Дело № 2-850/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 июня 2022 года
Первомайский районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Л.А.,
при секретаре Яковлевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в г.Пензе гражданское дело по иску администрации Первомайского района г.Пензы к ТСЖ «Пушанина-46» о понуждении к исполнению обязанностей, установленных законодательством об обращении с отходами производства и потребления,
установил:
администрация Первомайского района г.Пензы обратилась в суд с иском к ТСЖ «Пушанина-46» о понуждении к исполнению обязанностей, установленных законодательством об обращении с отходами производства и потребления. В обосновании заявленных требований указывая на то, что обслуживание многоквартирного жилого дома № 46 по ул.Пушанина в г.Пензе осуществляет ТСЖ «Пушанина-46», которое в силу норм действующего законодательство обязано организовать площадку накопления твердых коммунальных отходов. Порядок создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов определен постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039. Согласно Порядку лица, на которые законодательством возложена обязанность создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, подают в орган местного самоуправления (администрацию района) письменную заявку по форме, в данном случае утвержденной приказом администрации Первомайского района г.Пензы № 8-р от 13.01.2020. Администрация района в свою очередь, в целях оценки представленной управляющей организацией заявки на предмет соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов запрашивает позицию Управления Роспотребнадзора по Пензенской области. На основании положительного заключения Управления Роспотребнадзора по Пензенской области ТСЖ «Пушанина-46» обязано создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов.
В настоящее время место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов на территории многоквартирного дома № 46 по ул.Пушанина в г.Пензе не создано (отсутствует). Соответствующая заявка в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» в администрацию района не подана, контейнерная площадка за указанным домом, обслуживаемым ответчиком, не закреплена.
Таким образом, ответчиком, как юридическим лицом, взявшим на себя обязательства по управлению и обслуживанию многоквартирным домом № 46 по ул.Пушанина в г.Пензе, установленные нормами федерального законодательства, не исполнены.
Истец просит обязать ТСЖ «Пушанина-46» представить в администрацию Первомайского района г.Пензы заявку на создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на придомовой территории многоквартирного дома № 46 по ул.Пушанина в г.Пензе. После получения согласования администрации Первомайского района г.Пензы создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на придомовой территории многоквартирного дома № 46 по ул.Пушанина в г.Пензе.
В судебном заседании представитель администрации Первомайского района г.Пензы Козлова С.С., действующая на основании доверенности, имеющейся в материалах дела, исковое заявление и доводы изложенные в нем поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные его содержанию.
Представитель ответчика ТСЖ «Пушанина-46» Сайди А.М-хан, действующий на основании протокола № 89 заседания правления ТСЖ «Пушанина-46» от 05.10.2021 с заявленными требованиями согласен.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее 5 содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (пункт 26 (1)).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила № 491).
Согласно подпункту «ж» пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества включен не только земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, но и иные объекты, предназначенные для обслуживания этого дома.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170).
Пунктом 3.7.1 Правил № 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в не канализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Как предусмотрено п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (ред. от 14.02.2022) на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами <1> должны быть обустроены <2> контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) <3> или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки <4> для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров <5>) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, многоквартирный дом № 46 по ул.Пушанина в г.Пензе находится под управлением ТСЖ «Пушанина-46», которое в силу норм действующего законодательство обязано осуществить мероприятие по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Данные Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
В соответствии с пунктом 3 Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 1.30.а. статьи 45 Устава города Пензы согласование создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории района города Пензы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, находится в компетенции администрации района.
Уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления. В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В данном случае Управления Роспотребнадзора по Пензенской области. По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса. В случае направления запроса срок рассмотрения заявки может быть увеличен по решению уполномоченного органа до 20 календарных дней, при этом заявителю не позднее 3 календарных дней со дня принятия такого решения уполномоченным органом направляется соответствующее уведомление.
По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Основаниями отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов являются: а) несоответствие заявки установленной форме; б) несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
О принятом решении уполномоченный орган уведомляет заявителя в срок, установленный пунктами 5 и 6 настоящих Правил.
В решении об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в обязательном порядке указывается основание такого отказа.
После устранения основания отказа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов заявитель вправе повторно обратиться в уполномоченный орган за согласованием создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в порядке, установленном настоящим разделом Правил.
С учетом изложенного порядка, ТСЖ «Пушанина-46» обязано заполнить и представить заявку на создание места (площадки) накопления твердых отходов в администрацию района. Как указал истец, заявка подается по форме, утвержденной приказом администрации Первомайского района г. Пензы от 13.01.2020 №8-р.
Администрация района, в целях оценки представленной управляющей организации заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов запрашивает позицию Управления Роспотребнадзора по Пензенской области.
Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создается ТСЖ «Пушанина-46» на основании положительного заключения Управления Роспотребнадзора по Пензенской области.
Судом установлено, что в настоящее время место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов на территории многоквартирного домов № 46 по ул. Пушанина в г.Пензе не создано (отсутствует).
Соответствующая заявка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» в администрацию районе не подана, контейнерная площадка за многоквартирным жилым домом, обслуживаемым ответчиком, не закреплялась.
Таким образом, ТСЖ «Пушанина-46», как юридическое лицо, взявшее на себя обязательства по управлению и обслуживанию многоквартирным домом № 46 по ул.Пушанина в г.Пензе, обязанности, установленные указанными выше нормативными актами, не исполнило.
10.12.2021 администрация Первомайского района г.Пензы подготовила в адрес ТСЖ «Пушанина-46» претензию с требованием создать на придомовой территории многоквартирного жилого дома № 46 по ул.Пушанина в г.Пензе место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов. Сведения о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов внести в реестр, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018.
Претензия была получена на руки председателем ТСЖ «Пушанина-46» Сайди А.М.-х. – 10.12.2021 (л.д.38).
Однако в установленный срок (не позднее 10 дней со дня получения претензии) требования, изложенные в претензии, выполнены не были. Не выполнены они и на день рассмотрения дела в суде, что также не оспаривалось в судебном заседании представителем ТСЖ «Пушанина-46» Сайди А.М.-х.
При таких обстоятельствах. Суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, а заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме, то в силу ч.1 ст.130 ГПК РФ суд считает возможным взыскать с ТСЖ «Пушанина-46» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск администрации Первомайского района г.Пензы к ТСЖ «Пушанина-46» о понуждении к исполнению обязанностей, установленных законодательством об обращении с отходами производства и потребления – удовлетворить.
Обязать ТСЖ «Пушанина-46» (ОГРН 1095837000610, дата регистрации 10.03.2009, адрес: г.Пенза, ул.Пушанина, д.46) представить в администрацию Первомайского района г.Пензы заявку на создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на придомовой территории многоквартирного дома № 46 по ул.Пушанина в г.Пензе и после ее согласования создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на придомовой территории многоквартирного дома № 46 по ул.Пушанина в г.Пензе.
Взыскать с ТСЖ «Пушанина-46» (ОГРН 1095837000610, дата регистрации 10.03.2009, адрес: г.Пенза, ул.Пушанина, д.46) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через первомайский районный суд г.Пензы в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2022 года.
Судья Л.А. Тарасова