Копия
Дело № 12-48/2023
32RS0027-01-2023-002474-64
РЕШЕНИЕ
7 июля 2023 года г. Дятьково, ул. Ленина, д. 115
Судья Дятьковского городского суда Брянской области Проказова В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Горбачева С.В. на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Брянской области Ионовой Т.А. № 355 от 4 мая 2023г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица -
участника ООО «Дятьковская стекольная артель» Горбачева С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Брянской области Ионовой Т.А. № 355 от 4 мая 2023г. должностное лицо - участник ООО «Дятьковская стекольная артель» Горбачев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Горбачев С.В. подал жалобу, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ обязанность сообщить в регистрирующий орган об изменении содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, в частности, сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, наступает в течение семи рабочих дней с даты составления протокола общего собрания участников по избранию единоличного исполнительного органа. Вместе с тем, протоколов общего собрания участников о прекращении трудовых отношений с генеральным директором Шеманиным О.В. и о назначении нового директора не принималось. Также полагает, что поскольку без участия двух других участников общества, он не вправе реализовывать свои полномочия, то привлечение только его одного к административной ответственности, является неправомерным. Кроме того, указывает, что ему не было известно о привлечении его к административной ответственности, поскольку вся корреспонденция по делу направлялась по адресу, не являющемуся его местом жительства.
В судебное заседание Горбачев С.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела слушанием не направил. В силу ч. 2 ст. 25.1, п.4 ч.2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В судебном заседании защитник Горбачева С.В. - Ткачевский Д.В. поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области Зубарева И.С. просила оставить постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Брянской области без изменения, а жалобу Горбачева С.В. без удовлетворения. При этом указала, что Горбачев С.В. был уведомлен о составлении в отношении него протокола по делу об административном правонарушении по месту жительства, указанному в ЕГРН, однако при внесении адреса из-за технической ошибки он был указан неверно.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что единоличный исполнительный орган общества, в числе прочего, действует от имени общества без доверенности.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в государственных реестрах содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе, сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено названным Федеральным законом и иными федеральными законами, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 данной статьи, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов, предусмотренных указанным Федеральным законом. В случае, если изменение указанных в пункте 1 данной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI названного Федерального закона.
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ООО «Дятьковская стекольная артель» зарегистрировано в качестве юридического лица 1 июля 2015 г., участниками Общества являются Федунов А.М. - размер доли в уставном капитале 33%, Горбачев С.В.- размер доли в уставном капитале 33%, доля в уставном капитале, принадлежащая Обществу- 34%.
24 июня 2016 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о том, что лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «Дятьковская стекольная артель» является генеральный директор Шеманин О.В..
2 марта 2023 г. заявителем Шеманиным О.В. в Межрайонную ИФНС России № 10 по Брянской области, осуществляющую функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставлено заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц по форме № Р34001 как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - ООО «Дятьковская стекольная артель», с приложением приказа об увольнении с должности генерального директора с 1 марта 2023г.
В Единый государственный реестр юридических лиц с 10 марта 2023 г. внесена запись о недостоверности сведений о директоре ООО «Дятьковская стекольная артель».
Поскольку Горбачев С.В., как участник ООО «Дятьковская стекольная артель» в установленный законом срок не исполнил обязанность по принятию решения об избрании и назначении нового исполнительного органа юридического лица в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также предоставлению сведений о нем в регистрирующий орган, его действия были квалифицированы административным органом по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Брянской области Ионовой Т.А. № 355 от 4 мая 2023г. Горбачев С.В. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Однако с данным постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Из анализа приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 19 апреля 2023г. в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Согласно материалам дела Горбачев С.В. был уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении путем направления соответствующего уведомления по адресу: <адрес>А. При этом как в протоколе об административном правонарушении, так и в вынесенном в последующем постановлении данный адрес указан должностным лицом административного органа.
Вместе с тем из копии паспорта Горбачева С.В. усматривается, что с 29 сентября 2022 г. он зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Несоблюдение процессуальных требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и порядка привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, повлекло нарушение права этого лица на защиту. Равным образом по изложенным выше мотивам нельзя признать, что должностным лицом надлежащим образом выполнена обязанность по направлению лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, копии протокола, так как она также направлена по адресу, не являющемуся местом жительства Горбачева С.В.
Согласно п.4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившиеся в не соблюдении процедуры привлечения участника ООО «Дятьковская стекольная артель» Горбачева С.В. к административной ответственности, не позволили должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Брянской области Ионовой Т.А. № 355 от 4 мая 2023г. нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене.
В соответствии с ч.1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу с момента совершения правонарушения не истек, в связи с чем, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение должностному лицу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6–30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Брянской области Ионовой Т.А. № 355 от 4 мая 2023г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - участника ООО «Дятьковская стекольная артель» Горбачева С.В. отменить, направить дело на новое рассмотрение в Межрайонную ИФНС России № 10 по Брянской области.
На решение может быть подана жалоба или принесен протест в порядке, установленном ст.30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья /подпись/ В.М. Проказова
<данные изъяты> |