Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-197/2024 от 07.03.2024

Дело № 12-197/2024

УИД 04RS0007-01-2024-001233-34

                        РЕШЕНИЕ

17 апреля 2024 года                                                                                 г. Улан-Удэ

Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Баторова Д.А., при секретаре Дашиянжибон Э.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу РГУ "Центр социальной поддержки населения" на постановление от 27.02.2024 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении РГУ "Центр социальной поддержки населения",

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отделения ОСП по ВАП г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Цыбеновой Б.Ц. от 27.02.2024 РГУ «Центр социальной поддержки населения» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

РГУ «Центр социальной поддержки населения», не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось с жалобой в суд, в которой просит отменить оспариваемое постановление, вынесенное в отношении заявителя, на основании протокола об административном правонарушении от 15.02.2024 ..., прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ссылаясь на постановление Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 № 102 (далее Положения), указывая, что действующим законодательством определено, что РГУ "Центр социальной поддержки населения" не обладает полномочиями, позволяющими самостоятельно исполнить решение суда о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, т.е. предотвратить наступление неблагоприятных последствий своего действия (бездействия), в связи с чем отсутствует вина РГУ «ЦСПН». Вместе с тем, с целью обеспечения исполнения решения суда РГУ «ЦСПН» приняты установленные законом меры направленные на выделение бюджетных ассигновании на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта РФ.

В судебное заседание представитель РГУ «Центр социальной поддержки населения» не явился, извещены надлежащим образом, представитель Дырхеев Д.Д.-Н. направил ходатайство о рассмотрении в их отсутствие.

В судебном заседании ОСП по ВАП г.Улан-Удэ УФССП России по РБ представителя не направил, извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.

В судебное заседание Загдажапова Р.Б. не явилась, извещена надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Статьей 46 (часть 1) Конституции РФ гарантировано право каждого на судебную защиту его прав и свобод. Исполнение судебного решения является неотъемлемым элементом судебной защиты, и возлагает на государство обязанность по созданию работоспособных и эффективных организационно-правовых механизмов своевременного и полного исполнения судебных актов.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает обязательность вступивших в законную силу судебных актов для всех без исключения субъектов права: в силу частей 1 и 2 его статьи 6 такие судебные акты подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а неисполнение постановления суда, как и иное проявление неуважения к суду, влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Согласно ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, который в своей практике также исходит из понимания исполнения судебного решения как неотъемлемого элемента права на суд и признает, что нарушение этого права может приобрести форму задержки исполнения решения.

Когда субъектами исполнения судебных решений являются государство и входящие в его состав публично-территориальные образования, которые призваны обеспечивать реализацию функций публичной власти в соответствующих территориальных пределах (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) и в силу этого связаны необходимостью использования имеющихся в их распоряжении материальных и финансовых средств на цели осуществления возложенных на них полномочий.

Конституционным Судом РФ указано в вопросе об исполнении судебных решений по искам к казне Российской Федерации, вынесение подобных актов порождает коллизию между такими конституционными ценностями, как своевременность и полнота исполнения судебного решения, с одной стороны, и стабильность финансовых основ реализации государством возложенных на него функций, включая безусловное гарантирование конституционно-правового статуса личности, - с другой. Эта коллизия, исходя из необходимости обеспечения баланса названных конституционных ценностей и недопустимости умаления ни одной из них, подлежит разрешению, в том числе, на основе закрепленного в статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципа, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина (а значит, и права на судебную защиту) не должно нарушать права и свободы других лиц. В связи с этим государству в процессе исполнения судебного решения, вынесенного по иску к Российской Федерации (как и по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета), во всяком случае должна быть обеспечена возможность принять организационно-технические меры по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих государственных структур (решения и действия. которых стали причиной вынесения судебного решения) и, следовательно, не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина (Определение Конституционного суда РФ от 01.10.2009 № 1312-О-О).

Как следует из постановления от 27.02.2024 о привлечении к административной ответственности, РГУ «Центр социальной поддержки населения» не выполнило без уважительных причин законное требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ о предоставлении ФИО7 жилого помещения в течение 30 дней со дня поступления требования, в связи с чем, привлечено к административной ответственности по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ.

Ст. 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27.01.2021 удовлетворены исковые требования ФИО7 к ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» об обеспечении последнему благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

17.02.2021 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство ...-ИП.

Правопреемником должника ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» является РГУ «Центр социальной поддержки населения».

Согласно ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

В силу ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» (далее - Закон Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Также ст. 9 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 г. № 2897-IV, гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные настоящим Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета.

Согласно Закона Республики Бурятия от 14 декабря 2019 г. № 678-VI «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Народным Хуралом РБ 05 ноября 2019 г.) исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия, а именно на РГУ «Центр социальной поддержки населения» (ст. 11 данного закона).

Ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Согласно п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Пунктом 2 ст. 83 БК РФ предусмотрено, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает рядом бюджетных полномочий, в том числе по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.

РГУ «Центр социальной поддержки населения», самостоятельно не распоряжается денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете.

Процедуры формирования специализированного жилищного фонда определены «Дорожной картой», утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия от 19 августа 2020 г. № 480-р, и включают в себя объявление торгов по приобретению жилых помещений, проведение межведомственной комиссии по оценке жилых помещений, регистрация права собственности и оперативного управления.

В Республике Бурятия формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем приобретения жилых помещений на первичном и вторичном рынках недвижимости в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 05 апреля 2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ответственным по настоящим мероприятия является ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия».

При этом Дорожная карта не наделяет РГУ «ЦСПН» полномочиями позволяющими исполнить решение суда по обеспечению предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

    Вместе с тем, с целью обеспечения исполнения решения суда РГУ «ЦСПН» составлены письма за подписью должностных лиц Министерства социальной защиты населения РБ в Минстрой РБ, а также в иные министерства и ведомства.

Так, 03.04.2023, 28.03.2023, 07.03.2023, 01.03.2023, 22.02.2023, 13.02.2023, 27.01.2023, 24.11.2022 в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, ГКУ РБ «УКС ПРБ» направлена информация в потребности в жилых помещениях для детей-сирот в размере муниципальных районов и городских округов, в том числе с указанием по судебным решениям по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированого жилищного фонда в размере муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия, в целях исполнения судебных решений по предоставлению благоустроенных жилых помещений.

14.02.2023 в адрес Первого зам.председателя Правительства РБ направлялось письмо о рассмотрении выделения дополнительного финансирования из республиканского бюджета для исполнения судебных решений предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и социальной выплаты, удостоверения сертификатом.

06.03.2023 в адрес Заместителя Председателя Правительства РФ Хуснуллина М.Ш. направлено письмо о выделении дополнительного финансирования. 21.02.2022 направлено письмо о рассмотрении противоречий в нормативном регулировании спецжилфонда для детей-сирот и предоставления жилищных сертификатов из средств федерального бюджета.

15.05.2023 в адрес Заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Стасишина Н.Е. направлено письмо о выделении дополнительного финансирования из средств из федерального бюджета в сумме 15,6 млрд. руб., для исполнения поручения и реализации программы ликвидации задолженности по обеспечению детей-сирот, лиц из их числа.

Согласно ст. 113 Федерального закона от 02.10.2007 № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует ч.ч. 2,3 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации..

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, факт неисполнения РГУ "Центр социальной поддержки населения" содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом - исполнителем установлен и подтверждается собранными по делу доказательствами в совокупности.

Из материалов дела не следует и в жалобе не приведены сведения, свидетельствующие о принятии РГУ «ЦСПН» всех возможных мер для осуществления своих полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные статьей 24.5 КоАП РФ, отсутствуют.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы права применены правильно, обстоятельств, которые в силу закона могли повлечь изменение или отмену постановления, не установлено.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Постановление начальника отделения ОСП по ВАП г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Цыбеновой Б.Ц. от 27.02.2024 о привлечении РГУ "Центр социальной поддержки населения" к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья                                                                                                      Баторова Д.А.

12-197/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
РГУ "Центр социальной поддержки населения"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Баторова Дарима Александровна
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
zheleznodorozhniy--bur.sudrf.ru
11.03.2024Материалы переданы в производство судье
17.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
08.05.2024Вступило в законную силу
31.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее