Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-119/2024 (2-1240/2023;) ~ М-1595/2023 от 04.12.2023

Д. № 2-119/2024

89RS0013-01-2023-001942-07

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 февраля 2024 года                             г. Губкинский ЯНАО

Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Скусинец Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Сташкевич А.А.,

с участием: истца Казачкова В.Д., представителя истца Ибрагимова Ф.М.,

представителя ответчика Стадничук Е.В., действующей на основании доверенности от 12 января 2024 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казачкова В.Д. к Управлению по труду и социальной защите населения Администрации города Губкинского о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить государственную услугу,

УСТАНОВИЛ:

Казачков В.Д. обратился в суд с административным иском к Управлению по труду и социальной защите населения Администрации г. Губкинский о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности предоставить данную государственную услугу.

В обоснование исковых требований указано, что с июня 2023 года он постоянно проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено ему Администрацией г. Губкинский в связи с изъятием аварийного жилого помещения по адресу: <адрес>. Он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по квартире, в которой в настоящее время проживает, предоставив необходимые документы. Однако в предоставлении субсидии ему было отказано, в связи с отсутствием регистрации в жилом помещении, в котором он проживает. Истец полагает данное решение ответчика незаконным, поскольку он постоянно проживает в предоставленном ему жилом помещении, несет расходы на его содержание. В связи с указанным истец обратился в суд с настоящим иском.

Истец Казачков В.Д. и его представитель Ибрагимов Ф.М. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Стадничук Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, полагала оспариваемое решение законным и обоснованным, поскольку принято на основании предоставленных истцом документов.

Третье лицо Администрация г. Губкинский, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Казачков В.Д. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 23-24).

Постановлением Администрации г. Губкинский от 5 ноября 2019 года № 1689 многоквартирный дом в микрорайоне признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно акту сдачи квартиры от 19 июня 2023 года, Казачков В.Д. сдал вышеуказанное жилое помещение представителю Администрации г. Губкинский (л.д. 12).

На основании договора найма жилого помещения от 2 июня 2023 года № , заключенного между НК «Фонд жилищного строительства ЯНАО» и Казачковым В.Д., последнему предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, что также подтверждается актом приема-передачи жилого помещения от 2 июня 2023 года (л.д. 89-94).

Согласно п. 1.2 указанного договора, указанное жилое помещение предоставлено истцу в связи со сносом и расселением жилого дома № микрорайона г. Губкинский, в котором находится жилое помещение № , принадлежащее истцу на праве собственности.

Указанным договором также предусмотрена обязанность Казачкова В.Д. по оплате предоставленного жилого помещения (раздел 7).

Также из материалов дела следует, что Казачков В.Д. нигде не работает, с 2003 года имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>. (л.д. 37, 41-42).

Также Казачков В.Д. является получателем субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с 2019 года (л.д. 95-98).

30 октября 2023 года Казачков В.Д. обратился в Управление по труду и социальной защите населения Администрации г. Губкинский с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по квартире по адресу: <адрес> (л.д. 69-71).

Решением от 2 ноября 2023 года Управлением по труду и социальной защите населения Администрации г. Губкинский истцу Казачкову В.Д. отказано в предоставлении субсидии со ссылкой на отсутствие регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 66, 67-68).

Между тем, указанное решение ответчика является ошибочным в силу следующего.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ст. 39 Конституции РФ).

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Статьей 159 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса РФ, членов семьи собственника – в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РФ.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии с п. п. 3 и 4 Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

В соответствии с п. п. 20 и 21 указанных Правил, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты). Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 23 Правил, при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле.

Таким образом, положения статьи 159 Жилищного кодекса РФ, Правил связывают право на меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не с фактом регистрации заявителя в жилом помещении, а с его постоянным проживанием (местом жительства) в жилом помещении, в отношении которого он несет расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

При этом в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I).

Частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Абзацем 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса РФ, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года).

По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела в качестве свидетелей опрошены ФИО и ФИО1., которые пояснили, что на протяжении длительного времени знакомы с Казачковым В.Д., который с июня 2023 года постоянно проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено Казачкову В.Д. в связи с переселением из аварийного жилья.

Свидетель ФИО также пояснил, что помогал Казачкову В.Д. переезжать из аварийного жилья во вновь предоставленное жилое помещение в июне 2023 года, жилое помещение по адресу: <адрес>, в настоящее время опечатано, в нем никто не проживает.

Показания свидетелей подтверждаются рапортом участкового, согласно которому установлено, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, никто не проживает. Также участковым установлено, что Казачков В.Д. проживает по адресу: <адрес> (л.д. 39).

Сведений о том, что истец имеет иное жилое помещение для постоянного проживания, материалы дела не содержат.

Согласно пояснениям истца, он не имеет возможности зарегистрироваться в жилом помещении по адресу: <адрес>, поскольку данный многоквартирный дом не поставлен на кадастровый учет.

В разделе II Правил установлен перечень документов, которые заявители представляют с заявлением о предоставлении субсидии.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии, граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием следующих сведений в заявлении:

а) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

Положения Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761, не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам, являющимися нанимателями жилых помещений.

Приведенные нормы предусматривают предоставление субсидии гражданам, имеющим на нее право, для оплаты жилого помещения, в котором они постоянно проживают и пользуются им.

В ходе рассмотрения дела установлено, что при подаче заявления на получение субсидии Казачковым В.Д. представлены копии документов, подтверждающие основания проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, а также документы, подтверждающие несение расходов по оплате коммунальных услуг по данному жилому помещению.

Указанное свидетельствует о том, что Казачков В.Д. является потребителем коммунальных услуг. Задолженности по их оплате он не имеет. В настоящее время он проживает в спорном жилом помещении на законных основаниях.

Таким образом, совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств достоверно установлено, что с июня 2023 года Казачков В.Д. постоянно проживает по адресу: <адрес>.

Несмотря на то, что у Казачкова В.Д. отсутствует регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении, расположенном в многоквартирном доме, который в настоящее время не поставлен на кадастровый учет, указанное не может ограничивать право граждан, проживающих в таких жилых помещениях, на социальную выплату в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Иных обстоятельств, препятствующих назначению Казачкову В.Д. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не установлено и на наличие таких обстоятельств ответчик не ссылался.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что условия для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Казачковым В.Д. соблюдены, поскольку он относится к категории граждан, имеющих право на получение данной субсидии, проживает в жилом помещении на законных основаниях и является потребителем коммунальных услуг, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение социальной выплаты.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение ответчика от 2 ноября 2023 года нельзя признать законным и обоснованным.

Поскольку судом установлены все юридически значимые обстоятельства по настоящему делу, суд находит возможным удовлетворить требование истца и признать за Казачковым В.Д. право на получение социальной выплаты в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761.

Поскольку в судебном заседании установлено право истца на указанную выплату, то на ответчика подлежит возложению обязанность предоставить Казачкову В.Д. меру социальной поддержки в виде субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренную Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761, исходя из даты подачи заявления 30 октября 2023 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Казачкова В.Д. (паспорт ) к Управлению по труду и социальной защите населения Администрации города Губкинского (ИНН 8911016056) – удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления по труду и социальной защите населения Администрации г. Губкинский от 2 ноября 2023 года об отказе Казачкову В.Д. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения.

Обязать Управление по труду и социальной защите населения Администрации города Губкинского предоставить Казачкову В.Д. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, с даты обращения Казачкова В.Д. в Управление по труду и социальной защите населения Администрации г. Губкинский с заявлением 30 октября 2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Губкинский районный суд ЯНАО.

Председательствующий: подпись                        Е.В. Скусинец

Решение в окончательной форме изготовлено 6 февраля 2024 года.

«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи _________________________________________________________(наименование должности работника суда, инициалы, фамилия)«____»______________________20___ г.

2-119/2024 (2-1240/2023;) ~ М-1595/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Казачков Владимир Дмитриевич
Ответчики
Управление по труду и социальной защите населения Администрации г. Губкинского
Другие
Администрация г. Губкинский
Ибрагимов Фахрад Магсудович
Суд
Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Скусинец Елена Владимировна
Дело на странице суда
gubkinskiy--ynao.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация административного искового заявления
04.12.2023Передача материалов судье
11.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
11.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
11.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
06.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2024Дело оформлено
07.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее