и может быть восстановлен в исключительных случаях, которые действительно препятствовали подаче жалобы.

Вопрос об уважительности причины пропуска срока рассматривается индивидуально, при этом учитываются: болезненное состояние лица, отъезд в командировку, иные обстоятельства как объективного, так и субъективного характера, послужившие препятствием для обращения в суд с жалобой.

Судьей установлено, что постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Дагестан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Как следует из материалов дела, обжалуемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, сведений о направлении постановления ФИО1 материалы дела не содержат, а жалоба подана в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Заинтересованные лица самостоятельно и по своему усмотрению решают, воспользоваться им правом на обращение в суд в пределах установленных действующим законодательством сроков, а так же определяются с волеизъявлением на обращение в соответствующий суд.

Законодательство Российской Федерации, вводя сроки подачи жалоб, устанавливает, тем самым, баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений, с одной стороны, и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим возможность восстановления и защиты нарушенных или оспариваемых прав, с другой.

Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ восстановление срока обжалования постановления является правом, а не обязанностью судьи.

Таким образом, с учетом имеющихся материалов дела, нахожу ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Дагестан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 УУП ОМВД РФ по <адрес> старшим лейтенантом полиции ФИО3, с участием самой ФИО1, составлен протокол об административном правонарушении <адрес>, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 35 минут по <адрес> гражданка ФИО1 осуществляла слив канализационных стоков в неустановленное для этого место, а именно в городскую ливневую систему, что свидетельствует о нарушении требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды».

В подтверждение факта нарушения приложены рапорт УУП ОМВД России по <адрес> старшего лейтенанта полиции ФИО4 на имя Врио начальника ОМВД РФ по <адрес> и фотоматериалы.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о направлении либо вручении данного определения ФИО1 материалы дела не содержат.

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Дагестан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что ФИО1 не извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, данное постановление вынесено в ее отсутствие.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлекли нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и повлияли на законность принятых по делу актов.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 названного Кодекса, составляет один год.

Частью 2 данной статьи установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Таким образом, в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ и на дату рассмотрения жалобы ФИО1 не истек.

Статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускает ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, указанных в пункте 4 этой нормы, предусматривающей возможность вынесения решения об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.6 и пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд,

решил:

Восстановить ФИО1 срок на подачу жалобы на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Дагестан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей, отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение государственному инспектору в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через городской суд <адрес> в течении десяти дней со дня вручения или получения копии решения суда.

Судья ФИО5

12-88/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Рамазанова Майя Ибрагимовна
Суд
Городской суд г. Дагестанские Огни Республики Дагестан
Судья
Ходжаев Зейфулла Зиядханович
Статьи

ст.20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
dagogni-gs--dag.sudrf.ru
28.04.2023Материалы переданы в производство судье
25.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее