УИД: 92RS0004-01-2022-001589-94
Дело № 2-1619/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2022 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Кузнецова В.В.
при помощнике судьи Голубенко И.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1619/2022 по исковому заявлению Ереминой Ольги Васильевны, Коломиец Марины Васильевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Юзловой Анне Юрьевне об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с настоящими исковыми требованиями к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Юзловой А.Ю. об установлении границ земельного участка, в обоснование исковых требований указали следующее.
Истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 91:04:001005:1439, площадью 479 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (Еремина Ольга Васильевна – 1/4 доли) и свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ (Коломиец Марина Васильевна – 3/4 доли). Указанный земельный участок был сформирован в ДД.ММ.ГГГГ году и существует на местности более 15 лет, что подтверждается распоряжением Нахимовской районной государственной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, техническим паспортом на жилой дом по <адрес>. На указанном земельном участке в 1957 году выстроен жилой дом, который находится в собственности истцов. Однако границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. Площадь фактического землепользования принадлежащего истцам участка составляет 494 кв. м. Площадь уточняемого участка согласно сведений ЕГРН составляет 479 кв. м. Площадь земельного участка по фактическому землепользованию больше площади, зарегистрированной в ЕГРН на 15 кв.м., что составляет не более 10% от зарегистрированной в ЕГРН площади, что допустимо с точки зрения действующего законодательства. По заявлению истцов о внесении сведений о границах земельного участка в ЕГРН было получено уведомление Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя о неустранении причин приостановления осуществления государственного кадастрового от ДД.ММ.ГГГГ в связи с непредставлением документов, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности более 15 лет.
На основании изложенного, истцы просят суд установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о следующих поворотных точках земельного участка с кадастровым номером №:
<адрес> | <адрес> | |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
Истцы Еремина О.В., Коломиец М.В. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие истцов в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношения города Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ.
Ответчик Юзлова А.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства, с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает, что истцы доказали законность и обоснованность своих требований в силу следующих причин.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ - права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 2 ст. 6, ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права представляет собой часть земной поверхности, имеющую границы, которые описаны и удостоверены в установленном законом порядке. Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации. При этом такая индивидуализация означает, что земельный участок прошел кадастровый учет и ему присвоен соответствующий кадастровый номер, определены его местоположение, границы. Установление границ производится в определенном порядке, в частности межеванием.
В соответствии с действующим законодательством объектом земельных, гражданских, иных правоотношений земельный участок может быть при условии, что в установленном порядке определены (описаны и удостоверены) его границы.
Судом установлено, что истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, площадью 479 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (Еремина Ольга Васильевна – 1/4 доли) и свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ (Коломиец Марина Васильевна – 3/4 доли).
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных правоотношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
В силу статей 68, 70 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
Подтверждением существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, являются сведения государственного кадастра недвижимости (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости 30.08.2021 г., предоставленной <данные изъяты> граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения, необходимые для заполнения раздела описание местоположения земельного участка, отсутствуют.
Из ответа <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведениями о кадастровых номерах на дом с придворными пристройками расположенный по адресу г. Севастополь, <адрес> бюро не располагает.
Согласно ответа Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ, архивах <данные изъяты> (осуществляла регистрацию прав на земельные участки до ДД.ММ.ГГГГ) отсутствует архивная документация в отношении земельного участка, с кадастровым номером № расположенного по адресу <адрес>
Из заключения кадастрового инженера ФИО5 следует, что на основании выписки из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ ЗУ кадастровый номер № сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные", площадь земельного участка составляет 479 кв. м
Уточненные границы земельною участка с кадастровым номером № установлены с учетом фактического землепользования. Граница земельного участка описана по существующему капитальному забору и границам объектов недвижимости, расположенным на земельном участке.
В соответствии с письмом МЭР РФ от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждением правомерности определенного кадастровым инженером место положения границ земельного участка являются подписи заинтересованных лиц, содержащиеся в акте согласования местоположения границ земельного участка оформленным в соответствии с положением статьи 40 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Земельный участок по границе контура № граничит с землями неразграниченной муниципальной собственности, согласование не проводилось. Собственник смежного земельного участка документы для ознакомления предоставил. Площадь уточняемого земельного участка составила 494 кв. м., что отличается от сведений, содержащихся в ЕГРН на 15 кв.м., в свою очередь это составляет 3,1 %. Работы выполнены на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ. Нормативные правовые акты, устанавливающие предельные минимальный и максимальный размеры земельных участков на территории г. Севастополя отсутствуют.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Одним из основных сведений в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», позволяющих определить земельный участок, в качестве индивидуально определенной вещи является - описание местоположения границ земельных участков. Границы земельного участка – это линии, определяющие пределы земельного участка. Устанавливаются на местности (в натуре) и фиксируются в документах установленной формы (планы, чертежи границ). Чтобы установить границы земельного участка на законном основании, проводится межевание земельного участка.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости - это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В статье 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» указан порядок согласования местоположения границ земельных участков. В соответствии с вышеуказанной статьей, если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ испрашиваемого земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, принадлежащими им на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (далее – заинтересованные лица), если уточнены границы участка, в отношении которого проводились работы, или смежных участков, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 70 ЗК РФ).
Согласно с ч. 7 ст. 1 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных сведений об объектах недвижимости.
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (п. 8 ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ).
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального Закона №218-ФЗ), в том время как в силу п. 2 ч. 6 ст. 43 Федерального закона № 218-ФЗ копия документа о разрешении земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке является основанием для исключения сведений о наличии спора о местоположении границ земельного участка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
В силу ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель используются документы, подготовленные в результате проведения землеустройства. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон о землеустройстве).
В соответствии со ст. 17 Закона о землеустройстве порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации. Согласно п. 2 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 №688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.
В соответствии с п.7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно части 7 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии со ст. 22 Федерального Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о земельных участках, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке.
Местоположение границ земельных участков устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. В случае если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательств о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ в текстовой части межевого плана.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (ч.5 ст. 40 № 221-ФЗ).
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ №10 Пленума ВАС №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся в частности, иски об установлении границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Исходя из ч. 9 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, границы земельного участка должны определяться по фактическому землепользованию, с учетом предусмотренных нормативов и при отсутствии правоустанавливающих документов границы такого участка определяются по фактическому пользованию, которое существует более 15 лет.
Суд полагает, что границы и размер земельного участка достоверно определены кадастровым инженером с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка установлены с учетом красных линий и границ смежных земельных участков.
Земельный участок становится индивидуально-определенной вещью с момента проведения его государственного кадастрового учета, который, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", определяется как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на кадастровый учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке ( ч.5 ст. 40 № 221-ФЗ ).
Таким образом, перед обращением в суд, собственник должен соблюсти предусмотренную законом процедуру уточнения местоположения границ путем выполнения кадастровых работ кадастровым инженером, составления межевого плана, на основании которого могут быть внесен учет изменений объекта недвижимости, согласования границ земельного участка со смежными землепользователями. Данная обязанность была соблюдена истцом.
Решение суда - единственное возможное основание для учета изменений в Едином государственном реестре недвижимости в отношении местоположения и границ земельного участка. Со смежным собственником земельного участка, сведения о границах которого имеются в ЕГРН, у истца спор по границам отсутствует. Споров с другими смежными землепользователями также не заявлено.
В данном случае из материалов дела усматривается, что границы земельного участка, принадлежащего истцу, были определены кадастровым инженером ФИО5 согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в координатах характерных (поворотных) точек границ:
<адрес> | <адрес> | |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о следующих поворотных точках земельного участка с кадастровым номером №
<адрес> | <адрес> | |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
Решение может быть обжаловано в Ставропольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: В.В. Кузнецов
Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2022 года.