УИД 59RS0007-01-2022-004196-20
судья Анищенко Т.В. Копия
дело № 72-786/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 24 августа 2022 года
Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев жалобу защитника Юсупова Шафката Рафкатовича на постановление инспектора ДПС 1 взвода 2 роты 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 08 апреля 2021 г., решение командира 1 взвода 2 роты 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 04 мая 2022 г., решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 13 июля 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Назаркина Евгения Александровича,
у с т а н о в и л:
постановлением инспектора ДПС 1 взвода 2 роты 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми № 18810059200005428356 от 08 апреля 2021 г. Назаркин Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением командира 1 взвода 2 роты 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 04 мая 2022 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Назаркина Е.А. – без удовлетворения.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 13 июля 2022 г. вышеуказанные акты, вынесенные по делу, оставлены без изменения, жалоба защитника Юсупова Ш.Р. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Юсупов Ш.Р., выражая несогласие с принятыми по делу актами, просит постановление должностного лица, решение вышестоящего должностного лица и решение судьи районного суда отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Назаркин Е.А., защитник Юсупов Ш.Р., извещенные надлежаще, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела по жалобе, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, что влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
В силу пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
В силу пункта 4 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764, регистрация транспортных средств производится любым регистрационным подразделением по месту обращения владельца транспортного средства вне зависимости от места регистрации физического лица, индивидуального предпринимателя или места нахождения юридического лица, являющихся владельцами транспортных средств.
Заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы подаются владельцем транспортного средства или его представителем лично в регистрационное подразделение в 10-дневный срок со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства или возникновения иных обстоятельств, требующих изменения регистрационных данных (пункт 7 названных Правил).
В пункте 1.3 Правил дорожного движения РФ закреплено требование о том, что участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения РФ водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам).
Как следует из материалов дела, 08 апреля 2021 г. в 14 часов 10 минут по адресу: г. Пермь, ул. ****, водитель Назаркин Е.А., управлял транспортным средством Ниссан Теана, регистрационный знак **, подтверждающим регистрацию транспортного средства в Республике Армения, не зарегистрированным в установленном законом порядке в Российской Федерации, что является нарушением пункта 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Назаркина Е.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства управления транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 08 апреля 2021 г. № 59 БВ 955523; рапортом сотрудника полиции Ш. от 08 апреля 2021 г. из которого следует, что при проверке транспортного средства Ниссан Теана, регистрационный знак **, установлено, что оно зарегистрировано за Назаркиным Е.А. в Республике Армения; фотоматериалом; данными программного комплекса «Азимут-ПТ» за период с 25 марта 2021 г. по 08 апреля 2021 г., содержащими сведения о передвижениях автомобиля Ниссан Теана, регистрационный знак **, по городу Перми, то есть подтверждающие, что до момента выявления административного правонарушения транспортное средство использовалось владельцем на территории Российской Федерации в течение более 10 суток без регистрации. Названные доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Назаркина Е.А. правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами.
Доводы жалобы о том, что на Назаркина Е.А. не распространяются требования о регистрации транспортного средства на территории Российской Федерации, поскольку регистрация транспортных средств, надлежащим образом зарегистрированных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе в Республике Армения, в органах МВД России не требуется, являются несостоятельными и не влекут отмену вынесенных по делу актов.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует Основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня ввоза на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
Согласно статье 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.) транспортное средство считается находящимся в международном движении по территории какого-либо государства, если оно: принадлежит лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства; не зарегистрировано в этом государстве; временно ввезено в него.
При этом временный ввоз транспортных средств для личного пользования урегулирован статьей 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Исходя из положений пункта 1 этой статьи, для физических лиц государств-членов временным ввозом признается ввоз такими физическими лицами на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более одного года транспортных средств для личного пользования, которые зарегистрированы в государстве, не являющемся членом Евразийского экономического союза. Следовательно, в силу указанной нормы транспортные средства, состоящие на регистрационном учете в государствах-членах, при ввозе на территорию Российской Федерации не являются временно ввозимыми.
Положения законодательства в отношении транспортных средств, временно ввозимых из Республики Армения на территорию других государств-членов, касаются только лиц, постоянно проживающих в Республике Армения.
Так, в силу пункта 35 Приложения № 3 (Условия и переходные положения) к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (подписан в г. Минске 10 октября 2014 г.) автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 названного Приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств-членов только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств-членов таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств-членов допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 названного Приложения.
Назаркин Е.А., управлявший 08 апреля 2021 г. в 14 часов 10 минут по адресу: г. Пермь, ул. **** транспортным средством Ниссан Теана, регистрационный знак **, является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован по месту жительства в Волгоградской области, с декабря 2017 г. зарегистрирован по месту пребывания в г. Перми по адресу: ул. Космонавта Беляева, 35-20. Указанное транспортное средство зарегистрировано в Республике Армения.
Таким образом, должностные лица ГИБДД и судья районного суда обоснованно не установили оснований для вывода о том, что зарегистрированное в Республике Армения транспортное средство под управлением Назаркина Е.А. находится в международном движении, либо временно ввезено на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Согласно пункту 3 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 1764, государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более одного года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.
Из анализа приведенных норм следует, что транспортное средство, зарегистрированное в другом государстве-члене за гражданином Российской Федерации, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, должно быть зарегистрировано в подразделении Госавтоинспекции МВД России. Владелец такого транспортного средства обязан обратиться с соответствующим заявлением в регистрационное подразделение в течение десяти дней со дня ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации.
Установленные названными выше нормами требования не распространяются только на транспортные средства, которые участвуют в международном движении или ввезены на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Вопреки доводам жалобы, Назаркин Е.А. был извещен командиром 1 взвода 2 роты 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми о времени и месте рассмотрения его жалобы на постановление по делу об административном правонарушении путем смс-извещения по номеру телефона, указанному им при даче согласия на уведомления указанным способом (л.д. 79-80 дела об административном правонарушении).
04 мая 2022 г. определением командира 1 взвода 2 роты 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми Назаркину Е.А. отказано в удовлетворении ходатайства о направлении материалов дела для рассмотрения по месту его жительства: Волгоградская область, ****.
Отказывая в удовлетворения ходатайства, должностное лицо руководствовалось тем, что Назаркин Е.А. при составлении всех процессуальных документов по делу указывал адрес места жительства в г. Перми, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г. Пермь, ул. ****.
Отказ в удовлетворении данного ходатайства не свидетельствует о нарушении прав Назаркина Е.А., поскольку передача дела на рассмотрение по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исходя из смысла части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможна только до вынесения постановления по делу об административном правонарушении и не предусмотрена на стадии его обжалования.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для вывода о каких-либо допущенных существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Административное наказание назначено Назаркину Е.А. в пределах санкции части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Назаркина Е.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены постановления должностного лица, решения вышестоящего должностного лица, решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление инспектора ДПС 1 взвода 2 роты 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 08 апреля 2021 г., решение командира 1 взвода 2 роты 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 04 мая 2022 г., решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 13 июля 2022 г., вынесенные в отношении Назаркина Евгения Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Юсупова Шафката Рафкатовича - без удовлетворения.
Судья – подпись