дело № 2-1009/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2024 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи – Байметова А.А., при секретаре – ФИО9 с участием представителя истца – ФИО5, представителя ответчика – ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о включении периодов работы в страховой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Истец Голодных А.Н. обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (далее – ответчик, Отделение) с исковым заявлением, в котором с учетом изменения требований просит:
- признать решение ответчика от 12.12.2023 № 98032/23 незаконным;
- обязать ответчика включить в страховой стаж истца для назначения страховой пенсии по старости периоды работы: с 18.08.1975 по 03.05.1976, с 25.08.1978 по 26.05.1979 - в Таджикской Светской Социалистической Республике; с 14.05.1976 по 17.05.1978 - служба в Советской армии, с 01.04.2015 по 26.06.2023 - инструктором-методистом в учреждении «Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва по греко-римской борьбе им. Г.Г. Узуна», с момента принятия заявления, с 18.07.2023;
- назначить истцу пенсию с момента принятия заявления с 18.07.2023.
Требования мотивированы тем, что 18.07.2023 истец обратился к Ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением Ответчика № № о назначении пенсии по старости истцу было отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа, и сообщено, что в страховой стаж не учтены вышеуказанные периоды работы. Полагая решение ответчика от 12.12.2023 незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Представитель истца в судебном заседании на иске настаивал по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика просила в иске истцу отказать, по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 обратился в Отделение с заявлением от 18.07.2023 № 98032/23 об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон № 400-ФЗ).
Решением Ответчика № 98032/23 от 12.12.2023 в назначении пенсии по старости истцу было отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа, в страховой стаж не учтены периоды работы: с 18.08.1975 по 03.05.1976, с 25.08.1978 по 26.05.1979, и 14.05.1976 по 17.05.1978 служба в армии, так как данные периоды не подтверждены компетентными органами Республики Таджикистан. Также не был учтен и засчитан период работы на Украине с 01.04.2015 по 26.06.2023.
По мнению ответчику, страховой стаж истца составил 10 лет 6 месяцев 27 дней, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов составила 9,337.
Согласно ст. 8, ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости с 1 января 2018 года назначается мужчинам, достигшим общеустановленного возраста 60 лет, при одновременном соблюдении следующих условий:
- наличие страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, продолжительностью 9 лет;
- наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов 13,8.
Частью 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, - включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных видах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно п. 9 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда России вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
При установлении пенсии гражданам, которые приобрели пенсионные права на территории бывших республик СССР, во всех случаях осуществляется подтверждение трудового (страхового) стажа, заработка, приобретенных на территории соответствующих государств.
В соответствии с п. 61 Приказа Минтруда России от 04.08.2021 № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» (зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2014, № 35496) необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.
Для подтверждения основания назначения пенсии истцом были предоставлены ответчику следующие документы:
- паспорт гражданина РФ от ДД.ММ.ГГГГ серии 09 23 №;
- диплом от ДД.ММ.ГГГГ серии КВ №;
- военный билет от ДД.ММ.ГГГГ серии НС №;
- диплом от ДД.ММ.ГГГГ серии ДТ-1 №;
- свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серии ЭГ №;
- трудовая книжка от ДД.ММ.ГГГГ серии ОТ-1 №; личное заявление от 18.07.2023; выписка из лицевого счета застрахованного лица.
Часть первая статьи 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ч. 2 ст. 35 главы 7 Заключительных положений Федерального закона от. 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости начиная с 1 января 2018 года составляет девять лет.
Как следует из ч. 3 ст. 35 главы 7 Заключительных положений Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 января 2018 страховая пенсия по старости назначается наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента- 13,8.
В соответствии со ст. 39 КЗоТ РСФСР (КЗоТ РФ), ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), п. 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 04.10.1991 № 190 и 11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 трудовая книжка (установленного образца), является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555 периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается трудовой книжкой, другими документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными органами, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (профессионального) учета. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу статьи 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Порядок заполнения трудовых книжек, вкладышей в них и дубликатов трудовых книжек регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. № 225 "О трудовых книжках", Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.
Пунктом 10 Правил установлено, что все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия, учреждения, организации в присутствии работника. Сведения о работнике заверяются подписью специально уполномоченного лица и печатью (п. 5 Постановления).
Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации (п. 18 Постановления).
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии», документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно п. 60 Правил № 1015 записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
При отсутствии трудовой книжки, также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162г. сведения о работнике записываются на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приёма на работу. Фамилия, имя и отчество (полностью, без сокращения или замены имени и отчества инициалами) и дата рождения указываются на основании паспорта или свидетельства о рождении. После указания даты заполнения трудовой книжки работник своей подписью заверяет правильность внесенных сведений.
Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка.
Согласно записям трудовой книжки OT-I № на имя ФИО1 истец ДД.ММ.ГГГГ принят в ремонтно-механический цех завода «Заря Восток», ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с призывом в Советскую Армию», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в Советской армии (в/б НС №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал слесарем ремонтником завода «Заря Восток», Также имеются записи и указания на приказы на прием, переводы и увольнения, они последовательны без исправлений и заверены печатью предприятия.
При этом следует принимать за внимание, что трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовой стаж и трудовую деятельность работника, а обязанность по ведению трудовой книжки возложена на работодателя, в связи с чем, неверное ведение трудовой книжки никоим образом не может ущемлять прав самих работников, гарантированные государством.
Статьей 11 ГПК РФ предусмотрено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Украина, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьёй 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение грая государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Государства-участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Согласно Федеральному закону № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который действовал на территории Российской Федерации до 01.01.2015г., при определении размера трудовой пенсии (без учета суммы, приходящейся на фиксированный базовый размер пенсии) учитывается общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую, в частности, включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего, в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение приведённой нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Как следует из п. 9 Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. №99р, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.
Аналогичный порядок исчисления общего трудового стажа в целях оценки пенсионных прав применяется в отношении граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные отношения в области пенсионного обеспечения. При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно быть соблюдено условие, предусмотренное статьей 98 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 года включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР (письмо Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 г. N 1-369-18).
Таким образом, Соглашением предусмотрено, что пенсии назначаются и выплачиваются государством, на территории которого проживает гражданин, достигший пенсионного возраста. При этом учитывается стаж за период работы в государстве - участнике Соглашения, а также на территории бывшего СССР за период до 13.03.1992.
Относительно исчисления стажа в Таджикской Советской Социалистической Республики с 18.08.1975 по 03.05.1976, с 25.08.1978 по 26.05.1979 и с 14.05.1976 по 17.05.1978 служба в Советской армии суд полагает, что с 01.01.2015 введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан России на страховые пенсии.
В силу ч. 8 ст. 13 указанного Федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
То же самое говорится в п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». По смыслу приведенного законоположения, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которое они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж.
В соответствии со ст. 6 Закона СССР «О государственных пенсиях» и п. 11 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года№ 590 выплата пенсий обеспечивается Государством за счет средств, ежегодно ассигнуемым по Государственному бюджету СССР, в том числе средств по бюджету Государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо вычетов из заработной платы.
В соответствии со статьей 100 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде Государственное страхование рабочих и служащих осуществляется за счет Государства.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Об этом говорит и п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления пенсий».
К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991г. согласно Положения Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590.
В соответствии с Законом о государственных пенсиях пенсии по настоящему Положению назначаются и выплачиваются: а) рабочим служащим и другим гражданам, на которых распространяется государственное социальное страхование; б) военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы; в) учащимся высших, средних специальных учебных заведении, училищ, школ и курсов по подготовке кадров, аспирантам и клиническим ординаторам;
Правила, которые настоящим Положением установлены для рабочих, служащих и их семей, соответственно относятся также (если не оговорено иное): а) к другим гражданам, на которых распространяется государственное социальное страхование, и к их семьям; б) к учащимся (подпункт «в» пункта 1), аспирантам и клиническим ординаторам, работавшим в качестве рабочих или служащих до поступления в учебное заведение, на курсы, в аспирантуру или ординатуру, к докторантам, а также к их семьям.
Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан приобретших пенсионные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняется за указанной категорией лиц.
На основании ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов. Деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина, и гарантируются ст. 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
ФЗ «О страховых пенсиях», так же как и ранее действовавший ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускают сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.
Действующим пенсионным законодательством Российской Федерации установлено, что если в международном договоре установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральными законами РФ, применяются правила международного договора Российской Федерации.
К международным договорам, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, относятся Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Указанное Соглашение было подписано, и, следовательно, бесспорно регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины. Позднее были подписаны соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения; Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан; Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении.
Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.
Для определения права на трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ, а также вопросы, касающиеся учета трудового стажа, приобретенного этими гражданами на территории государств, входивших в состав СССР и в последующем не ставших участниками двухсторонних соглашений в области пенсионного обеспечения, были по запросу Исполнительного комитета СНГ проанализированы в Решении Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 № 01-1/6-04 «О толковании применения п. 2 статьи 6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», принятом в г. Минск 07.04.2005.
В соответствии с Положением об Экономическом Суде, принятом Соглашением стран СНГ от 06.07.1992 «О статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств» Экономический Суд создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, и вправе давать официальное толкование применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества. Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.
Из решения Экономического суда СНГ № 01-1/6-04 от 07.04.2005 следует, что при проведении анализа гарантий прав граждан как государств - участников Соглашения от 13.03.1992, так и государств, не являющихся участниками данного Соглашения, Экономическим судом было проанализированы как международные нормы, в том числе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991, участниками которого являются и Российская Федерация и Таджикская Республика.
По результатам изучения Экономический Суд пришел к выводу, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 было принято с целью реализации ст. 2 Соглашения о создании СНГ от 08.12.1991.
В преамбуле Соглашения от 13.03.1992 подчеркивается особый статус нетрудоспособных лиц в отношении прав на пенсионное обеспечение, которые они приобрели на территории государств - участников СНГ или территориях других республик за период из вхождения в СССР и реализуют на территории государств - участников Соглашения. Пенсионное обеспечение таких лиц рассматривается как обязательство всех государств - участников Содружества. Указанное положение преамбулы нашло свое закрепление в законодательстве и двусторонних международных договорах, как государств - участников Содружества, так и в том числе государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992.
В сообщении Министерства социальной защиты населения РФ, направленном в Экономический Суд, также указывалось, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим в РФ из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими на территории бывшего Советского Союза за время до принятия указанного Соглашения, а также приобретенный на территории государств - участников Соглашения после его принятия. При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию РФ из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до 01.01.1991а.
Таким образом, Экономическим Судом дано официальное толкование применения пункта 2 Соглашения от 13.03.1992 о том, что для установления права на пенсию, в то пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из э государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, что государства - участники Содружества, не являющиеся участниками Соглашения от 13.03.1992, должны учитывать трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР до 01.12.1991, в силу обязательств, принятых ими при подписании Соглашения о содружестве Независимых Государств от 08.12.1991 и Протокола к нему от 21.12.1991, а так же на основе принципов международного права и практике, сложившейся в государствах-участниках Содружества.
Вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости необходимо учитывать рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР".
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Кроме того, при назначении пенсии по стрости, Ответчик хоть и ссылается на Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2022 № 242-ФЗ, вступившего в силу 21.10.2022, Ратифицирован Федеральным законом от 14.07.2022 N 242-ФЗ (далее - Договор), однако интерпретирует его в удобной для себя форме.
Так, в своем Решении ответчик ссылается на п. 2 ст. 9 Договора и цитирует «...В соответствии с п.2 статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2022 № 242-ФЗ, вступившего в силу 21.10.2022, (далее - Договор) при определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается:
- в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;
- в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.
Согласно п. 7 ст. 9 Договора при определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях по законодательству одной из Договаривающихся Сторон аналогичные периоды на территории другой Договаривающейся Стороны с периодами работы на территории первой Договаривающейся Стороны не суммируются, но учитываются как периоды страхового стажа на общих основаниях, за исключением периодов работы на территориях бывших Российской Советской Федеративной Социалистической, Республики и Таджикской Советской Социалистической Республики, имевших место до 1 января 1991 года.
Данные выводы являются противоречивыми и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и соответственно ст. 9 Договора.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 3 августа 1972 г. № 590, утв. постановлением Совмина СССР служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Таким образом, прохождение службы в рядах Вооруженных Сил СССР гражданином Союза ССР - государства, имевшего единую территорию, включавшую территории союзных республик, засчитывалось в трудовой стаж гражданина независимо от того, на территории какой союзной республики гражданин Союза ССР проходил военную службу.
С учетом изложенного, период службы истца, указанный в его военном билете, подлежит зачету в страховой стаж.
Так, периоды работы в Таджикской Светской Социалистической Республики и служба в Советской Армии с 18.08.1975 по 03.05.1976, с 25.08.1978 по 26.05.1979, и 14.05.1976 по 17.05.1978 были подтверждены и представлены ответчику: трудовой книжкой и венным билетом Советского образца.
При этом, отказ пенсионного органа в части не включения спорного периода работы лица в общий страховой стаж в связи с тем, что не подтвержден компетентными органами государства Республикой Таджикистан носит формальный характер.
Таким образом, действующее правовое регулирование до 1991 года, как и Договор предусматривало включение в страховой стаж периоды работы в Таджикской Светской Социалистической Республики с 18.08.1975 по 03.05.1976, с 25.08.1978 по 26.05.1979, и с 14.05.1976 по 17.05.1978 (служба в Советской армии СССР), а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения, иное толкование и применение пенсионного законодательства влечет за собой ограничение Конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано целями указанными в ч. 3 ст.55 Конституции Российской Федерации ради достижения которых допускаются ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Как разъяснено в п. п. 14, 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Статья 11 Закона № 400-ФЗ предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 1).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2).
Согласно отметке в паспорте гражданина РФ, Голодных А.Н. зарегистрирован по адресу: г. Мариуполь, ДНР, ул. Пушкина, д. 37, однако имеет постоянное место жительство: г. Севастополь, ул. Героев Бреста, д. 1, кв. 85.
Особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территории ДНР установлены Федеральным законом от 17.02.2023 № 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики» (далее - Закон N 17-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 17-ФЗ постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики в период cell мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории, свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом), либо иным документом, выданным этим федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), при наличии в его распоряжении соответствующих документов (сведений).
В силу ч. 1 ст. 5 Закона № 17-ФЗ периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по 29 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, а в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 года, приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение.
Как установлено п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона № 17-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяется: 2) за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Украины в период с 1 января 2002 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляем, финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 315 рублей.
Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н утверждён "Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2021 № 65471).
В соответствии с п. 6 данного перечня, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы (сведения):
а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 41, ст. 5545; 2021, № 11, ст. 1836);
б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Согласно п. 11 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно трудовой книжке, заполненной 26.08.1975, истец Голодных А.Н. осуществлял трудовую деятельность с 01.04.2015 по 26.06.2023 инструктором-методистом в учреждении «Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва по греко-римской борьбе им. Г.Г. Узуна».
Порядок заполнения трудовых книжек на дату внесения в трудовую книжку истца записей за периоды работы с 18.08.1975 по 03.05.1976, с 25.08.1978 по 26.05.1979, и 14.05.1976 по 17.05.1978 (служба С А) регламентировался "Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях", утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 №162 (далее - Инструкция).
В соответствии с п. 4.1 Инструкции, при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Согласно п. 2.5 Инструкции в случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу, о награждениях и поощрениях и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь.
Пункт 18 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих", действовавшего на момент заполнения трудовой книжки истца, устанавливал, что ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации.
Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации.
Аналогичные по своему содержанию положения закреплялись в «Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников», утвержденной приказом Министерства труда Украины от 29.07.1993 № 58 которой регулировался порядок заполнения трудовых книжек на. момент внесения сведений о периоде работы с 01.04.2015г. по 26.06.2023г.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» с 20.10.2022г. на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей введено военное положение, в связи с чем у истца отсутствовала объективная возможность внести в трудовую книжку запись об увольнении (освобождении от должности).
Оснований полагать, что в трудовой книжке истца содержатся неправильные, неточные сведения не имеется.
Обстоятельство того, что истец в оспариваемый период с 01.04.2015 по 26.06.2023 работал в должности инструктора-методиста в учреждении «Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва по греко-римской борьбе им. Г.Г. Узуна» г. Мариуполя, подтверждается трудовой книжкой и впиской из приказа № 43 от 30.06.2023, и нет оснований не доверять письменным доказательствам, представленным в материалы дела.
Поскольку обязанность ведения трудовой книжки и внутренних документов на работников возложена на работодателя, отсутствие даты увольнения не может в данном случае создавать для истца неблагоприятные последствия в виде отказа во включении спорного периода работы с 01.04.2015 по 26.06.2023 в стаж для назначения пенсии по старости.
Учитывая, что истец является добросовестным участником гражданских правоотношений, его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей по надлежащему оформлению и хранению кадровой документации по личному составу.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с 1 марта 2023 года, при обращении в период с 1 марта 2024 года по 31 декабря 2024 года - на двенадцать месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за установлением, пересмотром пенсии и (или) иной выплаты, устанавливаемой к пенсии, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд находит обоснованными заявленные исковые требования и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку истцом при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, а исковые требования удовлетворены, то указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о включении периодов работы в страховой стаж - удовлетворить.
Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> (ИНН № от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> (ИНН №) включить в страховой стаж ФИО1 (СНИЛС № для назначения страховой пенсии по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Таджикской Светской Социалистической Республике; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в Советской армии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - инструктором-методистом в учреждении «Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва по греко-римской борьбе им. ФИО7», с момента принятия заявления, с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> (ИНН №) назначить ФИО1 (СНИЛС № пенсию с момента принятия заявления с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> (ИНН № пользу ФИО1 (СНИЛС № расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Судья А.А. Байметов
Мотивированный текст решения суда составлен 25.03.2024.