Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-123/2024 ~ М-16/2024 от 15.01.2024

    № 2-123 /2024 г.

УИД : 44RS0014-01-202-000021-68

    РЕШЕНИЕ

                                              Именем Российской Федерации

11 марта 2024 года                                   п. Островское

Островский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Белоглазова В.С., с участием представителя истца Звоновой А.А.,

ответчика Гарбуза В.И.,

при секретаре Мазиной И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Гарбузу В.И. о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,

установил:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с иском к Гарбузу В.И. о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия. требования обоснованы тем, что в соответствии с постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» здание «Лавка торговая, 1910-е гг.» (<адрес>) является объектом культурного наследия регионального значения (далее - Объект). Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости указанному Объекту с кадастровым присвоен <адрес>

Приказом Минкультуры России от 15.10.2015 № 9264-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный .

В соответствии с выпиской из ЕГРН нежилое здание (Объект) находится в собственности гражданина Гарбуза В.И. с 05.06.2002.

Актом технического состояния Объекта от 16.11.2023 № 167/РП-2023 установлено, что Объект требует проведения работ по его сохранению.

Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению Объекта не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг в орган охраны объектов культурного наследия не поступало.

Пользователем Объекта игнорируются требования законодательства о проведении работ по сохранению Объекта. В свою очередь, Объект требует принятия мер по его сохранению.

Указанные обстоятельства являются основанием для обращения Инспекции с настоящим исковым заявлением о понуждении ответчика исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит суд обязать Гарбуза В.И. исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Лавка торговая, 1910-е    гг.», расположенного по <адрес>, в натуре, а именно: организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в срок до 30.06.2025; организовать выполнение работ по сохранению Объекта, в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной в установленном законодательством порядке, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в срок до 30.11.2026; установить информационную надпись на Объект в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом (макетом) в срок до 30.06.2025.

В судебном заседании представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Звонова А.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Гарбуз В.И. в судебном заседании пояснил, что с иском не согласен. Представители инспекции с ним не встречались, данный вопрос не обсуждали. Он знал, что это здание – памятник архитектуры. Согласно перечню объектов оно изначально значилось как амбар, потом уже стало называться «торговая лавка». Спорное здание он содержит в надлежащем состоянии. Он приобрел данное здание под магазин в 2002 году у коммунальной службы, они использовали его как магазин детского питания «Молочная кухня». До покупки здание не функционировало несколько лет. Крыша была шиферная, вся прогнила, под ней находилась старая дранка. Внутрь здания текла вода, стены промокли, пол сгнил, печь была разрушена. Он занялся ремонтом здания. Поменял крышу на железную. Сделал ремонт внутри здания, провел водопровод. Фасадную сторону здания обложил красным кирпичом, похожим на старинный. В планах у него и боковые стены обложить кирпичом. Заменил деревянные двери на железные. Укрепил фундамент. Ремонтные работы требовали больших финансовых затрат. Он обращался в Инспекцию по охране культурного наследия за финансовой помощью. Но работники Инспекции ему сказали, что они не оказывают финансовую поддержку на ремонт подобных зданий. Сказали, чтобы своими силами сохранял объект. Здание функционирует, стены целы, ничего не разрушено. Он без проектной документации сохраняет этот объект в надлежащем состоянии. Он не согласен с составлением проектной документации и выполнением работ по ней. Информационную табличку он установит.

        Администрация Островского муниципального округа представителя в судебное заседание не направила, просили рассмотреть дело без участия представителя.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия являются Особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля (надзора) за проведением работ.

При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (ч. 1 ст. 47.3 названного Федерального закона).

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» здание «Лавка торговая, 1910-е гг.» (<адрес>) является объектом культурного наследия регионального значения.

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости указанному Объекту (кадастровый ) присвоен <адрес>

Приказом Минкультуры России от 15.10.2015 № 9264-р объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный .

В соответствии с выпиской из ЕГРН нежилое здание (Объект) находится в собственности гражданина Гарбуза В.И. с 05.06.2002.

Актом технического состояния объекта культурного наследия от 16.11.2023 № 167/РП-2023 установлено, что объект культурного наследия требует проведения работ по его сохранению. Оконные проемы столярные, наблюдается утрата окрасочного слоя деревянных оконных рам. Наблюдается выветривание раствора из швов цоколя, деструкция кирпичной кладки. Отмостка отсутствует. Со стороны боковых фасадов наблюдается утрата окрасочного слоя, деструкция кирпичной кладки, выветривание раствора из швов.

В соответствии с законом собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект.

Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению Объекта не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг в орган охраны объектов культурного наследия не поступало.

Пользователем объекта культурного наследия игнорируются требования законодательства о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия. В свою очередь, объект культурного наследия требует принятия мер по его сохранению.

Указанные обстоятельства являются основанием для обращения Инспекции с настоящим исковым заявлением о понуждении ответчика исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия.

Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого ответчиком на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно подп. 3 п. 3 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 данного Федерального закона.

В силу ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В соответствии со ст. 47.1 Федерального закона N 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные п.п. 1-3, п.1 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.

Таким образом, собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

Статьей 27 Закона N 73-ФЗ установлено, что на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, согласно требованиям действующего законодательства, возлагается на собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия.

Однако эти требования ответчиком выполнены не были.

Таким образом, в рамках рассмотрения спора установлено, что ответчиком выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия до настоящего времени не организовано. Доказательств, свидетельствующих о проведении строительных работ в полном объеме и в соответствии с требованиями действующего законодательства суду не представлено.

Статьей 7 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.

Исходя из совокупности норм права, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе N 73-ФЗ, правомочия пользователя обременены его обязанностью провести работы по сохранению объекта культурного наследия.

Учитывая, что ответчиком до настоящего времени в полном объеме работы по сохранению объекта культурного наследия не проведены, что может привести к его утрате, суд считает требования истца в отношении ответчика подлежащими удовлетворению, установленный срок истцом для проведения заявленных мероприятий является обоснованным и достаточным для их проведения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Гарбузу В.И. удовлетворить.

Обязать Гарбуза В.И. исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Лавка торговая, 1910-е    гг.», расположенного по <адрес>, в натуре, а именно:

-организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Лавка торговая, 1910-е гг.», расположенного по <адрес>, в срок до 30.06.2025;

- организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Лавка торговая, 1910-е гг.», расположенного по <адрес>, в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной в установленном законодательством порядке, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в срок до 30.11.2026;

-установить информационную надпись на объект культурного наследия регионального значения «Лавка торговая, 1910-е гг.», расположенный по <адрес>, в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом (макетом) в срок до 30.06.2025.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Островский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Судья-                                                                                  В.С.Белоглазов

Решение принято в окончательной форме 13 марта 2024 г.

2-123/2024 ~ М-16/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области
Ответчики
Гарбуз Владимир Иванович
Другие
Администрация Островского муниципального округа
Суд
Островский районный суд Костромской области
Судья
Белоглазов Владимир Сергеевич
Дело на сайте суда
ostrovsky--kst.sudrf.ru
15.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2024Передача материалов судье
16.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2024Подготовка дела (собеседование)
02.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
13.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2024Дело оформлено
17.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее