Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-103/2024 (2-990/2023;) ~ М-868/2023 от 04.12.2023

    Дело № 2-103/2024 (2-990/2023)

    25RS0009-01-2023-001773-95

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            28 февраля 2024 года, Лесозаводский районный суд, Приморского края, в составе: судьи Федотовой Н.П., при секретаре Криловец Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Дмитрия Викторовича к администрации Лесозаводского городского округа Приморского края о возложении обязанности включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения,

        УСТАНОВИЛ:

            Истец Коваленко Д.В. обратился в суд с иском к ответчику Администрации Лесозаводского городского округа Приморского края о возложении обязанности включить его в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма.

            В судебное заседание истец не явился в виду нахождения в зоне СВО в соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2022г. №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации». Свои интересы поручил представлять по доверенности Фалько А.А.

            Представитель истца Фалько А.А. в судебном заседании исковые требования Коваленко Д.В. поддержала и суду пояснила, что Коваленко Д.В., хх.хх.хххх года рождения, был рожден вне брака, в графе «отец» сведения об отце внесены произвольно, его мама ФИО3 умерла хх.хх.хххх. После смерти, на основании Распоряжения главы администрации Красногорского района Алтайского края № хх от хх.хх.хххх опеку над     несовершеннолетним    взяла    его    тетя     –    ФИО4,     которая впоследствии сменила место жительства и переехала вместе с опекаемым ребенком на постоянное место жительства в ххххххх. Постановлением Главы муниципального образования г. Лесозаводск и Лесозаводский район Приморского края от хх.хх.хххх истец был поставлен на регистрационный учет в отделе по охране детства управления образования администрации муниципального образования как ребенок-сирота. Опекуну ФИО4 была назначена выплата денежного пособия на содержание подопечного Коваленко Д.В. по достижении возраста 18 лет. Истец в 19 лет обратился в отдел опеки и попечительства Администрации Лесозаводского городского округа с целью постановки его на специализированный учет для получения жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот. Отделом опеки и попечительства было отказано в постановке на специализированный учет, было указано на необходимость обращения в отдел опеки и попечительства по месту его рождения, т.е. в Красногорский район, Алтайского края. В свою очередь, отдел опеки и попечительства Красногорского района, Алтайского края, отказал в постановке на специализированный учет для получения жилого помещения, сославшись на «Положение о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретения жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края», перенаправил его обратно в Лесозаводский отдел опеки и попечительства. В результате перекидывания обязанности о постановке на специализированный учет, ни Красногорский, ни Лесозаводский отдел опеки и попечительства не произвели постановку на учет истца. Истец с момента переезда опекуна к новому месту жительства продолжал проживать в жилом помещении, которое было предоставлено опекуну на момент её работы в совхозе хххххххх, без заключения с ней договора социального найма. Когда истцу пришло время получить паспорт гражданина РФ, потребовалась регистрация его по месту постоянного жительства. хх.хх.хххх с опекуном ФИО4 был заключен договор социального найма жилого помещения: ххххххх, общей площадью 36,3 кв.м, в который был включен истец, как член семьи нанимателя, опекаемый. После обращения в органы опеки и попечительства, где ему было отказано в постановке на специализированный учет для получения жилого помещения, истец продолжал проживать в квартире бывшего опекуна ФИО4, в квартире, предоставленной ей на основании договора социального найма жилого помещения, собственником которого является Администрация Лесозаводского ГО. На протяжении нескольких лет, ввиду стихийных бедствий – наводнений, указанное жилое помещение пришло в состояние, непригодное для проживания. ФИО4 из указанной квартиры выехала на проживание к родственникам, а истец остался проживать там же. В зимнее время условий для проживания в квартире не было, требовался капитальный ремонт, а в летнее время истец иногда пользовался этой квартирой, так как было тепло, не требовалось отопление. В осенне-зимний период истец работал в лесу, где и проживал. В настоящее время квартира полностью пришла в негодность, после возвращения домой с СВО истец лишен возможности на нормальное проживание, т.к. иной жилплощади у него нет. Полагает, что ввиду безответственного отношения органов опеки и попечительства двух муниципальных органов, истец не был своевременно включен в список лиц из числа детей-сирот. Просит возложить обязанность на администрацию Лесозаводского городского округа включить Коваленко Дмитрия Викторовича в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма.

            Представитель ответчика Администрации Лесозаводского городского округа Джумаева Н.В. исковые требования не признала и суду пояснила, что Коваленко Д.В., хх.хх.хххх года рождения, был поставлен на учет постановлением главы муниципального образования город Лесозаводск и Лесозаводский район от хх.хх.хххх № хх и был снят с учета в территориальном отделе опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по достижении совершеннолетия, в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края». Коваленко Дмитрию Викторовичу постановлением администрации Лесозаводского городского округа от хх.хх.хххх № хх «Об отказе во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Лесозаводского городского округа Коваленко Д.В.» было отказано во включении в список в связи с тем, что на момент подачи заявления о включении в список заявитель достиг возраста 32 лет, и так как он является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: ххххххх, на основании договора социального найма жилого помещения от хх.хх.хххх № хх.

            Представитель заинтересованного лица отдела опеки и попечительства Администрации Лесозаводского городского округа Семилетова Е.В. исковые требования не поддержала и суду пояснила, что Коваленко Д.В. по достижении 19 лет обращался в отдел опеки и попечительства с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В его требованиях ему было отказано. На основании пп. 1,2,3 п. 2 ст.1 Закона Приморского края от 14.08. 2007 №125-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Приморского края» жилое помещение предоставляется при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, является Приморский край, - местом выявления и оформления опеки над Коваленко Д.В. являлся Алтайский край; 2) местом регистрации рождения лица является Приморский край, - местом регистрации рождения Коваленко Д.В. - Алтайский край; последним местом жительства Коваленко Д.В. является территория Приморского края; 3) если место его рождения находится за пределами территории РФ, - местом рождения Коваленко Д.В. является территория РФ. Для решения вопроса о постановке Коваленко Д.В. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, ему необходимо было обратиться к специалисту Управления имущественных отношений Администрации Лесозаводского городского округа или обратиться в орган опеки и попечительства по месту установления опеки в администрацию Красногорского района Алтайского края. Коваленко Д.В. больше не обращался в отдел опеки и попечительства Лесозаводского ГО. В 2023 году Коваленко Д.В. снова обратился в Администрацию Лесозаводского ГО Приморского края с заявлением о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края, но ему во включении в список снова было отказано.

            Свидетель ФИО4 суду пояснила, что она являлась опекуном истца Коваленко Д.В., хх.хх.хххх года рождения. В хх.хх.хххх году у Димы погибла мать, которая в браке с отцом ребенка не состояла, в актовую запись о рождении сведения об отце были внесены со слов матери. После смерти матери Диму забрали в семью родители мамы, но у них была большая семья, они не справились и ребенка стали оформлять в детский дом. Тогда она собралась, поехала в ххххххх и забрала Диму в свою семью, оформила опекунство. Биологическим отцом Димы был её родной брат, Дима - её племянник. Село, в котором они проживали на момент оформления опекунства, стало распадаться, затем его вообще не стало существовать. Она со своей семьей и Димой по приглашению родственников переехали на постоянное место жительства ххххххх. Она устроилась на работу на ферму, семья стала проживать в квартире, которую им предоставили родственники, так как надо было зарегистрироваться по месту проживания. По приезду в ххххххх, Дима был поставлен на учет в органе опеки и попечительства Администрации Лесозаводского ГО, как ребенок-сирота. В 2011 году, когда Диме потребовалась регистрация по месту проживания, она обратилась в администрацию Лесозаводского ГО и с ней был заключен договор социального найма жилого помещения, в котором они проживали, истец был внесен в договор как член семьи, опекаемый. После окончания школы Дима был призван на военную срочную службу, по возвращении домой, в 19 лет он обратился в отдел опеки и попечительства для включения его в список детей-сирот для обеспечения жилым помещением, но ему было отказано, рекомендовано обратиться в Отдел опеки и попечительства Красногорского района, Алтайского края, где он родился и проживал до установления над ним опеки. Он обратился, но там ему тоже отказали. Обращался в прокуратуру, тоже ничем не помогли. Истец проживал в указанной квартире с ней, но после наводнения в 2016 году, жилье пришло в негодность: было затоплено, пол провалился. Соседи снесли вторую половину дома, их квартиру перекосило, жить стало опасно. Она обращалась в администрацию, оттуда приезжали, составляли акты. Когда в доме стало невозможно жить, её брат предложил ей перейти жить в его дом по ххххххх, а себе он отстроил новое жильё. Она проживает в доме брата, а истец в зимнее время уезжает на работу в лес, а в летнее – живет в указанном доме, как на даче, для постоянного жилья дом не пригоден.

            Как следует из материалов дела, истец Коваленко Дмитрий Викторович, родился хх.хх.хххх в ххххххх, у матери ФИО3, о чем в отделе ЗАГС Красногорского района Алтайского края в книге регистрации актов о рождении хх.хх.хххх произведена запись за № хх (свидетельство о рождении № хх).

            Мать истца – ФИО3 умерла хх.хх.хххх, в возрасте 21 года, в ххххххх, (актовая запись о смерти № хх от хх.хх.хххх).

            На основании распоряжения администрации Красногорского района Алтайского края от хх.хх.хххх за № хх, ФИО4, проживающая в ххххххх, назначена опекуном над несовершеннолетним племянником Коваленко Дмитрием Викторовичем, хх.хх.хххх года рождения. Ребенок рожден вне брака, мать ребенка умерла хх.хх.хххх.

            Как следует из постановления администрации муниципального образования г.Лесозаводск и Лесозаводский район Приморского края от хх.хх.хххх за № хх, истец Коваленко Дмитрий Викторович, хх.хх.хххх года рождения, будучи несовершеннолетним, поставлен на регистрационный учет в отделе по охране прав детства управления образования администрации муниципального образования, как ребенок-сирота. Опекуну ФИО4 назначена выплата денежного пособия на содержание подопечного Коваленко Дмитрия Викторовича с хх.хх.хххх.

            Согласно предоставленным территориальным отделом опеки и попечительства по Лесозаводскому городскому округу от хх.хх.хххх за № хх сведениям, на заявление Коваленко Д.В. о постановке его на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья как лица, относящегося к категории детей-сирот, для решения вопроса о постановке его на учет рекомендовано обратиться к специалисту Управления имущественных отношений администрации Лесозаводского городского округа или в орган опеки и попечительства по месту установления опеки – в администрацию Красногорского района Алтайского края.

            Как следует из ответа комитета администрации Красногорского района по образованию от хх.хх.хххх за № хх, в Красногорском районе муниципального жилья нет, детям-сиротам, детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, выдается безвозмездная субсидия. Дети-сироты, достигшие совершеннолетия, обязаны представить в Администрацию сельсовета по месту жительства, регистрационного учета документы и личное заявление. При этом, важно иметь регистрацию по месту подачи заявления.

            Согласно договора социального найма жилого помещения № хх от хх.хх.хххх, администрация Лесозаводского городского округа и ФИО4 заключили договор о бессрочном владении и пользовании жилым помещением, по адресу: ххххххх. Совместно с ФИО4 в жилое помещение вселяется опекаемый Коваленко Дмитрий Викторович, 1991 года рождения.

            Истец Коваленко Д.В. с хх.хх.хххх зарегистрирован по месту жительства, по адресу: ххххххх (адресная справка № хх от хх.хх.хххх).

            хх.хх.хххх постановлением администрации Лесозаводского городского округа № хх, истцу Коваленко Д.В. вновь отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края, по причине достижения им возраста 32 лет и включении его в договор социального найма жилого помещения от хх.хх.хххх № хх по адресу: ххххххх.

            Согласно выписки из поквартирной карточки № хх от хх.хх.хххх за № хх, по адресу: ххххххх, зарегистрированы: с хх.хх.хххх ФИО4 и с хх.хх.хххх Коваленко Дмитрий Викторович, хх.хх.хххх года рождения.

            Из представленных истцом фототаблиц явствует, что жилое помещение по адресу: ххххххх, находится в полуразрушенном состоянии, квартира нежилая, стены перекошены, потрескались, частично отсутствует штукатурка, разрушено печное отопление, соседняя квартира отсутствует.

            В соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» истец Коваленко Дмитрий Викторович 18.10.2022 призван на военную службу по мобилизации (справка от 13.09.2023 за № 310).

            Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, полагает исковые требования Коваленко Д.В. подлежащими удовлетворению.

    Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

    В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 7, пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище установлена Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 40).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года) к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

По смыслу п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ в его взаимосвязи с иными положениями ст.8 указанного Закона, право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами, включенными по достижению ими 14-летнего возраста в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обратившимися по достижении возраста 18 лет с соответствующим письменным заявлением, но которые не были обеспечены жилым помещением до достижения возраста 23 лет.

В соответствии с п. 1-4 ст. 4 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству установлены обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.

В соответствии с абз. 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в п.п.2 п.2 ст.57 ЖК РФ.

Статьей 98.1 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального Закона №159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно пунктам 2 и 3 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта РФ формирует вышеуказанный Список лиц, которые подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Пунктом 3.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из Списка. В частности, к таким обстоятельствам закон относит включение лица в Список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Порядок исключения указанных лиц из списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения лица в Список в другом субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019г. №397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из указанного списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Пунктом 23 названных Правил предусмотрено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте РФ по новому месту жительства (далее – заявление об исключении из списка), в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.

Дети - сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо достижения возраста 18 лет.

Приведенные нормативные положения свидетельствуют о том, что изменение места жительства из числа указанных в Федеральном законе №159-ФЗ категории граждан влечет начало (по заявлению указанных в Правилах лиц) процедуры изменения места учета такого лица.

При этом никаких ограничений, связанных с возрастом этого лица, ни Федеральный закон №159-ФЗ, ни вышеуказанные Правила не содержат.

Напротив, п.9 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ прямо указано, что к числу лиц, на которых распространяются предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии прав на жилое помещение, отнесены лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не обеспечены жилыми помещениями.

Согласно правовой позиции, сформулированной Верховным судом РФ в Обзоре судебной практики от 27.09.2006г. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда за второй квартал 2006 года», достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права внеочередного предоставления жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Обращение истца Коваленко Д.В. в суд с указанным иском было вызвано отказом Администрации Лесозаводского ГО во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащего обеспечению жилым помещением на территории Приморского края. Суд полагает, что данный отказ противоречит закону, поскольку смена постоянного места жительства, а именно, переезд из Алтайского края на постоянное место жительства в Приморский край, не может являться основанием лишения заявителя права на предоставление жилого помещения, как ребенку-сироте, по месту своего жительства, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории РФ.

В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой, как было указано выше, ст.40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.

Это связано с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства.

Во исполнение реализации вышеуказанных правовых норм, Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ.

При этом, федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

           В соответствии со ст.20 ГК РФ местом проживания признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно проживает в качестве собственника, по договору найма, договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях. Истец Коваленко Д.В. имеет регистрацию по постоянному месту проживания в ххххххх, как член семьи нанимателя, опекаемый. Иного жилья на территории РФ истец не имеет. Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Поэтому суд не может принять во внимание доводы стороны ответчика, о том, что истец утратил право на включение в вышеуказанный Список по новому месту жительства, поскольку обратился с таким заявлением после достижения возраста 23 лет и не использовал свое право получения жилого помещения по прежнему месту жительства.

          Жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организаций для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем (п.п.1, 4, 5, 7, 9 ст.8 Закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ; п.8 ч.1 ст.93, ст.98.1, ч.1 ст.109.1 ЖК РФ).

Аналогичные положения содержатся в Законе Приморского края от 24.12.2018 года № 433-K3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на территории Приморского края».

            Исходя из п. 1 Обзора Верховного суда практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями при определении права детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору найма специализированного жилого помещения, возможность проживания указанных лиц в жилом помещении, собственником которого они не являются, а также их имущественное положение правового значения не имеют (Бюллетень Верховного суда РФ № 6 июнь 2021 г).

            Конституцией РФ провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

            В судебном заседании достоверно установлено, что истец Коваленко Д.В. является ребенком-сиротой, его статус и право на меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения либо жилищной субсидии никем не оспаривается. Истец Коваленко Д.В. с 2004 года постоянно проживал по месту проживания опекуна, с 2011г. имел регистрацию по постоянному месту жительства на территории Приморского края. В возрасте 19 лет, после службы по призыву, он обратился в отдел опеки Администрации Лесозаводского городского округа с письменным заявлением о постановке его на специализированный учет на получение жилого помещения, однако, ему было рекомендовано обратиться с заявлением в администрацию по предыдущему месту жительства в Алтайском крае, где ему также было отказано в постановке на специализированный учет. Таким образом, в связи с несогласованностью действий Администрации Красногорского района Алтайского края и Администрации Лесозаводского ГО Приморского края, истец не был поставлен на специализированный учет, как ребенок-сирота, ни Лесозаводский отдел Приморского края, ни Красногорский отдел Алтайского края не произвели постановку истца на учет для получения жилого помещения, что привело к нарушению конституционного права истца на обеспечение специализированным жилым помещением.

          Суд находит требования истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

            Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

        Исковые требования Коваленко Дмитрия Викторовича к Администрации Лесозаводского городского округа Приморского края о возложении обязанности включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления специализированного жилого помещения, удовлетворить.

    Возложить на Администрацию Лесозаводского городского округа Приморского края обязанность включить Коваленко Дмитрия Викторовича, хх.хх.хххх рождения, уроженца ххххххх, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением из государственного специализированного жилищного фонда на территории Приморского края.

    Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда, в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

                                                        Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29.02.2024.

                                                    Судья                                                                       Н.П. Федотова

2-103/2024 (2-990/2023;) ~ М-868/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коваленко Дмитрий Викторович
Ответчики
Администрация ЛГО
Другие
Отдел опеки и попечительства администрации ЛГО
Фалько Александра Александровна
Суд
Лесозаводский районный суд Приморского края
Судья
Федотова Н.П.
Дело на сайте суда
lesozavodsky--prm.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2023Передача материалов судье
08.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.01.2024Предварительное судебное заседание
31.01.2024Предварительное судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее