№
УИД 61RS0№-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2023 года сл. Кашары Ростовской области
Миллеровский районный суд Ростовской области
под председательством судьи Якуниной С. А.,
при секретаре Федоренко О. Н.,
с участием помощника прокурора Кашарского района Сбродова А. И.,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кашарского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Вяжинского сельского поселения Кашарского района Ростовской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования: ФИО10 об обязании постановки на учет бесхозяйного сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кашарского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику об обязании постановки на учёт бесхозяйного сооружения, обосновав требования тем, что прокуратурой Кашарского района во исполнение приказа прокурора Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» проведена проверка правил распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, в ходе которой выявлены нарушения земельного законодательства, законодательства о муниципальном контроле.
По результатам проведенной проверки установлено, что администрацией Вяжинского сельского поселения Кашарского района в нарушение норм федерального законодательства не приняты меры по организации постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества: гидротехнического сооружения по типу «плотина пруда балочного», расположенного на территории поселения.
Согласно п. 1 ст. 8 «Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
При этом, согласно п.п. 7 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей относится к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В силу п. 3 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались».
В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.
Согласно п. 4 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
- прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
- проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
- внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В силу п. 9 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Статья 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регламентирует, что безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Прокуратурой района в ходе проверки установлено следующее.
Согласно реестру бесхозяйных гидротехнических сооружений Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>, информации администрации Вяжинского сельского поселения Кашарского района, на территории Вяжинского сельского поселения Кашарского района имеется бесхозяйное гидротехнические сооружения: «плотина водохранилища балочного «<данные изъяты>»», расположенная по адресу: <адрес> сельское поселение, 2 км на северо-восток от <адрес>; «плотина пруда балочного», расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> сельское поселение, 3 км на восток от <адрес>; «плотина пруда балочного», расположенная по адресу: <адрес>, Вяжинское сельское поселение, 1 км на восток от <адрес>
Указанные объекты является бесхозяйными, поскольку собственник недвижимого имущества не определен, сведений о том, что гидротехническое сооружение находится на балансе не имеется, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о данном объекте недвижимости отсутствуют, в реестре муниципальной собственности органов местного самоуправления Кашарского района спорное недвижимое имущество не состоит, вследствие чего, контроль за его техническим состоянием и обеспечение безопасности гидротехнического сооружения никто не осуществляет. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, как бесхозяйного имущества.
Таким образом, сотрудниками администрации Вяжинского сельского поселения, в нарушение ст. 225 ГК РФ, процедура постановки указанного гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйного имущества не проводилась.
Изложенное подтверждает длительное непринятие мер должностными лицами администрации Вяжинского сельского поселения к урегулированию правоотношений по вопросу оформления бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения в целях его надлежащего учета и обеспечения безопасности неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Сбродов А. И., исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика – глава Вяжинского сельского поселения ФИО6, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, мотивируя тем, что постановка на учет объектов требует существенного финансирования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - <данные изъяты> в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания; представлено заявление о слушании дела в его отсутствие, а также отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - <данные изъяты> надлежаще извещен о судебном заседании, представлено заявление о слушании дела в его отсутствие, а также отзыв на исковое заявление.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
В соответствии с Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ) определяет понятие таких сооружений, в которым плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Статья 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регламентирует, что безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия, а под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Установленные ст. 9 Закона N 117-ФЗ меры обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
В силу п. 3 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались».
Согласно п. 5 указанного п. 9 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
П. 9 указанного Приказа определяет: принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
При рассмотрении дела судом установлено, что «плотина водохранилища балочного «Вяжинское»», расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> сельское поселение, 2 км на северо-восток от <адрес>; «плотина пруда балочного», расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> сельское поселение, 3 км на восток от <адрес>; «плотина пруда балочного», расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> сельское поселение, 1 км на восток от <адрес> являются бесхозяйными гидротехническими сооружениями. Данный факт подтверждается письмом Главы Администрации <адрес> <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №, а также письмом исполняющего обязанности Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № № с приложением реестра бесхозяйных гидротехнических сооружений.
При таких обстоятельствах суд учитывает, что указанные гидротехнические сооружения расположены в административных границах <адрес> сельского поселения Кашарского района, что влечет за собой для администрации поселения обязанность обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества, в соответствиями с положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ для постановки его на учет.
Кроме того, суд принимает во внимание отзыв привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющие самостоятельные требования: Северо<данные изъяты>, в соответствии с которым орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, в связи с чем заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.
Суд, исследовав совокупность доказательств, приходит к выводу, что требования, заявленные истцом являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кашарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вяжинского сельского поселения Кашарского района Ростовской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования: <данные изъяты> об обязании постановки на учет бесхозяйного сооружения – удовлетворить.
Обязать администрацию Вяжинского сельского поселения Кашарского района Ростовской области (ИНН №, ОГРН №) в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнические сооружения:
«плотина пруда балочного», расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> сельское поселение, 2 км на северо-запад от <адрес>;
«плотина водохранилища балочного «<адрес>»», расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> сельское поселение, 2 км на северо-восток от <адрес>;
«плотина пруда балочного», расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> сельское поселение, 3 км на восток от <адрес>;
«плотина пруда балочного», расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> сельское поселение, 1 км на восток от <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Миллеровского районного суда С.А.Якунина
Решение в окончательной форме изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ года