с.Чикола 18.04.2012г.
Ирафский районный суд в составе председательствующего судьи Батырова А.Р., с участием помощника прокурора Ирафского района Цопановой А.А., при секретаре Цоковой Т.Дз., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Ирафского района РСО-Алания о признании незаконным бездействие администрации Хазнидонского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, выразившееся в отсутствии участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Ирафского района Хаев М.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации Хазнидонского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, выразившееся в отсутствии участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Помощник прокурора Ирафского района Цопанова А.А. в судебном заседании заявление поддержала и пояснила, что прокуратурой Ирафского района в марте 2012года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Хазнидонского сельского поселения <адрес> РСО-Алания возложенных на них полномочий по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. В результате проверки установлено, что органами местного самоуправления Хазнидонского сельского поселения указанные полномочия фактически не осуществляются, что нарушает основные права и свободы человека и гражданина на территории Хазнидонского сельского поселения, надлежащая защита национальной безопасности не обеспечена. Между тем, согласно п.7.1 ч.1 ст.14 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения отнесено к вопросам местного значения поселения. В силу пункта 7 раздела 2 Концепции противодействия терроризму, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. Борьба с терроризмом предусматривает выработку адекватных мер по предупреждению и предотвращению терроризма в любой форме (применение или угроза применения взрывных веществ, включая ядерные, радиоактивных, химических, биологических, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ и т.д. Согласно приказа от 25.10.2004г. № 484 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается для решения задач по определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций; оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций; разработке мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории. Разработка паспорта безопасности территории муниципального образования организуется органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 3 Устава МО «Хазнидонское сельское поселение», на должностных лиц администрации Хазнидонского сельского поселения возлагаются обязанности по участию в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Кроме того, согласно п.1, п.7 ст.2 и ч.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006г. "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). С учетом изложенного, обязанность по принятию мер и организации антитеррористической защищенности возложена на органы государственной власти и местного самоуправления. Однако в ходе проверки выявлено бездействие органов местного самоуправления Хазнидонского сельского поселения в осуществлении возложенных на них полномочий, что выразилось в том, что план по профилактике терроризма и экстремизма не разработан; запланированные в 2011году пункты плана не выполнены; документы об исполнении плана отсутствуют; наглядной агитации противодействия терроризму в помещении администрации и на территории поселения не имеется, паспорт безопасности муниципального образования не разработан; в помещении администрации отсутствует охранно-пожарная сигнализация и тревожная кнопка сигнализации; обязанности по работе в сфере профилактике терроризма и экстремизма, ведению документации по данному направлению на конкретного сотрудника администрации не возложены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения главой Хазнидонского сельского поселения в 2012году не запланировано. В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ, проект решения Собрания представителей сельского поселения об утверждении бюджета разрабатывается администрацией сельского поселения, а само решение Собрания представителей подписывается главой администрации сельского поселения. Между тем, администрацией Хазнидонского сельского поселения в проект бюджета, в строке расходов "другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности", не включено финансирование мероприятий по профилактике терроризма. В связи с чем, по вине администрации Хазнидонского сельского поселения в решении Собрания представителей Хазнидонского сельского поселения "О бюджете Хазнидонского сельского поселения на 2011год и плановый перио<адрес>годы", не запланировано финансирование мероприятий по профилактике терроризма в строке расходов "другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности". Прокуратурой в феврале 2012г. так же проводилась проверка исполнения законодательства о противодействии экстремизму, в ходе которой выявлено, что администрация Хазнидонского сельского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не разработала план работы по профилактике терроризму и экстремизму на 2012г. По результатам проверки прокуратурой района внесено главе администрации сельского поселения представление об устранении нарушений закона. Однако по настоящее время администрацией Хазнидонского сельского поселения указанный план еще не разработан. Просит признать незаконным бездействие администрации Хазнидонского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, выразившееся в отсутствии участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. Обязать администрацию Хазнидонского сельского поселения <адрес> РСО-Алания в течение двух месяцев провести планирование мероприятий по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, а именно: обеспечить наглядную агитацию противодействия терроризму в помещении администрации и на территории поселения, разработать паспорт безопасности администрации поселения, установить в помещении администрации охранно-пожарную сигнализацию и тревожную кнопку, возложить обязанности по работе в сфере профилактике терроризма и экстремизма, ведению документации по данному направлению на конкретного сотрудника администрации, подготовить проект о внесении изменений и дополнений в бюджет Хазнидонского сельского поселения на 2012-2013годы о включении в строку расходов "другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности" финансирование мероприятий по профилактике терроризма.
Представитель заинтересованного лица - администрации местного самоуправления Хазнидонского сельского поселения <адрес> РСО-Алания должным образом извещенный о дне и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. На основании ст.167 ГПК суд считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав мнение помощника прокурора Ирафского района Цопановой А.А., исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно п.7.1 ч.1 ст.14 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.
В соответствии пункта 7 раздела 2 Концепции противодействия терроризму, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Согласно приказа от 25.10.2004г. № 484 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается для решения задач по определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций; оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций; разработке мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории. Разработка паспорта безопасности территории муниципального образования организуется органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 3 Устава МО «Хазнидонское сельское поселение <адрес> РСО-Алания», на должностных лиц администрации Хазнидонского сельского поселения <адрес> РСО-Алания возлагаются обязанности по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
С учетом изложенного, обязанность по принятию мер и организации антитеррористической защищенности возложена на органы государственной власти и местного самоуправления.
Кроме того, согласно п.1, п.7 ст.2 и ч.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006г. "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно акту прокурорской проверки от 28.03.2012г. установлено, что органами местного самоуправления Хазнидонского сельского поселения <адрес> РСО-Алания указанные полномочия фактически не осуществляются, что нарушает основные права и свободы человека и гражданина на территории Хазнидонского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, надлежащая защита национальной безопасности не обеспечена.
В соответствие п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом «О противодействии терроризму», ст. ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Хазнидонского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, выразившееся в отсутствии участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Обязать администрацию Хазнидонского сельского поселения <адрес> РСО-Алания в течение двух месяцев провести планирование мероприятий по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения – обеспечить наглядную агитацию противодействия терроризму в помещении администрации и на территории поселения, разработать паспорт безопасности администрации поселения, установить в помещении администрации охранно-пожарную сигнализацию и тревожную кнопку, возложить обязанности по работе в сфере профилактике терроризма и экстремизма, ведению документации по данному направлению на конкретного сотрудника администрации, подготовить проект о внесении изменений и дополнений в бюджет Хазнидонского сельского поселения на 2012-2013годы о включении в строку расходов "другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности" финансирование мероприятий по профилактике терроризма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд РСО-Алания в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий А.Р. Батыров