Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-669/2020 (33а-16235/2019;) от 18.12.2019

Судья Наточеева М.А.         адм. дело №33а-669/2020 (33а-16235/2019)

(2а-4240/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 января 2020 года                                г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего     Шилова А.Е.,

судей                         Клюева С.Б., Лазаревой М.А.,

при секретаре                  Туроншоевой М.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 14 октября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия

установила:

Кучин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка площадью 738 кв.м по адресу: <адрес>, и части жилого дома площадью 37,7 кв.м, расположенного на данном земельном участке. Ввиду того, что жилой дом выходит за границы земельного участка и частично расположен на территории общего пользования - земельном участке, занимаемым объектом дорожного хозяйства, Кучин А.В. обратился к главе г.о. Самара с заявлением от 25.09.2018 о предоставлении в аренду земельного участка. 31.10.2018 Департаментом управления имуществом г.о.Самара принято распоряжение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое административный истец обжаловал в суд. Решением от 18.03.2019 Ленинский районный суд г.Самары признал распоряжение незаконным и обязал Департамент управления имуществом г.о. Самара рассмотреть заявление Кучина А.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 77 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. При новом рассмотрении Департамент распоряжением от 05.06.2019 №423 вновь отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Считая, что приведенные в нем основания отказа не соответствуют закону, Кучин А.В. просил суд признать распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 05.06.2019 №423 незаконным и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предварительно согласовать предоставление земельного участка, площадью 77 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 14 октября 2019 года требования удовлетворены частично. Признано не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Кучина А.В. распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 05.06.2019 № 423 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. На Департамент управления имуществом г.о. Самара возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, возобновив работу по рассмотрению заявления Кучина А.В. от 25.09.2018 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 77 кв.м, расположенного по адресу: г<адрес>.

В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о.Самара просит решение отменить как незаконное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В заседании суда апелляционной инстанции Кучин А.В. и его представитель Ерофеев А.В. (по доверенности) возражали против доводов жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Согласно постановлению Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент управления имуществом г.о.Самара наделен полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами.

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из материалов дела следует, что Кучин А.В. является собственником земельного участка площадью 738 кв.м по адресу: <адрес> с кадастровым номером .

Ему же принадлежит часть жилого дома с кадастровым номером площадью 37,7 кв.м, расположенного на указанном земельном участке с кадастровым номером . Из заключения кадастрового инженера и схемы расположения земельного участка следует, что часть жилого дома с кадастровым номером выходит за пределы принадлежащего Кучину А.В. земельного участка и налагается на земельный участок с кадастровым номером , занимаемого объектом дорожного хозяйства – улицей Люберецкая. Площадь наложения составляет 1,4 кв.м.

25.09.2018 Кучин А.В. обратился к Главе г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 77 кв.м, занятого частью жилого дома, в чем решением Департамента управления имуществом г.о.Самара от 31.10.2018 ему отказано.

Решением Ленинского районного суда г.Самара от 18.03.2019 решение Департамента управления имуществом г.о.Самара от 31.10.2018 признано незаконным с возложением на Департамент обязанности возобновить работу по рассмотрению заявления Кучина А.В. от 25.09.2018 о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от 05.06.2019 №423 Кучину А.В. вновь отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, пункт 31 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ, пункт 5 статьи 10.10 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле». В обоснование отказа указано на следующие обстоятельства: предельный минимальный размер земельного участка, установленный градостроительным регламентом зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в соответствии с действующими Правилами застройки и землепользования в городе Самара для индивидуального жилищного строительства составляет 300 кв.м; пересечение границ земельного участка с границами другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара от 05.06.2019 №423 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда исходя из следующего.

Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, что, в свою очередь, является основанием для отказа в предварительном согласовании земельного участка (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, которые определяются градостроительными регламентами в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в отношении образуемых (изменённых) земельных участков устанавливаются градостроительные регламенты.

Отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с несоблюдением предельного минимального размера земельного участка для индивидуального жилищного строительства в зоне Ж-1 (300 кв.м), административный ответчик не учел, что земельный участок испрашивался в аренду не для целей индивидуального жилищного строительства, а в связи с нахождением на испрашиваемом участке части уже существующего жилого дома, принадлежащего истцу на праве собственности.

Между тем, в таком случае в силу действующего правового регулирования необходимо исходить из соразмерности площади испрашиваемого земельного участка и площади под объектом недвижимости, поскольку исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на ту часть земельного участка, которая занята этим объектом и необходима для его использования.

В обоснование оспариваемого отказа также указано, что имеется пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами другого земельного участка.

Согласно пункту 17 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

Оспариваемое решение указанным требованиям не отвечает, в нем, в частности, не конкретизировано, с границами какого другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, пересекается испрашиваемый земельный участок.

Доводы административного ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, занятой объектами дорожного хозяйства, не могут быть приняты во внимание, так как данное конкретное обстоятельство не указано в оспариваемом распоряжении.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что вывод суда о незаконности распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара от 05.06.2019 №423 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка является правильным.

Разрешая вопрос о восстановлении нарушенных прав и законных интересов административного истца, суд обоснованно, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 227 КАС РФ, обязал административного ответчика возобновить рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не вмешиваясь в компетенцию органа местного самоуправления в данном вопросе и не предрешая существо решения, которое должно быть принято.

Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка повторяют мотивы, приведенные Департаментом управления имуществом г.о.Самара в оспариваемом распоряжении от 05.06.2019 №423, и аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными по основаниям, изложенным выше.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.

Руководствуясь статьями 304, 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Самары от 14 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о.Самара – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-669/2020 (33а-16235/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кучин А.В.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Другие
Департамент градостроительства г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
18.12.2019Передача дела судье
21.01.2020Судебное заседание
19.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее