Мировой судья судебного участка № 1 Дело № 5-114/2024/1
Магаданского судебного района № 12-137/2024
Магаданской области
Харченко В.В.
Р Е Ш Е Н И Е
26 июня 2024 года город Магадан
Судья Магаданского городского суда Магаданской области Ли А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника публичного акционерного общества «Магаданский морской торговый порт» на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Магаданского судебного района Магаданской области от 17.04.2024 по делу № 5-114/2024/1 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица
публичного акционерного общества «Магаданский морской торговый порт», ИНН 4909047613, ОГРН 10249009585565, расположенного по адресу: г. Магадан, Портовое ш., зд. 211, пом. 13, сведения о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений в материалах дела отсутствуют,
с участием помощника Магаданского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры ФИО5., предъявившего служебное удостоверение № от 01.08.2023, которому судьей разъяснены права, предусмотренные ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
заявлений, ходатайств не поступило, отводов не заявлено,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Магаданского судебного района Магаданской области от 17.04.2024 по делу № 5-114/2024/1 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПАО «ММТП» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., в связи с тем, что официальный сайт ПАО «ММТП» с URL-адресом http://magadanport.ru не содержит гиперссылки для перехода на версию для инвалидов по зрению (слабовидящих).
Не согласившись с постановлением, защитник ПАО «ММТП» обратился в Магаданский городской суд с жалобой, просил оспариваемое постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствие события административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что доказательства осуществления ПАО «ММТП» деятельности в области предоставления социальных, инженерных и транспортных услуг, а равно эксплуатацию ПАО «ММТП» объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, отсутствуют. Кроме того, документы национальной системы стандартизации подлежат применению на добровольной основе, и не являются императивными.
Для рассмотрения дела законный представитель юридического лица и его защитник не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Руководствуясь положениями ст. 25.1, ст. 25.4, ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд постановил рассмотреть жалобу на постановление о назначении административного наказания в отсутствие законного представителя юридического лица и его защитника, признав их явку необязательной.
Прокурор при рассмотрении дела просил оставить постановление мирового судьи без изменения, жалобу юридического лица – без удовлетворения. Полагал, что поскольку ПАО «ММТП» является субъектом естественных монополий, осуществляющим деятельность в сфере услуг в морских портах, обязано размещать на своем сайте информацию о деятельности общества, оказываемых услугах. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» обязано обеспечить условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной, транспортной инфраструктуры и к предоставляемым им услугам, в том числе и к информации, имеющейся на сайте Общества. Одним из видов деятельности Общества является образовательная деятельность. Имеется соответствующая лицензия, следовательно, Общество в своей деятельности должно руководствоваться Законом об образовании. Согласно ГОСТу на сайте должна быть предусмотрена версия для слабовидящих, при этом ГОСТ для образовательных организаций является обязательным.
На основании ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Выслушав прокурора, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, прихожу к выводу, что оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 1 Магаданского судебного района Магаданской области от 17.04.2024 не имеется в связи со следующим.
В соответствии со ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) устанавливает правило о недопущении ущемления прав граждан по признаку инвалидности (ст. 3.1).
В соответствии со ст. 2 указанного закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Право на информацию является важнейшим конституционным правом, определяющим возможность получать свободно сведения о явлениях реальной деятельности, объективного мира для наиболее полной реализации иных своих прав и свобод.
Доступ инвалидов к информации является одним из элементов и направлений государственной политики в сфере обеспечения достойного уровня жизни для лиц с ограниченными возможностями.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (ч. 2 данной статьи).
Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006, подписанная от имени Российской Федерации 24.09.2008.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
В целях реализации требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принят национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет- ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» (утвержден и введен в действие Приказом Госстандарта от 29.08.2019 № 589-ст).
Указанный стандарт содержит требования к доступности информации, представленной в электронно-цифровой форме, для широкого круга пользователей с ограничениями жизнедеятельности. Требования стандарта учитывают широкий спектр расстройств функций организма и связанные с ними ограничения жизнедеятельности, в том числе: нарушение зрения.
Требования стандарта распространяются на доступность человеко- ориентированных интерфейсов информационных ресурсов и программного обеспечения на стационарных и переносных компьютерах, планшетах, мобильных устройствах, а также на иных устройствах чтения, ввода, просмотра, воспроизведения информации в электронно-цифровой форме.
Требования стандарта относятся не только к ресурсам, размещенным в глобальной сети Интернет, но и к электронно-цифровой информации, распространяемой в сетях передачи данных предприятий, организаций и сообществ, пользователями которых могут оказаться люди с инвалидностью или люди преклонного возраста. Требования стандарта изложены в форме принципов и положений, а критерии их выполнения представлены в виде проверяемых утверждений, не привязанных к определенной информационной технологии.
В стандарте требования и рекомендации распространяются не только на доступность веб-контента, но и на доступность любой информации, представленной в электронно-цифровой форме, для взаимодействия с которой используются те же самые или схожие технологии. По этой причине для целей настоящего стандарта был выбран более общий термин, а именно «доступность цифрового контента».
ГОСТ Р 52872-2019 предусматривает альтернативную версию для инвалидов по зрению. Для полноценного доступа инвалидов по зрению к Интернет-ресурсам необходимо предоставить текстовую версию любого нетекстового контента так, чтобы ее можно было преобразовать в другие формы, необходимые пользователям, например, увеличенный шрифт, шрифт Брайля, речь, специальные знаки или упрощенный язык.
Для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, к которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо предусмотреть версию сайта, имеющую минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что ПАО «ММТП» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является транспортная обработка грузов, кроме того, общество занимается такими видами деятельности, как рыболовство, строительство кораблей, судов и лодок, розничная торговля рыбой, морепродуктами и прочими пищевыми продуктами в магазинах; деятельностью по морскому грузовому транспорту, хранению и складированию грузов, транспортной обработкой контейнеров и грузов; деятельностью, связанной с перевозками; деятельностью биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих сделки в биржевой торговле; образовательной лицензируемой деятельностью; погрузочно-разгрузочной деятельностью; деятельностью по осуществлению буксировок морским транспортом и пр.
Юридическое лицо ПАО «ММТП» имеет официальный сайт с адресом http://magadanport.ru/.
22.03.2024 Магаданской транспортной прокуратурой проведен мониторинг официального сайта ПАО «ММТП».
В соответствии с актом от 22.03.2024, составленным по итогам мониторинга сайта, помощником прокурора сделаны запросы: «Официальный сайт ПАО «ММТП» в поисковых строках на страница Поисковых систем в Интернете lllps7/www.google.ru, https://mail.ru, https://yandex.ru, https://www.rambler.ru/ открывается официальный сайт ПАО «ММТП» с URL-адресом: hnpi7magadanport.ru/.
При вводе в браузере строки http://magadanport.ru/ установлено, что страница содержит логотип (уникальный графический знак), который используется для узнавания бренда и является ключевым элементом фирменного стиля юридического лица - ПАО «ММТП».
На главной странице с URL-адресом: http://magadanport.ru/ имеются активные вкладки: «Меню», «Обратная связь», «О порте», «Раскрытие информации», «Закупки», «Клиентам», «Акционерам», «Карьера», «Статус контейнера», «График подхода судов», «Режим работы», «Новости», «Партнеры», «Политика конфиденциальности».
При просмотре официального сайта ПАО «ММТП» с URL-адресом http://magadanport.ru/ установлено, что данный сайт не содержит гиперссылки для перехода на версию для инвалидов по зрению (слабовидящих), что не дает возможности полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронного ресурса и затрудняет их доступ к размещенной информации.
Таким образом, юридическим лицом ПАО «ММТП» не приняты меры по исполнению требований к обеспечению доступности для инвалидов к информации, представленной в электронно-цифровой форме.
Доказательствами, подтверждающим вину ПАО «ММТП» в совершении административного правонарушения, при рассмотрении дела мировым судьей признаны: - постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 26.03.2024, - рапорт старшего помощника прокурора Магаданского транспортного прокурора ФИО6. от 22.03.2024, - актом осмотра официального сайта ПАО «ММТП» от 22.03.2024 с приложениями и фототаблицами, из которых следует, что на момент проведения осмотра на официальном сайте ПАО «ММТП» отсутствует гиперссылка для перехода на версию для инвалидов по зрению (слабовидящих), - представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями и инвалидам от 22.03.2024; - акт осмотра официального сайта ПАО «ММТП» от 26.03.2024 с фототаблицей; - выписка ЕГРЮЛ ПАО «ММТП», - информация о тарифах на погрузку и выгрузку, хранение грузов, осуществляемые ПАО «ММТП».
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оценив представленные по делу доказательства, прихожу к выводу, что мировым судьей дана правильная оценка совокупности собранных по делу доказательств, с установлением всех юридически значимых обстоятельств совершения административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ПАО «ММТП» в его совершении.
Всем составленным в отношении ПАО «ММТП» процессуальным документам, а также иным материалам дела дана надлежащая правовая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и в своей совокупности достаточности, как для установления вины ПАО «ММТП», так и для установления законности его привлечения к административной ответственности.
Оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении данного дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы мирового судьи, не имеется.
При указанных обстоятельствах деяние ПАО «ММТП» правильно квалифицировано по ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что ПАО «ММТП» не относится к объектам транспортной, инженерной или социальной инфраструктуры, и на него не распространяется действие ГОСТ Р 52872-2019, отклоняются судом в силу следующего.
Как установлено пп. «г» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе морские терминалы, акватории морских портов.
В ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дается понятие основным терминам, согласно п. 7 которой под морским терминалом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров; при этом оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров (п. 8).
Согласно ч. 1 ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
Из представленных в деле документов следует, что основным видом деятельности ПАО «ММТП» является транспортная обработка грузов, исходя из тарифов – погрузка, выгрузка и хранение грузов, предоставление причалов для стоянки судна без производства грузовых операций, услуги буксировки, что свидетельствует о том, что ПАО «ММТП» является транспортной организацией, а в целом морской порт – объектом транспортной инфраструктуры.
Кроме того, согласно выписке ЕГРН одним из дополнительных видов деятельности ПАО «ММТП» является деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки (код ОКВЭД 85.42.9). 03.07.2019 ПАО «ММТП» выдана лицензия № 647 (серия 49Л01 № 0000578) на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии (дополнительное профессиональное образование).
10.01.2019 и.о. генерального директора ПАО «ММТП» утверждено Положение об учебном подразделении ПАО «ММТП» (учебно-курсовой комбинат), согласно п. 1.5 которого в своей деятельности УКК руководствуется действующим законодательством, руководящими документами, в том числе Министерства образования.
Основными задачами деятельность УКК являются профессиональное обучение: подготовка новых рабочих; переподготовка (переобучение) рабочих; обучение рабочих вторым (смежным) профессиям; организация обучения по программам дополнительного профессионального образования (п. 2.1 Положения).
Согласно Правилам приема в УКК ПАО «ММТП» обучающихся по программам профессионального обучения (профессиональная подготовка и повышение квалификации), утвержденным генеральным директором ПАО «ММТП», Правила разработаны в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» (п. 1.1). Все поступающие в УКК ПАО «ММТП» на обучение по программам повышения квалификации, программам профессионального обучения пользуются равными правами и обязанностями, независимо от социального происхождения и имущественного положения. Ограничения допускаются только по медицинским противопоказаниям в соответствии с существующими нормативными документами, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ (п. 1.4).
Лица, претендующие на зачисление, принимаются на обучение на основании заявления, заявок работодателей в соответствии с договорами, заключаемыми с юридическими или физическими лицами с оплатой стоимости обучения (п. 2.1). Прием и рассмотрение заявок работодателей на обучение по программам повышения квалификации, программам профессионального обучения осуществляется в течение всего календарного года (п. 2.2.).
11.03.2021 генеральным директором ПАО «ММТП» утверждено Положение о порядке отчисления, восстановления и перевода обучающихся УКК (учебно-курсового комбината) ПАО «ММТП».
Указанное свидетельствует о том, что ПАО «ММТП» оказывает образовательные услуги не только рабочим ПАО «ММТП», но и иным физическим и юридическим лицам на основании заявления или заявки работодателей на платной основе по договору.
В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) раскрываются основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе: образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ (п. 17); организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19).
Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Согласно пп. «д» п. 4 указанного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
Из чего следует, что сайт ПАО «ММТП», оказывающего, в том числе и образовательные услуги, должен быть адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих), а, значит, иметь ссылку на версию для слабовидящих.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности ПАО «ММТП», как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
Административное наказание назначено мировым судьей с учетом характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность ПАО «ММТП» обстоятельств, в пределах санкции статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что согласуется с требованиями статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены.
Дело рассмотрено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с соблюдением правил подсудности.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, поскольку мировым судьей не нарушены нормы процессуального права при рассмотрении настоящего дела, которые в силу ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются основанием к отмене или изменению постановления, правовых оснований к пересмотру обжалуемого постановления мирового судьи по доводам жалобы и материалам административного дела не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Магаданского судебного района Магаданской области от 17.04.2024 по делу № 5-114/2024/1 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица публичного акционерного общества «Магаданский морской торговый порт» оставить без изменения, а жалобу защитника публичного акционерного общества «Магаданский морской торговый порт» - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в Девятый кассационный суд общей юрисдикции лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.
Судья А.В. Ли
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>